Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. В искусстве мы можем отразить свое отношение к окружающей действительности. Но и сама жизнь человека, его деятельность, природа и предметный мир - все это также источник, эстетических переживаний ребенка. Искусство - одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Цель и задачи музыкального образования в начальной школе ..................... 6
2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
как предпосылки их музыкального развития.................................................... 10
3. Музыкальный фольклор: понятие, жанры..................................................... 17
4. Формы и методы изучения музыкального фольклора на уроках музыки в
младших классах ................................................................................................. 24
Список литературы ..............

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.

Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

ВЫВОДЫ:

1. Чтобы интерес к изучению фольклора у младших школьников не пропадал, необходимо использование на уроках музыки игры.

2. Навыки, умения и знания, полученные на уроках музыки, следует реализовать при проведении  фольклорных праздников.

3. При вокально-хоровой  работе на уроках музыки следует  учитывать как специфику народных  мелодий, так и особенности строения  голосового аппарата учащихся  младших классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель курсового исследования достигнута, его задачи решены.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение фольклорной музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).

Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Стремление к достижению основной цели — воспитанию эстетических чувств — придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

Насыщая программу музыкального воспитания национальным и региональным материалом, ее пользователи приближают концептуальную основу, «государственный стандарт» музыкального воспитания, к особенностям и задачам музыкальной работы, проводимой областью, городом, школой или даже школьным классом.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.

     К психофизиологичеким  особенностям младших школьников, на которые опирается учитель  музыки, исследователи относят повышенную  психическую напряженность, совершенствование  координации движений и действий, речи, внимания, памяти, воображения  и мышления, познавательную активность, наглядно-образный характер мышления. Уровень музыкального развития  младших школьников – неровный, а возможности их музыкального  развития во многом определяются  подготовкой, полученной в дошкольном  образовательном учреждении.

Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. Известны такие жанры музыкального фольклора, как русский героический эпос (былины), исторические песни, песенная лирика  (народная лирическая песня), удалые песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, подблюдные песни, свадебные песни,  величания, причитания, корильные песни, заговоры и заклинания.

Чтобы интерес к изучению фольклора у младших школьников не пропадал, целесообразно использование на уроках музыки игр. Навыки, умения и знания, полученные на уроках музыки, следует реализовать при проведении фольклорных праздников, а в процессе вокально-хоровой работы над фольклорным произведением следует учитывать как специфику народных мелодий, так и особенности строения голосового аппарата учащихся младших классов.

 

Список литературы

  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе., 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 1996. - 234 с.
  3. Емельянова И.А. Изучение фольклора в начальной школе // http://logoped-st.ucoz.ru
  4. Лукина О.М. Воспитательная проблематика фольклора // http://works.tarefer.ru
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебное издание. – М.: Академия, 2002. - 453с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология., 3-е изд. – М.: ПОР, 2001. - 443с.
  7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского. 1 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2006. - 225с.
  8. Рабочая программа по музыке «Уроки музыкального фольклора в школе» // http://www.keperveem.school
  9. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. – М.: Наука, 1976. - 378с.
  10. Русский музыкальный фольклор: истоки и традиции // http://rudocs.exdat.com
  11. Тутолмин А.В. Техники использования устно-песенного фольклора в начальной школе // http://festival.1september.ru
  12. Фольклор // http://slovari.yandex.ru

13. Фольклористика // https://ru.wikipedia.org

14. Электронный ресурс: Викитека / Категория: Мифология и фольклор.

15. Электронный ресурс: Энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2005 год.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт // http://www.standart.edu.ru

2 Л.С. Выготский и его школа // http://www.ido.rudn.ru

3 Театр-сказка «Теремок» // http://www.char.ru


Информация о работе Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах