Духовная музыка рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Духовная традиция имеет в русской музыкальной культуре глубокие корни, восходящие к знаменному распеву. Именно этот вид церковного пения стал одним из основных источников творчества русских композиторов XVIII - XIX веков. Великолепные образцы хорового духовного концерта оставили нам М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский, а вслед за ними А. Л. Ведель, С. А. Дехтерев, С. И. Давыдов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...…. 4
Глава 1. Духовные жанры в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова…………………………………………………………….………. 6
Глава 2. «Литургия Святого Иоанна Златоуста»…………………………. 8
2.1. История создания………………………………………………..…. 8
2.2. Содержание и структура «Литургии»………..…………………... 9
Глава 3. «Всенощное бдение»………………………....................................... 13
3.1. История создания……...................................................................... 13
3.2. Содержание и структура «Всенощного бдения»………………… 15
Заключение…………………………………………………………………….. 17
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

духовная музыка рахманинова реферат!.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Магнитогорская государственная  консерватория

им. М. И. Глинки

 

 

 

 

Пайма Ирина  Сергеевна

 

 

 

 

Духовная музыка Сергея Васильевича

Рахманинова

 

 

 

реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2013

Министерство культуры Российской Федерации

Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Факультет музыковедческо-исполнительский

Кафедра специального фортепиано

 

 

 

 

 

 

 

Духовная музыка Сергея Васильевича

Рахманинова

реферат

 

 

 

 

Исполнитель: Пайма Ирина Сергеевна,

студентка 3 курса

Научный руководитель: О. А. Урванцева,

доктор искусствоведения, профессор МаГК

Заведующий кафедрой: С. А. Закржевская, доктор искусствоведения, профессор МаГК

 

 

 

Магнитогорск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………...…. 4

Глава 1. Духовные жанры в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова…………………………………………………………….………. 6

Глава 2. «Литургия Святого Иоанна Златоуста»…………………………. 8

2.1. История создания………………………………………………..…. 8

2.2. Содержание и структура «Литургии»………..…………………... 9

Глава 3. «Всенощное бдение»………………………....................................... 13

3.1. История создания……...................................................................... 13

3.2. Содержание и структура «Всенощного бдения»………………… 15

Заключение…………………………………………………………………….. 17

Список литературы…………………………………………………………… 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Духовная традиция имеет в русской музыкальной культуре глубокие корни, восходящие к знаменному распеву. Именно этот вид церковного пения стал одним из основных источников творчества русских композиторов XVIII - XIX веков. Великолепные образцы хорового духовного концерта оставили нам М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский, а вслед за ними А. Л. Ведель, С. А. Дехтерев, С. И. Давыдов. Однако на протяжении прошлого века отечественная культовая музыка обогащалась скромно. Если А.Ф. Львов написал полный круг православных песнопений, то наши классики не создали значительных партитур в этой музыкальной сфере, хотя культовые произведения найдем и у Глинки, и у Балакирева, и у Римского - Корсакова, и у Львова. «Один только Чайковский внес неоценимую лепту в церковную сокровищницу своими «Литургией святого Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощным бдением» (1881). В дальнейшем его поддержали разнообразными и нередко талантливыми сочинениями А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов и другие. Однако подлинной вершиной русской церковной музыки стали рахманиновские шедевры, в которых он последовал примеру своего кумира, обратившись к тем же каноническим источникам. Так, уже в XX столетии, родились новые «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915).

       Немного о жизни композитора. Сергей Рахманинов – одна из центральных фигур в русской музыке начала 20 века. В своей разносторонней музыкальной деятельности композитора, пианиста и дирижёра Рахманинов был крупным представителем реалистического направления в музыкальной культуре России той эпохи.

       Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1 апреля (20 марта) 1873) — 28 марта 1943) — русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западно-европейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

       Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

       Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп

 

-4-

1869-му году» для  фортепиано в четыре руки. Василий  Рахманинов тоже был музыкально  одарённым, но музицировал исключительно любительски.

       Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

       Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

       В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

       В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

       В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

       Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

       В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в

 

-5-

путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

       Вскоре после революции 1917 года Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

       1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

       Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

       Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома-рак кожи). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

       Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, похоронен на кладбище Kensico Cemetery.

 

     

1.Духовные жанры в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.

 

       С первых лет творческой деятельности Рахманинова привлекали духовные жанры. Еще в 1893 году им был написан духовный концерт « В молитвах

 

-6-

неусыпающую Богородицу…», под впечатлением от общения со Смоленским. В этом же году концерт был впервые  исполнен хором Успенского собора. При создании этого юношеского концерта Рахманинов испытывал сильное влияние Чайковского. Но уже здесь явственно проступают и черты собственно рахманиновского стиля: широкое дыхание мелодических линий, «уходящих за горизонт», которые можно сопоставить по размаху как со знаменными распевами, так и с мелодиями «крестьянских» проголосных песен.

      Следующим этапом в развертывании духовных основ в музыке Рахманинова стала Литургия ор.31, написанная в 1910 г. Первые исполнения ее были предоставлены Синодальному хору и прошли с выдающимся успехом.

       Как художественное произведение Литургия Рахманинова нашла широкий и теплый отклик. В дореволюционной России она звучала в концертном исполнении. В советское время ее исполнение было возрождено лишь в 80-е годы (когда наступило ослабление «борьбы с религией») и тоже на концертной эстраде.

       В большинстве высказанных суждений современников преобладало замечание, что музыка Рахманинова «не церковна». Однако не все были согласны со столь прямолинейным утверждением: «Пока «обедня» Рахманинова была показана в концертном зале, судить о ее религиозной действительности затруднительно, почти невозможно. Только в церкви, войдя как подчиненная часть в полноту богослужения, покажет она, насколько может считаться церковной». Но история не дала такой возможности. Лишь один раз в начале 20-х гг. Литургия была исполнена в церкви Великомученика Георгия на Большой Грузинской улице в Москве силами церковного хора под управлением Н.Данилина. Как произведение строго духовного жанра, она не нашла поддержки церковных властей и не пробила себе дорогу. И все это несмотря на глубочайшее освоение Рахманиновым церковно-музыкальной старины.

       Известно, что воплощая свой замысел, Рахманинов внимательно изучил жанр литургии, ее гимнографические тексты, строение и ход церковного действа. Он обращался к Кастальскому как к специалисту в культовой сфере, работал с аналогичными партитурами Чайковского и Гречанинова. В отличие от предшественников, он ввел в свое произведение почти полный текст Литургии святого Иоанна Златоуста, восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую). Ектения́ - («распространение, протяжное моление»), в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви. Все это говорит о стремлении автора услышать Литургию в храмовом богослужении.

       Не менее значимым в творчестве С.В Рахманинова является «Всенощное бдение». Обращаясь к традиционной культовой форме, Рахманинов трактует ее в плане далеком от канонической церковности. Так же, как и его «Литургия», « Всенощное бдение» не нашло себе места в богослужебном обиходе. Причина этого не только в широко развитых масштабах отдельных его частей, далеко выходящих

 

-7-

за пределы обычных  культовых норм, в большой сложности  хоровой фактуры, но и в самом  истолковании композитором канонических текстов. Благоговейная молитва  превращается им часто в развернутое  эпическое повествование или в массовую народную картину оперного плана.

       Народ с его нравственными представлениями и верованиями, с его отношением к событиям является главным «действующим лицом» этого произведения. «Вскенощная» Рахманинова представляет собой монументальное эпическое полотно, достойно продолжающее «кучкистские» национальные традиции, единственное произведение такого художественного масштаба в русской музыке после « Сказания о граде Китеже» Римского-Корсакова.

Информация о работе Духовная музыка рахманинова