Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. В искусстве мы можем отразить свое отношение к окружающей действительности. Но и сама жизнь человека, его деятельность, природа и предметный мир - все это также источник, эстетических переживаний ребенка. Искусство - одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Цель и задачи музыкального образования в начальной школе ..................... 6
2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
как предпосылки их музыкального развития.................................................... 10
3. Музыкальный фольклор: понятие, жанры..................................................... 17
4. Формы и методы изучения музыкального фольклора на уроках музыки в
младших классах ................................................................................................. 24
Список литературы ..............

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра педагогики, психологии художественного образования и теории музыки

 

 

 

 

 

 

 

Изучение музыкального фольклора

на уроках музыки в младших классах

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент 3 курса

профиля

«Музыкальное образование»

                                                                           Смирнов А.Г.

Научный руководитель

к. п. н., доцент

Калинина Л.Ю.     

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара -2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. В искусстве мы можем отразить свое отношение к окружающей действительности. Но и сама жизнь  человека, его деятельность, природа и предметный мир - все это также источник, эстетических переживаний ребенка. Искусство - одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства.  

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у ребенка музыкального вкуса, понимания высокохудожественных образцов музыкального искусства. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. В этой сфере особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности; воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур.

          Наиболее эффективная реализация педагогических возможностей музыкального фольклора осуществима при отношении к подлиннику как культуре устной традиции и несценическому искусству. Такой подход позволяет даже вне естественной среды бытования в условиях общеобразовательной школы находить специфические формы освоения музыкального фольклора, сохраняя его характерные особенности и стимулируя, тем самым, его воспитательное воздействие.

 Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей. Например, научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Н.А.Бердяева, С.И.Гессена, Г.Ф. Каптерева, В.С.Соловьева и др. Возможность освоения школьниками музыкального фольклора подтверждается уровнем развития отечественной фольклористики и искусствоведения. Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс и различные методики освоения музыкального фольклора. Несмотря на значительное количество фундаментальных и прикладных исследований в области фольклора, вопрос о его освоении как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе до настоящего времени специально не исследовался.

  Совершенно очевидно, что музыкальный подлинник не должен оставаться за пределами духовного мира учащихся: необходимо дать возможность каждому ребёнку соприкоснуться с народной мудростью, тем более что опыт освоения окружающего мира с помощью фольклора в детской среде остается одним из возможных способов познания жизни. Социальная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, раскрывающей педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников.

     Объект исследования: музыкальное образование младших школьников.

     Предмет исследования: формы и методы изучения музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах.

     Цель исследования: теоретически исследовать проблему изучения произведений музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах.

      Задачи исследования:

  1. Рассмотреть цель и задачи музыкального образования в начальной школе.
  2. Охарактеризовать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста  как предпосылки их музыкального развития.
  3. Рассмотреть понятие и жанры музыкального фольклора.
  4. Проанализировать формы и методы изучения музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах.

 

 

1. Цель и задачи музыкального образования в начальной школе

Чтобы определить роль, место, целесообразность изучения музыкального фольклора младшими школьниками, обратимся к формулировкам цели и задач музыкального образования, согласно федеральным стандартам1.

Целенаправленное, систематическое музыкальное образование младших школьников осуществляется в школе на уроках музыки. Само название учебного предмета говорит о том, что он отличается от таких как: математика, физика, химия, биология  - имеющих название соответствующих наук. Музыка является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл. Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь, музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи  и литературы.

Целью музыкального образования в начальной школе является воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает:

а) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

б) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

в) музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами народной музыки, с произведениями русской, советской и зарубежной классики. Освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры в учащихся.

Важнейшая задача музыкального воспитания учащихся младших классов – формирование их слушательской музыкальной культуры, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.

Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, получали основы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющие возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся младших классов зависит от решения образовательных и развивающих задач.

Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, решают гораздо более широкую задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и  понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

«Три кита» – песня, танец, марш – три основные сферы музыки. К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов».  Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают фигурировать как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на начальной стадии их музыкального развития, но отходящие на второй план, уступающие место более сложным формам и жанрам музыки, после того как выполнят свою чисто «дидактическую» функцию.

Песня, танец и марш – самые распространенные, массовые, демократические области музыки. Являясь не только тремя наиболее простыми и доступными для детей «формами» и «жанрами» музыки, но и тремя коренными основами всей музыки вообще, песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий, которую не в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, - все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее…

Так, изучая музыку, ребята уже в первого класса почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

ВЫВОДЫ:

1. Целью музыкального образования в начальной школе является воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.

2. Одна из важнейших задач музыкального воспитания учащихся младших классов – формирование их слушательской музыкальной культуры. Однако музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, получали основы музыкальной грамоты.

3. Сверхзадача уроков  музыки в начальной школе –  раскрытие взаимосвязи между  музыкой и жизнью.

 

 

2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста как предпосылки их музыкального развития

Наиболее эффективно применять произведения музыкального фольклора в качестве средства музыкального развития детей учитель музыки может при условии учета их возрастных особенностей.

Я.А. Коменский, выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе данного фактора. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. "Всё подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте", - писал Я.А. Коменский. Учет возрастных особенностей с тех пор является одним из основополагающих педагогических принципов.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 - 7 до 10 - 11 лет (I - IV классы школы). В этот период начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка с окружающими.

У детей младшего школьного возраста происходят значительные перемены в психическом развитии. Если дошкольникам, например, трудно представить переживания другого человека, увидеть себя в других ситуациях из-за небольшого жизненного опыта, то на начальном этапе обучения в школе у детей более развита эмпатическая способность, которая позволяет им встать в позицию другого, переживать вместе с ним.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Из "натуральных", по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные2. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Элементарная продуктивная деятельность школьника, даже в игровой форме - это творчество, так как самостоятельное открытие субъективно нового и оригинального присуще ребёнку не в меньшей степени, чем деятельности взрослого. Л.С. Выготский утверждал, что творчество существует везде (и в основном там), где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое для себя, независимо от величины и значимости его для общества.

Информация о работе Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах