Музицирование в детском оркестре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________2-3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ,
ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. __________________________4-5
1.1Виды детских музыкальных инструментов___________5-8
1.2. Методика обучения игре на детских музыкальных
Инструментах______________________________________9-12
1.3. Задачи обучения_______________________________13-14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ
2.1 Виды оркестров, их отличительные особенности____15-16
2.2 Содержание работы по организации и руководству
оркестром в детском саду__________________________17-19
2.3 Значение игры на детских музыкальных инструментах
для развития музыкальных способностей ребёнка.
Воспитательные возможности детского оркестра_______20-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________22-24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_________________25
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по музыке.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________2-3

ГЛАВА 1.  ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ,

 ИСТОРИЯ  ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. __________________________4-5

1.1Виды детских музыкальных инструментов___________5-8

1.2. Методика обучения игре на детских музыкальных

Инструментах______________________________________9-12

1.3.  Задачи обучения_______________________________13-14

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ

2.1 Виды оркестров, их отличительные особенности____15-16

2.2 Содержание работы по организации и руководству

 оркестром  в детском саду__________________________17-19

2.3 Значение игры на детских музыкальных инструментах

 для развития музыкальных способностей ребёнка.

Воспитательные возможности детского оркестра_______20-21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________22-24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_________________25

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

   Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

      Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

      Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей дошкольного возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости.

    Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей. Большое значение игре на детских музыкальных инструментах придавали и создатели действующей системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 
Еще в 20-е годы ХХ столетия Н.А. Метлов говорил о роли этого вида детской музыкальной деятельности. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра.

     Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы ХХ века работали известные педагоги - Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие.   Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).  

    Цель исследования: выяснение влияния обучения игре на музыкальных инструментах на развитие музыкальных способностей детей. 
      Объект исследования:  дети дошкольного возраста.  

     Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах. 
     Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если: 
1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость; 
2. В процесс обучения активно включается взрослый; 
3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей. 
     Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. 
    В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать виды детских музыкальных инструментов

2. Проанализировать методики обучения игре на детских музыкальных инструментах, выявить способствующие наиболее эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей.

3. Рассмотреть методические особенности обучения детей коллективному

музицированию, определить виды оркестров, их отличительные особенности. 

Глава1. Характеристика музыкальных инструментов, история их возникновения.

     Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III— II вв. до н. э., которые являются прообразами ныне существующих. 
      Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных — в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан). 
    Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу натягивая ее на пустой сосуд. 
      Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже — дерево и металл. 
     В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов — народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные. 
      Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них — свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность — язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные. 
     Современные духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра  делятся на две группы: деревянные (флейта, кларнет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон, туба). 
     Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки). 
     Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом — лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты.    Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра. 
      Другой способ звукоизвлечения — смычком — положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Это народные инструменты: древнерусский гудок, скрипка. Струнные смычковые составляют основную группу инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас. 
      Особая группа инструментов — клавишные: клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах. 
      Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян. 
      Поистине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Виды детских музыкальных  инструментов.

 
      В работе с детьми применяются  различные музыкальные инструменты  и игрушки.   Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра   (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет).           Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые).

     В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.  
      Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.  
      Звучащие:

1. Игрушки-инструменты  со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.  
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.  
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.  
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их рассмотрим подробнее:

      Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

      Существует определенная  классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно   воспользоваться   и   применительно   к   детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.  
      Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).    Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный. 
      Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы симоны – яркий и даже резковатый.

      Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.  
      Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.  
      Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.  
     Ударные инструменты и игрушки (как инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных Карлом Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены.

      Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Имеются два варианта палочки, которыми ударяют по пластинам, - с деревянными или резиновыми шариками на концах.

      Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно

 быть  удобно, руки должны двигаться  свободно.

      Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются сле-

дуя этапам:

• знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов 
• умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к

пластинке во время удара)

• овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)

   Выразительные  возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Одни из них обладают "стучащим" тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - "звенящим тембром: треугольники, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи ( по типу погремушек) имеют "шуршащий" тембр: маракасы, погремушки, коробочки. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием. 

       Таким образом,  в детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, обучения детей начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

Информация о работе Музицирование в детском оркестре