Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:03, доклад

Краткое описание

Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в семье творческой интеллигенции, его отец был писателем. В доме часто собирались друзья отца - поэты и писатели, и мальчик, слушая их беседы и дискуссии, с детства проникся творческой атмосферой, научился анализировать, сопоставлять и делать собственные выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Печальное сердце мое С.Слонимский.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

Строфическая форма

Строфическая и куплетная форма в народных песнях часто имеют одно значение. Строфы делятся на строки. Строфическая форма состоит из частей, соответствующих строфам поэтического текста и различных по музыкальному материалу.

 

Строфы в произведении представляют собой периоды.

1я строфа – период  из 3х предложений. 2я строфа –  период несходного строения из 2х предложений. 3я строфа – смена темпа, характера, период из 2х небольших предложений. 4я строфа – схожий музыкальный материал с 1й строфой, но в другой тональности и более развернут, период из 3х предложений. 5я строфа – период, состоящий из одного большого неразрывного предложения. И наконец, 6я строфа – точное повторение 1й строфы в укороченном варианте, реприза, вывод всего произведения.

 

3. Анализ мелодии

 

Мелодия – важное средство музыкальной выразительности и выполняет ведущую роль в идейно-смысловом содержании произведения.

  • мелодическая линия является законченной музыкальной мыслью, она поручена нескольким хоровым партиям, переходит из партии в партию (сквозное развитие мелодии).

 

 

Типы мелодического движения:

  • повтор звука – выражает скованность, статичность – «Печальное»;
  • повтор мелодического построения – создает ощущение однообразия, монотонности, убаюкивания – 1строфа, конец 2й строфы, 4строфа;
  • поступенное восходящее движение – создаёт ощущение нарастания напряжения, усиление активности, а нисходящее – спад напряжения;
  • волнообразное движение – служит для передачи выразительности речи;
  • опевание звуков – придаёт мелодии мягкость, утончённость;
  • наличие секвенций – создаёт интенсивное ощущение развития, нарастания напряжения или спада;
  • варьирование (приём развития мелодии) – интонационное, ритмическое, тембровое, темповое.

 

4. Ладотональный  план

 

 Ладовая окраска имеет  большое значение как средство  музыкальной выразительности мелодии, обусловлена содержанием и связана с определенными эмоциями.

Модулирование применяется для  создания новых напряжений и противоречий, для смены колорита:

  • отклонение – кратковременный переход в другую тональность без кадансового закрепления – во 2й строфе в фа-минор, в 3-4 строфах – в си-бемоль минор и снова возвращение в до-минор.
  • сопоставление – появление новой тональности без плавного перехода.

Тональность – до-минор, гармонический.

Тональный план произведения подчинён  закономерностям  музыкального развития, он строится:

  • на возвратах (повторность);
  • на разработочных сменах тональностей (свободное развитие).

 

5. Гармонический  анализ

 

Гармония способствует углублению, обогащению музыкального образа, помогает раскрытию замысла и характера произведения.

 

 В произведении используется современная гармония, аккорды с неаккордовыми звуками. Но также и основные трезвучия, их обращения, доминантсептаккорды и др. Например, 2й такт – VI-t6/4, 4й такт – t6, s (отклонение в си-бемоль минор), t. Затем возвращение в до-минор, и 2 строфа начинается аналогично 1й, с той же гармонией. Конец 2 строфы и начало 3й – в си-бемоль миноре. «Эх, взвился бы я высоко» - проходящий оборот на 6-5-4 ступенях – VI-D-S. Далее снова возвращение в до-минор – VI7-VII.

 

Гармония обладает разными качествами:

  • приобретать самостоятельное выразительное значение при обрисовке психологических ситуаций;
  • передавать изобразительные моменты, совместно с динамикой и звукоизвлечением.

 

6. Метроритмические  особенности

 

Метр –  простой 3-хдольный и сложный, образованный от слияния простых – четырёхдольный.

Размер:

  • простые – с одной сильной долей в такте - 3/4;
  • сложные –  состоят из нескольких простых - 4/4.

Ритм:

Характерные ритмические рисунки:

  • равномерный ♫ – придаёт равномерность движению;
  • пунктирный  ♫ –  придаёт мелодии упругость.

 

7. Особенности  фактуры и склада изложения

 

   Фактура  компактная и определяется смешанным и тесным расположением аккордов в хоре;

  • лёгкая и определяется составом хоровых партий (смешанный хор);
  • плотная и определяется  количеством голосов – 4-6голосие, наличием divisi и унисонов в хоровых партиях.

Склад изложения -

  • Гомофонно-гармонический склад – проведение мелодии одной партией, остальные голоса выполняют роль гармонической поддержки.
  • Гармонический, аккордовый склад – во всех голосах одинаковый ритм, когда необходимо подчеркнуть красочное сопоставление аккордов.
  • Полифонический склад – одновременное сочетание нескольких самостоятельных мелодий – голосов (ансамбль мелодий – тем).

Виды полифонии:

1. Имитационная полифония  – последовательное проведение темы в разных голосах (повторение темы – называется ответ, продолжение темы – называется противосложением, контрапунктом).

Вид имитации:

  • точная имитация – простой контрапункт;

Формы имитационно-полифонического развития:

1. Фугато (итал. – фугообразно) – полифонический эпизод (как часть формы в произведениях гомофонно-гармонического склада, изредка самостоятельная пьеса) в виде экспозиции фуги, где тема проходит в разных голосах и регистрах, меняя тональность.

2. Подголосочная полифония – встречается в народно-песенном творчестве и распространена в русской хоровой классике, в русской народной песне, в произведениях современных композиторов.

При подголосочном складе:

  • ведущий напев находится в одном из голосов, а в остальных голосах – его варианты (подголоски). Напев может переходить из одного голоса в другой.

 

 

 

 

Тембровые особенности фактуры

1. Различное использование  унисонных звучаний:

  • унисонное соединение различных хоровых партий для появления нового тембра, позволяющего исполнить развернутые мелодии широкого диапазона.

2. Использование хоровой  «педали» – выдержанного звука  или аккорда (часто это органный  пункт), приём, обладающий художественно-выразительными  и  колористическими возможностями.

3. Приём расширения –  увеличения звучности путем divisi или подключения новых голосов.

4. Исполнение вокализов:

  • пение с закрытым ртом – придаёт звучанию мягкий, приглушенный, матовый оттенок.

5. Использование специфических приёмов – акцентов, штрихов – делает фактуру более выразительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Исполнительский анализ

 

Исполнительский анализ поможет выявить, какими средствами художественной выразительности можно полнее передать воплощение авторского замысла в его реальном звучании.

 

1. Темповый план  произведения

 

Метроном Andante  ММ   = 60

 

Andante – не спеша, темп  обычного шага   60–62

 

Отдельные темпы обозначаются специальными терминами:

  • ускоряя – accelerando;
  • замедляя – ritenuto;
  • сдвиг к более скорому темпу – piu mosso (более подвижно) и к более медленному –  meno mosso (менее подвижно)- оживленнее;
  • возвращение к начальному темпу – Tempo 1 – первоначальный темп;

Темп тесно связан с характером, стилем, жанром произведения. Ощущение темпа – одно из главных способностей дирижера.

 

2.  Динамический  план произведения

 

Динамика – одно из важных средств художественной выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения, индивидуальностью исполнителя.

Динамические оттенки:

  • постоянные, неизменяемые – по силе звучания: тихие ppp, pp, p и громкие – mƒ, ƒ;
  • подвижные, переменные – связаны с постепенным усилением звучания   crescendo  или   ослаблением звучания diminuendo, представляют определённую трудность в хоровом исполнительстве;
  • контрастные – предполагают сопоставление двух противоположных нюансов: mƒ и p – «Золотые крылышки»;

 – исполняется тихо  и по характеру спокойно, на  опёртом дыхании, с очень чёткой дикцией.

Темп в сочетании с динамикой является ярким средством выразительности при исполнении:

  • нарастание напряжения выражается при помощи усиления звука и ускорения темпа;
  • успокоение, спад напряжения выражается ослаблением звука и замедлением темпа;
  • нарастание и спад динамики без темповых изменений ассоциируется с ощущением приближения и удаления.

 

 

 

3. Фразировка и кульминация

 

Фразировка.

 

pp А.. <

Печальное сердце мое, печальное сердце мое, pp

mf Печальное сердце мое, V ах безо вре>мечка

Да< тоскует, горюет оно V да все <по прежней волюшке.

 

mp Тоскует, горюет оно, тоскует, >горюет оно, p

Ах,< как бы мне, молоденькому, да нажить прежнюю волюшку,

Распредмилую волюшку, V

< mf Золотые > крылышки, V pp золотые >крылышки…

 

f Эх, взвился бы я высоко, mf высоко!

Эх, взвился бы я далеко, далеко!

Эх, где бы мне понравилось, там и опус>тился бы…p

 

pp Да к любушке, сударушке своей,

Да к любушке, сударушке своей…>

mf Да к любушке,f сударушке своей

Сел бы на оконце.…> p mf Эх, сел бы я на красное окно…

V Я стал бы гурковати, V pp я стал бы гурковати…

f Эх, любушку, суда<рушку мою я стал бы улещати…> p

mf Я стал бы ee уле>ща>ти…

 

p Печальное сердце мое, печальное сердце мое..

Печальное сердце мое…< pp >ppp

 

Кульминация – наиболее напряжённый момент в развитии музыкальной формы - это логическая вершина музыкального развития – 3я строфа – «Эх, взвился бы я высоко, высоко!».

Кульминацию выделяют следующие средства  художественной выразительности:

  • звуковысотность, мелодическая вершина (высокая тесситура) – фа 2й октавы;
  • динамика (обычно громкая) – mf и f;
  • ладотональная напряжённость – отклонение в си-бемоль-минор;
  • фактурные условия (наличие divisi хоровых партий);
  • смысловое выделение текста, подчеркивающее основную мысль произведения – «Эх, взвился бы я высоко, эх взлетел бы я далеко».

 

4.  Звуковедение

 

 Звуковедение  – яркое средство музыкальной выразительности           служит для передачи образного настроя произведения.

Способы звуковедения:

  • Legato – связное, непрерывное пение, основная форма звуковедения в хоровом пении. В дирижёрском жесте «точки» сглажены, «долевое движение» – равномерное.

Атака (франц. – нападение) – начало звука, бывает трёх видов:

  • мягкая – непосредственный переход от вдоха к звучанию, связки смыкаются в момент начала пения, применяется в спокойных, лирических или эпических произведениях;
  • твёрдая – до начала звука связки плотно смыкаются, применяется в энергичных произведениях, при звуковедении marcato.

 

5. Певческое дыхание

 

Певческое дыхание в хоре имеет ряд особенностей, и анализировать певческое дыхание необходимо как исполнительскую задачу:

  • дыхание общехоровое, по партиям, по фразам, цепное;
  • характер дыхания зависит от конкретного произведения (брать дыхание спокойно, мягко; глубоко);
  • при работе над певческим дыханием в хоре необходим экономный плавный выдох.

Информация о работе Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»