История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. В.В. Андреев и реконструированная им трёхструнная домра. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной домры. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. Домристы - лауреаты Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). Домра в системе музыкального образования. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. Цыганков - исполнитель и композитор.

Вложенные файлы: 1 файл

История домры и домровое исполнительство XVI.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков

Список литературы: 

  1. Андреев В. В. - Материалы и документы. - М., 1986.
  2. Бендерский Л. Г. Страницы истории исполнительства на народных инстру-ментах. - Свердловск,1980. 
  3. Бортник Е. Создатель квинтовой домры //Музыкальная жизнь. - 1975. - № 21.
  4. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. - М, 1976.
  5. Вахрушева Л. П. Из истории домры. Домристы - лауреаты. - Красноярск, 1989.
  6. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. - Л., 1987.
  7. Вольфович В. А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. - Челябинск, 1995.
  8. Всероссийские и Международные конкурсы исполнителей на народных инст-рументах: Буклеты (Москва, Ленинград, Воронеж, Тверь, Тула, Нижний Нов-город, Череповец…).
  9. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.
  10. Максимов Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М., 1983.
  11. Музыкальная энциклопедия. Т. II, VI. - М., 1985.
  12. Народник: Информ. бюллетень. - 1993. - № 1; 1994. - № 2; 1995. - №№ 2,3; 1996. - № 3; 1997. - № 1,3; 1998. - №№ 3,4.
  13. Пересада А. И. Справочник домриста. - Краснодар, 1993.
  14. Фаминцин А. С. Скоморохи на Руси. - СПб, 1995.

_______________________________________________________

Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. В.В. Андреев  и реконструированная им трёхструнная домра. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной  домры. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. Домристы - лауреаты Всесоюзного  смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). Домра в системе музыкального образования. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. Цыганков - исполнитель и композитор. Творческий портрет Т. И. Вольской. Всероссийские и Международные конкурсы исполнителей на народных инструментах и их влияние на формирование академической домровой школы. Домристы 80-90-х годов XX века: И.Ерохина, С. Лукин, М. Уляшкин. Развитие исполнительского мастерства на альтовой домре.

 

"Вопрос о бытовании  домры на Руси в прошлых  веках оставался долгое время  предметом споров и дискуссий,  в особенности после того, как  реконструированная Андреевым домра  была введена в состав первого  национального оркестра народных  инструментов. Причиной тому было отсутствие внешнего описания домры в исторических документах".

Замечено разночтение  в трудах учёных о происхождении  инструмента, его предназначениях, способах игры. Например, В. И. Даль описывает  домру следующим образом: "Домра […] азиятская балалайка, с проволочными струнами[…] едва ли это не коренное русское или славянское слово от "дуть", "дму" потому, что встарь это было духовое орудие, дудка" (Словарь живого великорусского языка). Н. И. Костомаров в "Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в XVII столетии" (СПб, 1887) отмечал, что среди скоморохов "одни играли на гудке, другие били в бубны, домры и накры", то есть причислял домру к ударным инструментам.

"К счастью, в  некоторых старинных дворцовых  записях первой половины XVII столетия сохранились свидетельства о домрачеях, т. е. игрецах на домрах, и о выдававшихся им деньгах на покупку домерных струн, из чего с полной несомненностью заключаем, что домра была инструмент струнный".

"Домра принадлежит  семейству так называемых тамбуровидных инструментов, происхождение которых относится к глубокой древности. Они существовали в Древнем Египте, и их изображение дошло до нашего времени […]. Характерные признаки тамбуровидных инструментов следующие: овальный кузов круглой или грушевидной формы; более или менее удлинённая рукоять с навязанными из жильных струн подвижными или металлическими постоянными ладами, количество которых различно и зависит от длины грифа; количество струн от 2-х до 20-ти и более, как металлические, так и жильные (например, как на торбане или лютне). Строй квартами, терциями или квинтами. Большинство тамбуровидных отличается одинаковым приёмом игры на них, то есть способом извлечения звуков посредством плектра - кусочка дерева, коры, пера, кости или панциря черепахи. История показывает, что музыкальные инструменты с легкостью заимствовались и перенимались одним народом у другого [...]. Но приём игры на нем оставался, большей частью, один и тот же".

"Русская домра гораздо  древнее, чем нередко полагали  её исследователи. Ещё арабский путешественник X века, побывавший на Волге в 921 году, при описании погребального обряда у "русов" отмечал, что умершему ставили в могилу - наряду с пищей и питьём - также и "тунбур". В комментариях видного историка, академика И. Ю. Крачковского к этому тексту даётся следующая расшифровка: "Тунбур - струнный инструмент с круглым ящиком и длинной ручкой для струн" [...]. Финдейзен подчёркивает, что, во всяком случае, это был струнный инструмент, напоминавший арабу его родную лютню".

Таким образом, первые сведения об инструментах домрового типа, бытовавших у славянских племен ("русов"), относятся ко времени, предшествовавшему принятию христианства и татаро-монгольскому нашествию. Это в корне меняет наше представление о домре как инструменте, будто бы заимствованном у восточных народов в эпоху татаро-монгольского ига.

С другой стороны, по словам К.Верткова, "предположение о заимствовании  русскими домры от "азиатских  народов" не лишено основания, поскольку, например, у казахов до настоящего времени находится в употреблении струнный щипковый инструмент с аналогичным названием - домбра... Будучи, вернее всего [...] заимствованной от соседних народов, домра просуществовала на Руси в качестве профессионального инструмента примерно около двух столетий (XVI -конец XVII вв.), после чего вышла из употребления, не оставив в народе памяти. За исключением нескольких поговорок, явно скоморошьего происхождения, в русском фольклоре - былинах, песнях, сказках - домра совершенно не упоминается".

Как выглядела домра  того времени? М.Имханицкий, изучая древние рукописные документы, обнаружил ряд рисунков, иллюстраций, где художники изобразили среди прочих русских инструментов домры. Например, в "Евангелии поучительном" 1524 года, в Псалтыри (1558-1573 годы) - миниатюра "Давид с музыкантами", в "Апокалипсисе" XVII века (1650-1680 годы) - окружение царя Давида, в Годуновской псалтыри 1591 года (Ипатьевский монастырь в Костроме) и т. д. На всех изображениях домра представляет из себя круглый кузов с небольшим грифом и разным количеством струн. Вот почему В. В. Андреев был прав в построении конструкции современной домры: он не отошел от народного образца.

"При сопоставлении  всех найденных изображений домры  в России и изображений аналогичных  инструментов других народов  нашей страны важно обратить внимание на чрезвычайно интересную особенность: все инструменты - кобзы, восточные домбры, дутары, танбуры, комузы и другие - представлены исключительно как сольные. Другие инструменты вместе с ними нигде не изображены. Всё же найденные изображения старинной русской домры XVI-XVII столетий говорят о применении её в совместной игре с другими инструментами [...]. Бесспорным представляется следующий вывод: древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным, прежде всего, для коллективного музицирования".

Итак, домра - представитель  многочисленного семейства тамбуровидных  инструментов, и это не удивительно, поскольку русские народные музыкальные  инструменты не могли развиваться  изолированно от инструментов других народов, особенно живущих в соседних государствах, будь то Средняя Азия, Византия или Западная Европа.

Литературные источники XVI-XVII веков убеждают нас, что у  скоморохов домра была одним из самых  распространенных и любимых инструментов. Более того, в Москве в XVII веке даже существовал целый "домерный ряд", где домра продавалась наряду с другими инструментами. Так, по свидетельству известного историка И. Е. Забелина, в 1634 году "в Домерном ряду куплено за 49 коп. шесть домер потешных, в хоромы царевен для потехи". "Наличие такого торгового ряда говорит ещё о том, что существовал не один кустарь-одиночка, изготовлявший и продававший домры, а целое торгово-производственное сообщество [...]".

Своим возрождением домра, прежде всего, обязана В.В.Андрееву, который задался целью ввести в состав балалаечного ансамбля другие народные инструменты.

"В 1896 году мне  были любезно доставлены г-жой  А.А.Мартыновой две балалайки  (обе с тремя струнами), приобретённые  ею в Вятской губернии в  Котельническом уезде и изготовленные  крестьянами-кустарями. Одна из них была с круглым кузовом и слегка усечённым дном.  Поставив себе за правило не приступать к усовершенствованию, какого бы то ни было народного музыкального орудия, не добыв подлинный его прототип, уцелевший среди народа, я взял за таковой вятскую домру, по которой и был выработан в 1896 году в моей мастерской и под моим наблюдением мастером С. И. Налимовым тип усовершенствованной современной домры, сохранившей все свои основные черты". Таким образом, разработку домр провели В.В.Андреев и С.И.Налимов, а также - чуть позже - Н.П.Фомин и Ф.Пасербский. В оркестре были введены домры дискант, альт, бас (их также называли - малая, средняя, большая). Год введения инструментов в оркестр - 1897.

" Новая домра мало  отклонялась от находки Мартынова  […]. Кузов домры состоял из семи клёпок лучистого клёна. Напоминали они меридианальные сегменты шара со слегка срезанными вершинами. В верхней части клёпки соединялись с пяткой грифа, в нижней - в клеце, находящемся внутри кузова. Между клёпками были вклеены декоративные прожилки - как на балалайке (мастер один - С. И. Налимов. - В.А.). Дека, выполненная из резонансовой тонкослойной ели, склеивалась из двух половин. Голосник обрамляла шестилепестковая розетка, выполненная из клёна […]. В деку врезался трёхлепестковый панцирь, своими очертаниями дублирующий розетку […]. Металлические порожки - лады - в количестве пятнадцати штук - врезались непосредственно в гриф". Диапазон инструмента составлял чуть больше двух октав: от ми первой октавы до фа третьей.

Первые домристы: В.Т.Насонов, С.А.Мартынов - домра дискант, П.П.Каркин (Каркиянен) - альт; позднее - 1898 - Н. В. Чороков - пикколо, Д.М.Пыжеев - малая, С. Л. Попов - бас и т. д. Об исполнительском мастерстве тогдашних домристов судить трудно: нет свидетельств, но если проанализировать партитуры Андреева, Фомина, Насонова, то видно, что домры чаще всего дублировали балалайки, больше всего исполняли кантилену. По мнению Н.Г.Бекназарова и А.Н.Лачинова, первые домристы заложили основу современного искусства игры на домре - посадку, первые приёмы звукоизвлечения. Особая роль в этом принадлежит Петру Петровичу Каркину, который и осуществил в начале XX века первые издания пьес для домры (Б.Годар "Колыбельная", Д.Грациоли "Болеро", А. Симонетти "Романс" и др.).

Вскоре появились и солисты. "К 1909 году относится первое упоминание о сольном выступлении домриста. И хотя автор публикации (Музыка и пение. - 1909. - № 10) неодобрительно отозвался о выступлении исполнителя, вынесшего на суд слушателей свою "Фантазию для домры", факт сольной игры на инструменте зафиксирован. Через два года резонанс от выступлений домристов изменился в лучшую сторону. Например, в рецензии на выступление в Москве 3 февраля 1911 года домриста Прэделя читаем: "Его домра, по виду игрушка для забавы, трёхструнный инструмент (ординарного набора), положительно всё время держал слушателей в напряжённом состоянии. Здесь и торжественно-мистическое пение виолончели, и лёгкие быстрые арфообразные пассажи, какая трель!.. А эти трезвучия, эти аккорды, которым позавидовал бы любой гитарист… Из сыгранного в особенности осталось у нас в памяти "Румынская песня" с вариантами, затем его фантазия "Мечта". А впрочем, у г. Прэделя всё сильно. Крупный он артист". Играл Прэдель в ансамбле с гитаристом Берёзкиным.  Отдельные солисты выступали в оркестровых программах (например, во время гастролей Великорусского оркестра в Париже "дуэт домр (круглых мандолин) также заслужил много одобрений".

К 1908 году относится появление  разновидности домры - четырёхструнной  квинтового строя . Авторами нового инструмента стали Г.П.Любимов и музыкальный мастер С.Ф.Буров.

Григорий Павлович Любимов (наст. Модест Николаевич Караулов) родился 26 января в Петербурге. Его отец - Николай Андреевич, учитель, из мелкопоместных дворян, - был одним из активных членов общества "Народная воля". Умер в тюрьме. В 1889 году семья переехала в Псков, где семилетний Модест слушал балалаечный оркестр В.В.Андреева. Под впечатлением от концерта Караулов создал в гимназии из своих сверстников балалаечный ансамбль. После гимназии - Москва, музыкально-драматическое училище, учёба в классах контрабаса у С.А.Кусевицкого и теории музыки у Г.Э.Конюса.

Денежные трудности  заставляли подрабатывать слесарем, столяром, типографским рабочим. В 1904 году активно участвовал в революционной работе, а за события 1905 года был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь, откуда сбежал вместе с женой Н.В.Асеевой (пианисткой, ученицей А. Скрябина). После побега жил под псевдонимом Любимов в Москве, где устроился дирижёром оркестра к меценату А.И.Гучкову. Здесь и состоялось знакомство с С.Ф.Буровым.

1908 год - первая попытка  создания четырёхструнной домры.  И уже в 1909 году в Москве  появилось Общество любителей  игры на народных инструментах, в том числе на четырёхструнной  домре. Вскоре Любимов и Буров разрабатывают домры альт, тенор и бас. По типу струнного смычкового квартета Г. П. Любимов организовал квартет четырёхструнных домр (1915 год).

Информация о работе История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков