Этический кодекс в контексте формирования и развития организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть роль этического кодекса в развитии и формировании организационной культуры на примере МОГО.
Объект исследования – организационная культура.
Предметом исследования является этический кодекс как основа для формирования и развития организационной культуры.
Задачи, поставленные в работе можно свести к следующим основным аспектам:
рассмотреть взаимосвязь организационной культуры и этики;
исследовать влияние этики на организационную культуру организации;
определить назначение и сущность этического кодекса;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические аспекты формирования этического кодекса в контексте организационной культуры………………………………………………...
6
1.1.
Сущность организационной культуры…………………………………….
6
1.2.
Этический кодекс в контексте формирования и развития организационной культуры………………………………………………...
13
2.
Профессиональная этика……………………………………………………
17
2.1.
Управленческая этика как разновидность профессиональной этики……
17
2.2.
Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МОГО………..……………………………………………

23
Заключение ………………………………………………………………………..
29
Библиографический список………………………………………………………
31

Вложенные файлы: 1 файл

орг.культура.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Назначение и сущность этического кодекса

Создание Кодексов корпоративной  этики стало распространенной практикой  для многих российских компаний. С  одной стороны, кодекс является элементом  международного стандарта. С другой стороны, с этическим менеджментом, основными элементами которого являются собственно кодекс корпоративной этики и система его исполнения, связываются надежды на повышение эффективности управления в сфере управления персоналом и укрепление имиджа компании. Предмет усилий этического менеджмента - выявление, формулирование, внедрение, поддержание, модернизация и модификация этических корпоративных норм и принципов, составляющих систему деловой этики компании [11, С.21].

Наличие ясных и соблюдаемых  этических норм в организации  помогает сотрудникам ориентироваться в сложных ситуациях, снижает риск возможных нарушений, помогает формировать приверженность сотрудников компании.

И, если кодекс корпоративной  этики определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании, то система исполнения:

1) поддерживает и поощряет такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

предупреждает отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

2) помогает своевременно выявлять факты этических нарушений;

помогает соответствующим  образом реагировать на факты  этических нарушений.

Этические нормы занимают особое положение в системе общественных правил. С одной стороны, они не предусматривают такой жесткой системы социального контроля, как, например, судебная для законодательно утвержденных норм. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, более или менее жестко регламентируя его мысли, чувства, действия.

Эффективность внедрения  этических стандартов в директивном  порядке является крайне низкой. Для  того чтобы они стали индивидуальными  жизненными правилами, они должны быть глубоко вписаны в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Для человека значимой часто  является принадлежность к какому-либо сообществу (профессиональному, социальному). Соблюдение профессиональных заповедей  подчеркивает внутреннюю принадлежность к сообществу. Страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный рычаг для выполнения данных заповедей и норм. Профессиональные этические кодексы наиболее эффективно действуют в сообществах «свободных» профессий, где принадлежность к профессии значит больше, чем принадлежность к организации (например, особо чтят свои профессиональные кодексы юристы, журналисты, психологи и т. д.).

Базовым ограничением внедрения  этических норм в организации  является невозможность их прямого  административного регулирования. Область индивидуальных нравственных установок является слишком деликатной областью для непосредственного вмешательства с помощью директивных рычагов [11, С.23].

Поэтому, как правило, кодекс не предусматривает юридической  ответственности за его неисполнение. На этапе создания предлагается принимать  кодекс добровольно, при желании  и наличии соответствующей процедуры каждый работник может внести свои пожелания к тексту и системе исполнения. Для новых членов сообщества документ является уже данностью, обязательной к принятию. Если человек стремится работать в компании, то знание и понимание принципов жизни в этой компании помогут, с одной стороны, новому сотруднику быстрее адаптироваться, а с другой – компании сохранить целостность, «единое лицо».

Вариант введения кодекса  как локального нормативного акта тоже возможен. Для этого более тщательно прописываются варианты конкретных нарушений и создается система их обнаружения и предотвращения.

Таким образом, ресурсом организации становится добровольная инициатива, всеобщая этическая ответственность  и уважение личных этических норм сотрудников.

Сформулируем принципы трансляции этических норм, позволяющие реализовать такой подход:

1.      Диалогичность и максимальная прозрачность всего процесса разработки и введения в действия системы деловой этики в компании (на основании кодекса корпоративной этики или в другой форме).

2.      Добровольность принятия этических принципов и норм сотрудниками организации.

3.      Равенство всех сотрудников в исполнении этических норм. Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения [11, С.22].

Основной ресурс, а следовательно, и способ регулирования деловой этики в организации – это свобода принятия этических норм. Свобода принятия предусматривает возможность отказа от предлагаемых этических норм. При этом, если отказ карается увольнением, то мы уже имеем дело с феноменом «вынужденной этичности». Поэтому реальная свобода – это возможность работать в организации, даже если сотрудник не полностью разделяет корпоративные этические нормы. При этом очевидно, что у него будет меньше возможностей для поощрения и развития в организации. Но выбор, уходить ему из-за этого или оставаться, он делает сам.

Структура этической  системы в организации состоит  из следующих элементов:

продвижение этических стандартов поведения;

обучение;

информирование, сбор и  анализ информации;

реагирование на существующие этические проблемы и нарушения  этических норм, поощрение позитивного  этического поведения.

В ходе продвижения и  обучения обеспечиваются знание и понимание этических норм сотрудниками организации, а информирование и реагирование обеспечивают поддержку применения этих норм в ежедневной деятельности. Рассмотрим эти элементы более подробно.

Цель всех мероприятий  по внедрению – сделать кодекс понятным инструментом. Так как кодекс – управленческий инструмент, хоть и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Важно не просто ознакомиться с книжкой под названием «Кодекс корпоративной этики», а научиться использовать ее для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения этического кодекса в организации, значимость этих норм, как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании. Это способ «разморозить» тему, привлечь к ней внимание и запустить ее в живое обсуждение.

Таким образом, этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. Он необходим для описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений.

 

2. Этика муниципальной службы

2.1. Этика муниципальной службы как вид профессиональной этики

 

Профессиональная этика  муниципального служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования имею свои специфические понятия. Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека [8, С.14].

Следует выделить и такие  понятия как «профессиональная  честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или  иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень  важно для муниципального служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет гражданская честь. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищенным слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает  существенное влияние и на честь  служебную в той части, которая  связана с высокой социальной значимостью службы и служебной  деятельности. В современном понимании  служба - это служение государству, Отечеству, народу.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность муниципальных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности».

Профессиональная честь  и профессиональное достоинство, взаимно  дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень  нравственности. Профессиональная честь  и профессиональное достоинство  муниципального служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной  справедливости». Быть справедливым не так просто. Муниципальному служащему  требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др [8, С.15].

Справедливость важна  и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа муниципальных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики  муниципального служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики муниципального служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности. С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, муниципальному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Профессиональная этика муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Важнейшим этическим  принципом деятельности российского муниципального служащего является сегодня принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями [8, С.13].

В практике деятельности муниципального служащего часто  возникает нравственная проблема - как быть должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение от вышестоящего руководителя? Практика показывает, что принцип законности соблюдается далеко не всегда. Причинами этого являются социальная незащищенность муниципального служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей, "гибкая" совесть.

Принцип беспристрастности  и независимости должен обеспечить муниципальному служащему, прежде всего  служение интересам государства и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения. Муниципальные служащие не должны использовать в неслужебных целях муниципальное имущество и служебную информацию.

В условиях коррумпированности государственного аппарата  муниципальные служащие мало считаются с принципом беспристрастности и независимости, больше заботятся о личном благополучии, чем о государственных и общественных интересах.

Принцип ответственности  подчеркивает, что любая административная власть отвечает за негативные последствия принимаемых решений, неисполнение своих должностных обязанностей, за действия, нарушающие права и законные интересы граждан.

Нормальная работа муниципального служащего невозможна, если в основе ее не лежит принцип справедливости, реализующий себя в действенной защите прав граждан, в законном использовании властных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, дискредитирует не только его, но и власть в целом, наносит ей непоправимый моральный ущерб.

Информация о работе Этический кодекс в контексте формирования и развития организационной культуры