История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. В.В. Андреев и реконструированная им трёхструнная домра. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной домры. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. Домристы - лауреаты Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). Домра в системе музыкального образования. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. Цыганков - исполнитель и композитор.

Вложенные файлы: 1 файл

История домры и домровое исполнительство XVI.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Г.П.Любимов считал, что "андреевские" инструменты ограничены в своих возможностях диапазоном и репертуаром, а квинтовая домра позволяет осваивать богатейший пласт классической музыки для скрипки и смычкового квартета. С другой стороны, народная песня занимала главное место в репертуаре домрового квартета (первый состав: Г. Любимов, С. Тэш, С, Таль, Н, Кудрявцев). С квартетом пели известные вокалисты: О. Ковалёва, А. Доливо - Соботницкий, И. Яунзем, Т. Ханум. Путь любимовской домры в мир искусства был нелёгким .

"В 20-30-е годы развернулась  острая полемика вокруг существования  квинтовой домры и трёхструнной домры (вспомним подобное в гитарном исполнительстве - шестиструнка или семиструнка, полемику между баянистами и аккордеонистами).

Своеобразная "война  домристов" выглядит по меньшей мере странной и бесполезной: та и другая домры являются искусственными, а какой строй был у подлинной русской домры, никому не известно. Следовательно, обе домры - андреевская и любимовская - имеют совершенно одинаковое право на существование, и ни одна из них не может быть признана истинно русской домрой, как это утверждают приверженцы инструмента системы Андреева. Поэтому давно пора положить конец бесплодным спорам и употреблять эти два инструмента на "паритетных" началах, как в равной степени русских, ибо и тот и другой созданы в России и благодаря всеобщей распространённости приобрели право признания их народными инструментами".

Многолетняя концертная практика квартета Г. Любимова, а позднее - оркестра четырёхструнных домр оказала  своё влияние на Украине, Урале, в  Сибири.

На Украине четырёхструнная  домра прочно закрепилась в системе музыкального образования, что положительно сказалось на профессиональном становлении инструмента. На Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах (1939) исполнители на четырёхструнной домре завоевали все призовые места среди домристов. Это были ученики М. М. Гелиса: С. А. Якушкин и Г. Н. Казаков - вторая премия, Н. Т. Лысенко, М. А. Марецкий и А. П. Троицкий - третья премия. Вот лишь часть программ, прозвучавших на конкурсе у четырёхструнников: Троицкий - Сен-Санс "Интродукция и рондо-каприччиозо", Крейслер "Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни"; Якушкин - Мендельсон "Концерт для скрипки" (со студенческим симфоническим оркестром, дирижёр - В. С. Тольба); Казаков - Крейслер "Сицилиана и ригодон", Дакен "Кукушка" (программы вспомнил Г. Н. Казаков). Из трёхструнников похвальный отзыв за участие в смотре получил ученик Н. П. Осипова - А. Н. Лачинов (на конкурсе выступили всего три трёхструнника).

Профессиональное развитие трёхструнной домры началось со знаменитого  концерта Н.П.Будашкина. Своим появлением (1945) популярное сочинение обязано исполнительскому мастерству солиста оркестра им. Осипова А.С.Симоненкову . О первом исполнении концерта вспоминает О.П.Никитина (гусли): "… мы даже не могли себе представить, что он так играл […]. Когда мы вместе сыграли, то буквально были потрясены, как можно сыграть так на домре […]. Это был сюрприз" [6, 134]. Именно поэтому на титульном листе партитуры концерта появилась авторская надпись: "Алексею Симоненкову". Первое публичное исполнение концерта состоялось в июле 1945 года во время гастролей оркестра в Киеве. Впоследствии концерт неоднократно исполнялся А.Александровым, В.Шманевым, Н.Титовым и др.

Анатолий Яковлевич Александров (1916-1980) родился в Уфе. В 1935 году окончил Московский областной музыкально-педагогический техникум им. Октябрьской революции. Заочно учился в ГМПИ им. Гнесиных (с отличием окончил в 1953) , принимал участие во Всесоюзном смотре-конкурсе 1939 года. С 1942 по 1953 годы - солист и концертмейстер русского народного оркестра. С 1958 года до конца жизни работал в училище им. Гнесиных и Московском государственном институте культуры (1971-1977 - зав. кафедрой народных инструментов, доцент). Среди учеников - В.Калинский, Н.Никитушкин, В. Соболева.

Автор "Азбуки домриста"(1964), "Школы игры на трёхструнной домре" (1972, переиздана в 1975, 1979, 1983 годах). Опубликовал более 70 сборников педагогического и концертного репертуара для домры. В 1969 году получил звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".

Послевоенный период в истории исполнительства на домре характерен как этап профессионального обучения игре на инструменте в учебных заведениях и особенно в вузах по всей России. Классы домры открылись в ГМПИ им. Гнесиных, Саратовской, Ленинградской, Горьковской, Уральской консерваториях. Учебный процесс (учебный план, учебные программы) заставил более пристально посмотреть на репертуар домристов. Увеличилось количество и качество переложений и обработок для инструмента.

Успех "Концерта" Н.П.Будашкина  предопределил интерес к домре других композиторов. Уже в 1948 году Ю.Н.Шишаков пишет ряд пьес для домры, среди которых выделяются 12 этюдов для домры соло и фантазия на русские и украинские темы для домры с фортепиано. В 1951 году вышел в свет его же одночастный концерт для домры с оркестром народных инструментов ре-минор, получивший популярность в учебной и концертной практике. Впервые концерт прозвучал в исполнении А.Александрова и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио (дирижёр - Н.Аносов). Дальнейшее творческое содружество А.Александрова и Ю.Шишакова привело к созданию "Русской рапсодии" (первый исполнитель - Р.Белов и оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр - В.Федосеев) и второго концерта (А.Цыганков и оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр - Н.Калинин).

Рудольф Васильевич Белов - родился в 1938 году в г.Егорьевске Московской области. Окончил   госмузучилище им. Гнесиных (1960) и ГМПИ им. Гнесиных (1965), обучаясь в классах В. И. Мироманова, В.С.Чунина, А. Я. Александрова, П. И. Нечепоренко. В 1962 году на II Всероссийском конкурсе артистов эстрады занял второе место (в программе - П. Куликов "Экспромт", Н. Паганини "Венецианский карнавал" и др.). Как солист Москонцерта объездил многие города СССР, выступал в Финляндии, Чехословакии, Югославии, ФРГ, Дании и других странах. Записал грампластинки (в т.ч. "Концерт" Н.Будашкина). С 1961 года начал педагогическую деятельность (Московский государственный институт культуры, затем - ГМПИ им. Гнесиных). Среди учеников: народные артисты РФ В. Калинский, Ю. Евтушенко, А. Цыганков, лауреаты конкурсов И. Ерохина. Л. Леонова, Е. Сивкова, Г. Чугунова и др. Опубликовал пособие "Гаммы, арпеджио и упражнения для трёхструнной домры" (М., 1996). Заслуженный артист РФ, профессор.

К плеяде известных домристов  старшего поколения следует отнести  заслуженного артиста России, лауреата всесоюзного и международного конкурсов  В.А.Никулина, одного из лучших украинских домристов Б.А.Михеева и заслуженного артиста России В.А.Яковлева.

Борис Александрович Михеев - родился в 1937 году в Саранске МАССР. В 1957 году окончил Харьковское музучилище (класс четырёхструнной домры, педагог В.Цуканов), в 1961 году - Харьковскую консерваторию (класс профессора Н.Сысенко).

1961 - 1975 годы - преподаватель, старший преподаватель, декан Харьковского института искусств, 1978-1985 - ректор Донецкого музыкально-педагогического института; работал в Воронежском институте искусств, в Запорожской филармонии. Яркий, виртуозный исполнитель. Выступал с симфоническими оркестрами Украинского радио и телевидения, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой филармоний, камерными оркестрами Литвы, Львова. Записал ряд грампластинок. Играл в дуэте домр с В. Ивко. Автор ряда пьес для домры ("Русская тетрадь"). Среди учеников - Н. Лелюк, В. Нестеренко и др.

Владимир Андрианович Яковлев - родился в 1930 году в Москве. Окончил ремесленное училище №5. Играл в Объединённом оркестре русских народных инструментов (трудовых резервов) как оркестрант и солист. С оркестром участвовал во Всемирных фестивалях и как солист получал звания лауреатов 1-х премий (Прага, 1947; Будапешт, 1949). Работал в Русском народном оркестре Всесоюзного радио и телевидения, а также в Москонцерте. Стал лауреатом на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве - 1957 год (II-я премия). Гастролировал по многим странам мира (в т.ч. в дуэте с гитаристом Б. Окуневым). В 1969 г. окончил дирижёрско-оркестровое отделение Московского государственного института культуры. Записал несколько грампластинок. Заслуженный артист России. Сконструировал четырёхструнную квартовую домру (си-ми-ля-ре).

Благодаря деятельности двух выдающихся современных исполнителей-домристов - Тамары Ильиничны Вольской и Александра Андреевича Цыганкова - домра получила в своём развитии "второе дыхание", стала признанным всюду и всеми как академическим концертным инструментом.

Александр Андреевич Цыганков - родился 1 ноября 1948 года. В 9 лет взял в руки мандолину. После окончания Омской музыкальной школы №2 по классу В. И. Сухова и Г. А. Ланина поступил в класс домры В. Г. Патрашовой (Омское музыкальное училище). Первые шаги в училище оказались для Саши трудными, так как школа "перехвалила" способного ученика. Но педагогическая настойчивость В.Г.Патрашовой, новаторство её методики привели учащегося к ежедневным многочасовым занятиям. Путь к мастерству - через работу! Определённым стимулом для А.Цыганкова явилась совместная учёба с баянистом Ю.Востреловым. Уже во время учёбы А.Цыганков стал лауреатом Всероссийского фестиваля музыкальных училищ (г. Свердловск). В 1967 году он поступил в ГМПИ им. Гнесиных в класс Р. Белова. Через год завоевал первое место на конкурсе студентов-народников музыкальных вузов России (г. Новосибирск), а чуть раньше стал лауреатом Международного конкурса в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии. Большого успеха молодой музыкант добился на Первом Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в 1972 году (г. Москва), где он разделил первое место с Т. И. Вольской. Наряду с учёбой в вузе стал работать в оркестре им. Осипова и играл там до 1982 года. "В оркестре играешь не всегда то, что хочешь, а то, что предложат. Когда сложилась своя сольная программа, решил показать её как можно большему числу людей" ("Омская правда", май 1982). С 1982 года - солист и ансамблист Москонцерта. Известен как автор популярного цикла телепередач "Звучат народные инструменты". Является автором большого количества концертных сочинений для домры соло и в сопровождении (в годы учёбы в ГМПИ им. Гнесиных он брал уроки композиции в классе Ю. Н. Шишакова). Среди сочинений - "Перевоз Дуня держала", "Частушки", "Поэма", каприсы и др. В оригинальных сочинениях для домры Цыганков создал и ввёл в исполнительскую практику ряд интересных приёмов игры, значительно обогативших возможности этого инструмента". Свои концертные программы А. А. Цыганков предпочитает строить на основе ярких, динамичных и виртуозных произведений. Например, 5 февраля 1985 года в концертном зале ГМПИ им. Гнесиных он исполнил в сольном отделении: Корелли - Крейслер "Фолия", Венявский фантазия на темы оперы Гуно "Фауст", Вьетан "Грёзы", Паганини "Венецианский карнавал" и два собственных сочинения - "Озорные наигрыши" и "Перевоз Дуня держала". В рецензии на выступление А. Цыганкова "Музыкальная жизнь" отметила безупречную фразировку и "удивительное легато", темпераментность и разнообразие красок и приёмов звукоизвлечения, сочетание виртуозности с тонкой музыкальностью, юмор и озорство музыканта. Его по праву считают одним из самых выдающихся музыкантов, открывшим широкие возможности трёхструнной домры. В настоящее время А. А. Цыганков - народный артист России, автор множества статей и новых сочинений для домры, балалайки, ансамблей. Ежегодно даёт десятки сольных концертов, в т.ч. с участием ведущих оркестров страны. Постоянный председатель жюри всероссийских и международных конкурсов. Ведёт мастер-классы в России и за рубежом.

Тамара Ильинична Вольская - родилась 31 декабря 1945 года в Киеве, где окончила ДМШ №5 (педагог А.Пазов), музучилище (педагог М.Шелест). Ещё на втором курсе училища сыграла первый в своей жизни сольный концерт. Среди училищных произведений выделяются "Фолия" Корелли, скрипичный концерт Мендельсона, "Вечное движение" и "Шесть каприсов" Паганини. В 1963 году Т. Вольская поступила в Киевскую консерваторию в класс домры М.М.Гелиса, а после учёбы приехала на Урал, где вела класс домры в консерватории до отъезда в Америку (90-е годы XX века). С 1970 по 1972 годы занималась в ассистентуре-стажировке у профессора Е. Г. Блинова, завершив тем самым весь цикл музыкального образования. Особой удачей следует считать, что образование велось по одной школе - школе М.М. Гелиса, так как педагогами Т. И. Вольской в ДМШ, училище и ассистентуре-стажировке были ученики М.М. Гелиса.

В 1970 году на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Т. И.Вольская завоевала вторую премию, а через два года на первом Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах - первую, поделив её с А. Цыганковым. С 1982 года - доцент, с 1984 - заслуженная артистка РСФСР, с 1991 - профессор. Под влиянием её исполнительского мастерства уральские композиторы написали ряд домровых произведений: Б. Гибалин Концерт для домры и оркестра, Н. Пузей Соната для домры и фортепиано, Л. Никольская Концерт и др. Она нередко включает в свои программы сложнейшие скрипичные сочинения - "Концерт" Чайковского, "Бурлеску" Шостаковича, "Рондо-каприччиозо" Сен-Санса, пьесы Сарасате, Крейслера... Вольская известна как ансамблист (с гитарой - В. Дерун, с альтом - А. Казаков, с баяном - А.Трофимов).

Свои незаурядные педагогические данные она продемонстрировала через  своих учеников, ставших лауреатами Всероссийских конкурсов: М.Уляшкина, И.Емельянчикову, С. Трифонова, Ю. Верихову, В.Зелёного и др. Активно гастролировала по стране по системе Росконцерта. Признанием ее высоких профессиональных качеств может служить успешная конкуренция со скрипачами в концертировании с симфоническим оркестром. Профессор Уральской консерватории, заслуженный артист РСФСР, скрипач Л. Мирчин: "Я много раз слышал скрипичную музыку в исполнении Т. Вольской. Вот и сегодня она играла технически безупречно, с хорошим чувством стиля. Скрипичная партия была сыграна именно так, как сыграл бы её скрипач, - в ней не было сделано совершенно никаких изменений" ("На смену" - Свердловск,19 декабря 1973 года). Домре Вольской доступно всё, что она старается передать своим ученикам: "Область моих поисков: 1-е - достижение максимального удобства в игре, рациональная организация исполнительского процесса для достижения яркости звучания, гибкости и выразительности игры с минимальными затратами мышечной энергии, 2-е - развитие самостоятельности, грамотность в работе с музыкальным произведением, бережное отношение к исполняемому, 3-е - эстетика исполнения на домре, концертность, яркость, выдумка, поиски интересных решений, самостоятельность и изобретательность. Этих же принципов я придерживаюсь и в своей исполнительской работе". В 90-х годах XX века Т.И.Вольская переехала в Канаду, а затем в США, где живёт и работает по настоящее время.

Помимо А. Цыганкова  и Т. Вольской значительное влияние  на развитие домрового исполнительства  оказали представитель Киевской школы В.И.Ивко и выпускник Ленинградской  государственной консерватории  В.П.Круглов.

Валерий Иванович Ивко - родился в 1941 году в Запорожье. В 1963 году окончил Одесскую государственную консерваторию (класс заслуженного артиста УССР, доцента В.Касьянова), а в 1966 - ассистентуру-стажировку при Киевской государственной консерватории (руоводитель - заслуженный деятель искусств, профессор М. М. Гелис). С 1966 - педагогическая деятельность в Донецком музыкально - педагогическом институте. В настоящее время - заслуженный артист Украины (1979), профессор. Постоянный участник всесоюзных и республиканских семинаров и конференций в качестве докладчика и исполнителя. Играл в дуэте домр с Б. Михеевым. Автор ряда пьес для домры соло и в сопровождении, для дуэта домр. Опубликовал методические работы. Среди учеников: лауреаты конкурсов О. Черных, И. Максименко, Т. Романова, Л. Топорова и др.

Вячеслав Павлович Круглов - родился в 1945 году в Горьком. Здесь же окончил ДМШ №1 (педагог П.Робуля). После окончания Кировского музучилища (педагог А. Линьков) в 1964 году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию в класс профессора И.И. Шитенкова. У него же прошёл курс ассистентуры-стажировки. 1969 и 1972 гг. участвовал во Всероссийских конкурсах и получил звание лауреата. Преподавал в Горьковском музучилище, в училище при Ленинградской консерватории и в самой консерватории, а в 1978 году его пригласили в ГМПИ им. Гнесиных, где и работает по настоящее время (профессор). В 1995 году ему присвоено звание "Народный артист РФ" (звание заслуженного артиста РФ он получил в 1989 году). Активно пропагандирует домру как солист и ансамблист. Много времени уделяет исполнительству на мандолине. Среди учеников: заслуженные артисты России С.Лукин, М.Горобцов, И.Рурак, И.Глыбина. Организатор ежегодного фестиваля музыки для классической мандолины и домры (с 1994 года) .

Всероссийские и международные  конкурсы исполнителей на народных инструментах ярко осветили развитие домрового искусства  за последнюю четверть XX века. Первый конкурс (1972), где участвовал 61 домрист, определил географию профессиональной школы обучения, выявил реальную картину уровня игры на домре, позволил поставить задачи дальнейшего развития русского народного инструментального искусства вообще и домры в частности.

Второй конкурс (1979) подтвердил успехи домрового искусства начала 70-х годов не только своей массовостью (48 конкурсантов-домристов), но и серьезностью программ, высоким техническим мастерством. Особенно рельефно проявился талант воспитанницы Р. Белова Ираиды Еpoхиной (ГМПИ им. Гнесиных) и студента Уральской консерватории Михаила Уляшкина (класс Т.Вольской). Высокий уровень продемонстрировали Татьяна Варламова, Виктор Роммель и Людмила Вахрушева. География конкурсантов расширилась на всю республику от Архангельска до Владивостока. Заметно стремление исполнителей к поиску новых красок на домре (тремоло-вибрато, флажолетная техника, насыщенная аккордовая фактура), оригинального репертуара. Повысилось качество переложений и обработок народных тем, появился репертуар для домры соло.

Информация о работе История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков