История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. В.В. Андреев и реконструированная им трёхструнная домра. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной домры. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. Домристы - лауреаты Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). Домра в системе музыкального образования. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. Цыганков - исполнитель и композитор.

Вложенные файлы: 1 файл

История домры и домровое исполнительство XVI.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

На третьем конкурсе в Туле было заявлено 67 домристов. Первую премию завоевал ученик В.Круглова Сергей Лукин (ныне - народный артист России, солист оркестра им. Осипова). Вторую премию разделили 5 участников (!): И.Емельянчикова, В. Волохин, И. Глыбина, М. Горобцов, М.Котомин. Третья премия поделена между Н. Бурдыкиной и Г.Ермолиным. При положительных результатах конкурса (возросшее мастерство, юный возраст, широкая география) было заметно репертуарное однообразие, прежде всего у трехструнников (в основном, сочинения А.Цыганкова).

В четвертом конкурсе (1986) снова приняло участие большое количество домристов - 62 человека. Заметно отретушировались две домровые школы - московская и уральская; неплохо показали себя музыканты из Ленинграда и Ростова-на-Дону. Первая премия - Михаил Савченко (Ростов-на-Дону), вторая, - А.Галашенкова (Ленинград), третья - Ю.Верихова (Свердловск), В.Пак, А. Рослякова, И.Рурак (все - Москва), И.Костяная (Ленинград).

Последующие Всероссийские  конкурсы (Горький - 1990, Воронеж - 1994), а  также международные конкурсы в  Череповце ("Кубок Севера") и Твери (имени В.В.Андреева) вновь продемонстрировали растущее мастерство домристов-солистов.

Высокое качество конкурсных результатов было подтверждено дальнейшей творческой жизнью лауреатов, многие из которых стали заслуженными артистами  России, солистами российских творческих коллективов. Так, например, Михаил Уляшкин  широко известен как руководитель и солист ансамбля "Урал" (ныне он заслуженный артист РФ, доцент Уральской консерватории). Ираида Ерохина успешно преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных и ежегодно даёт сольные концерты. Сергей Лукин - концертмейстер домр и солист Национального академического оркестра народных инструментов им. Осипова, народный артист РФ.

Отрадно отметить развитие исполнительства на альтовой домре. Ещё в 1979 году на II Всероссийском  конкурсе Виктор Роммель (выпускник  Астраханской государственной консерватории, класс профессора Б.М.Стуса) успешно представил свой альт и завоевал третью премию. В 1986 году на III конкурсе альтист Михаил Горобцов (выпускник ГМПИ им. Гнесиных, класс доцента В. П. Круглова) получил вторую премию. Альтовая домра заняла достойное место и в системе музыкального образования (начиная с училища). На альтовую домру обратили внимание российские композиторы: Ю.Гонцов (Соната для домры альт и фортепиано, Дуэт для домры альт и балалайки примы).

Таким образом, сольное  исполнительство на домре развивается и в количественном, и в качественном направлениях. Среди конкурсантов всё чаще появляются юные музыканты – учащиеся музыкальных школ и училищ, которые на равных условиях и весьма успешно соревнуются со своими старшими и опытными коллегами. Заметно раздвигаются репертуарные рамки, особенно за счёт крупной формы. Расширяется география профессионального домрового исполнительства. Всё это даёт право оптимистично смотреть на будущее русской домры, трёхструнной и четырёхструнной.




Информация о работе История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков