Этический кодекс в контексте формирования и развития организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть роль этического кодекса в развитии и формировании организационной культуры на примере МОГО.
Объект исследования – организационная культура.
Предметом исследования является этический кодекс как основа для формирования и развития организационной культуры.
Задачи, поставленные в работе можно свести к следующим основным аспектам:
рассмотреть взаимосвязь организационной культуры и этики;
исследовать влияние этики на организационную культуру организации;
определить назначение и сущность этического кодекса;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические аспекты формирования этического кодекса в контексте организационной культуры………………………………………………...
6
1.1.
Сущность организационной культуры…………………………………….
6
1.2.
Этический кодекс в контексте формирования и развития организационной культуры………………………………………………...
13
2.
Профессиональная этика……………………………………………………
17
2.1.
Управленческая этика как разновидность профессиональной этики……
17
2.2.
Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МОГО………..……………………………………………

23
Заключение ………………………………………………………………………..
29
Библиографический список………………………………………………………
31

Вложенные файлы: 1 файл

орг.культура.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Неуклонное соблюдение муниципальными служащими принципов  законности, гуманности, беспристрастности, ответственности, справедливости свидетельствует  о нравственном "здоровье" государства. Поэтому они образуют основу этики государственной и муниципальной службы, обеспечивают ее целостность и эффективность [15, С.27].

Персональная ответственность  муниципального служащего требует  соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают  граждане. Этика поведения муниципального служащего должна строиться на основе осознания, что муниципальная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к власти в целом.

В целях поддержания  и защиты авторитета государства каждый муниципальный служащий в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу.

Муниципальный служащий ни при каких обстоятельствах  не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения на банкет или в турпоездку, а также любые другие выгоды для его семьи, родственников при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей или способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность, с которой должны исполняться служебные обязанности, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям [18, С.23].

Осуществляя свою деятельность, муниципальный служащий должен применять  наиболее эффективные и экономичные  способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и  экономно персоналом и вверенным  ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Муниципальный служащий обязан не допускать коррупционных  отношений при исполнении своих  должностных обязанностей, вскрывать  случаи коррупции при их обнаружении.

Муниципальным служащим предлагается воздерживаться в публичных  выступлениях, в том числе в  средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости  на территории Российской Федерации  товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, размеров муниципальных заимствований, муниципального долга [18, С.24].

Таким образом, цели муниципальной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты.

 

 

 

 

2.2. Требования к этическому поведению муниципальных служащих

МОГО 

Муниципальные служащие имеют особый правовой статус, хотя и схожий со статусом государственных  служащих, связанный с организацией по сути «хозяйственной» деятельности на местах. Федеральный закон от 02.03.07 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» по соответствующей теме характеризует лишь некоторые косвенно связанные аспекты, такие как приоритет прав и свобод человека и гражданина [1], конфликт интересов и некоторые другие. Формирование этических норм и ценностей в органах местного самоуправления является составной частью кадровой политики. Как правило, нормы и ценности формируются в процессе практической деятельности. Но, тем не менее, для них требуется закрепление, например, в виде свода этических правил муниципального служащего – системы определенных нравственных стандартов поведения особой социально-профессиональной группы, обеспечивающей реализацию функций муниципального управления [22].

По примеру федеральной власти субъекты федерации также принимают соответствующие документы, регулирующие вопросы профессиональной этики служащих, тенденция задается и муниципалитетам.

В МОГО решением Совета МОГО от  28  апреля   2011 года № 22

утвержден Кодекс этики  и служебного поведения муниципальных служащих замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МОГО (Приложение). Данный документ призван способствовать безупречному исполнению муниципальными служащими возложенных на них служебных обязанностей, содействовать повышению  правовой и нравственной культуры муниципальных служащих, укреплению авторитета муниципальных служащих, установлению доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечению единых норм поведения муниципальных служащих и состоит из 4 статей:

 

1. Общие положения

Кодекс устанавливает  систему моральных требований к  поведению муниципальных служащих муниципального образования городского округа основанных на общепризнанных нравственных принципах и нормах. Разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми», Уставом МОГО, Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Поступающий на муниципальную службу в муниципальном образовании городского округа, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в своей служебной деятельности. Знание и соблюдение муниципальными служащими положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

2. Правила служебного поведения  муниципальных служащих при осуществлении профессиональной деятельности

Данная статья описывает  обязанностей муниципального служащего  по соблюдению законодательства, противодействию  коррупции, недопущения нарушения  закона, личной заинтересованности и  т.д., сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами.

3. Рекомендательные  этические правила служебного  поведения муниципальных служащих

Статья прописывает, что моральный, гражданский и профессиональный долг муниципального служащего – руководствоваться в своей профессиональной деятельности интересами государства и общества. В служебном поведении муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность   частной   жизни,   личную   и   семейную   тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Муниципальный служащий должен всемерно содействовать формированию позитивного имиджа органа местного самоуправления и воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб его авторитету. Личная репутация муниципального служащего является основой авторитета органа местного самоуправления, проявлять терпимость к обычаям и традициям народов России, в том числе проживающих на территории Республики Коми, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Муниципальный служащий должен избегать отношений, которые ставят под сомнение его объективность. Муниципальный служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции. Обязан совершенствовать свою деловую квалификацию, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач, стремиться быть всесторонне развитым, высокообразованным, передавать свои знания и накопленный опыт молодым сотрудникам, бережно относиться к вверенной муниципальной собственности, использовать её рационально и эффективно.

Муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Муниципальный служащий должен придерживаться правил делового этикета, Правил внутреннего трудового  распорядка, действующих в органе местного самоуправления, уважать традиции и устои коллектива.

4. Ответственность  за нарушение положений Кодекса

Нарушение муниципальным  служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основное внимание в  кодексе уделяется конкретным морально-этическим  и нравственным принципам поведения  муниципальных служащих (служение муниципальному образованию, общественным интересам; уважение к личности; принципы законности, лояльности, политической нейтральности), требованиям к соблюдению морально-этических и нравственных норм, требованиям к муниципальному служащему при выполнении служебных обязанностей, коллегиальному поведению, правилам антикоррупционного поведения, недопустимости корыстных действий и ответственности за нарушение данного кодекса.

Этот документ является не законом, а совокупностью этических ориентиров. Действие Кодекса аналогично действию общих этических и моральных норм общества. Нарушитель таких норм не принимается обществом. Нарушитель этических норм профессионального сообщества встречается с более или менее серьезными трудностями пребывания в этом сообществе. Для профессионального сообщества муниципальных служащих эти трудности могут материализоваться при прохождении нарушителем очередной аттестации или в виде решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов» в МОГО  разработано и утверждено положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов МОГО.

Принципы профессиональной этики, дающие служащему этическую  платформу для конкретных решений, поступков, действий, взаимодействий, должны служить основанием для выработки  каждым сотрудником собственной  личной этической системы, базирующейся на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития. Среди наиболее необходимых принципов можно выделить: порядочность, толерантность, справедливость, тактичность, честность и др. [2].

Этический Кодекс выполняет три основные функции: репутационную; управленческую; развития организационной культуры.

Репутационная функция  заключается в повышении доверия  к организации со стороны населения, имидж организации выходит на качественно более высокий уровень.

Управленческая функция Кодекса этики состоит в регламентации и упорядочивании организационного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и порядочности.

Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МОГО - значимый фактор развития организационной культуры муниципальных служащих МОГО.

Таким образом, очевидно, что авторитет местных органов  власти в глазах населения зависит  не только от профессиональности и компетентности управленцев, но во многом и от их нравственной составляющей в силу того, что муниципальный служащий, как звено крупной системы (муниципальной власти), посредством выполнения своих обязанностей, влияет на социальное самочувствие в обществе. Кодекс этики - значимый фактор развития организационной культуры. Кодекс транслирует ценности организации всем сотрудникам, ориентирует их на единые цели.

 

 

Заключение

Сущность организационной  культуры заключается в совокупности норм, правил, обычаев и традиций, разделяемых и принимаемых работниками организации. Организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. Он необходим для описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.

Общество предъявляет  повышенные моральные требования к  представителям тех профессий, чья  деятельность непосредственно связана  с людьми, их интересами.

Информация о работе Этический кодекс в контексте формирования и развития организационной культуры