Этапы развития личности и процесс социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности 5
1.1. Понятие социализации 8
1.2. Содержание процесса социализации 9
1.3. Как происходит социализация 12
1.4. Стадии процесса социализации 14
2. Развитие личности и его факторы 18
2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22
2.2. Теория Фрейда 23
2.3. Теория Пиаже 24
2.4. Теория Колберга 25
2.5. Социализация: непрерывный процесс 27
2.6. Социализация как ответ на кризис 27
2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28
2.8. Изменение личности 29
3. Этапы развития личности 30
4. Агенты социализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

Таким образом, развитие личности – это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам  ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел  бы себя видеть.

Иначе говоря, становясь  личностью, человек формирует и  развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.       

   4. Агенты социализации

 

Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называют агентами социализации. Далее  представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на определенном этапе жизненного пути.

Младенческие годы

В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в  заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Чтобы  правильно развиваться, младенцам  необходимо так же постоянно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни.

Депривация. Исследования по депривации или отсутствии родительской заботы наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к обучению.

Анна была незаконнорожденным ребенком, которого мать постоянно  запирала в комнате и оставляла  одного. Хотя мать кормила её, она  редко купала и обнимала Анну и  почти не разговаривала с девочкой. Когда Анне было шесть лет, её нашли  посторонние люди; девочка в этом возрасте не умела ходить. Её отправили  в детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной  школе. Через четыре года девочка  умерла – к этому времени она  научилась играть с мячом, одеваться  и выполнять простые задания, но во время еды могла пользоваться только ложкой, а её речь была на уровне двухлетнего ребенка.

Камала была так называемым маугли. Её обнаружили английские миссионеры в Индии, когда ей было восемь лет. Считалось, что родители бросили её, когда она была грудным ребенком, и девочка выросла среди волков. Может быть, на самом деле девочка вовсе не жила среди волков, но она страдала эмоциональной депривацией. Она ходила без одежды и ела сырое мясо. Когда миссионеры нашли её, девочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в течение восьми лет обучения в школе миссионерства Камала сделала большие успехи. Она научилась пользоваться простым набором слов и выражать различные чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к другим детям, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени…

Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свидетельствуют об огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения. Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма – вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Спиц (1945) провел важное исследование госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым – дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих детских учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное питание и медицинское обслуживание. Главное отличие связано с индивидуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и пять её помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая медсестра и три её помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.

Сравнение детей из двух учреждений выявило удивительные различия. С третьего месяца после рождения среди детей в доме ребенка  наблюдался высокий уровень заболеваемости и смертности; они отставали в  физическом и умственном развитии. Дети, которые жили в яслях, были значительно здоровее и активнее; они намного раньше начинали говорить. Спиц сделал вывод, что тесный контакт  со взрослыми был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и развитию детей в яслях.

Исследования детенышей  обезьян, проведенные Херри Харлоу в Висконсинском университете, также подтверждают важность заботы и тепла со стороны взрослых особей на раннем этапе развития их детенышей. В исследовании Харлоу детеныши обезьян получили суррогатных мам («мам-заменителей» двух типов. Первой «мамой» была искусственная обезьяна, обшитая мягкой шерстяной тканью; вторая представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивающие детенышей молоком. Когда маленькие обезьянки были сыты, они все время прижимались к «мягкой маме», рядом с которой они ощущали тепло и чувствовали себя в безопасности. Обезьянки, которые имели дело только с «жесткой мамой», сделанной из проволоки, вырастали очень агрессивными и небрежно относились к своим собственным детенышам, иногда даже убивая их. Обезьяны, которых согревала «мама», обшитая шерстью, вырастали более отзывчивыми, внимательными и заботливыми по отношению к своему потомству.

У человеческих младенцев  складываются более или менее  тесные отношения со взрослыми, которые о них заботятся, - это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти люди становятся основными агентами социализации в жизни ребенка. Целью социализации в этот период является формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, выражающейся в доверии, послушании и желании делать им приятное.

Детство и юность

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели  в летних лагерях, врачи, дантисты, новые  приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Всё больший упор делается на овладение  мыслительными и познавательными  навыками; ребенок учится употреблять  буквы и числа, осваивает сложные  системы правил. Когда дети достигают  зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.

Средства массовой информации. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила  поведения в обществе из телевизионных  передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое  содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает  глубокое воздействие на процесс  социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые  исследователи считают, что воздействие  телевидения в качестве агента социализации почти также велико, как влияние  родителей; этот факт вызывает удивление  многих родителей. Телевидение является наиболее распространенным средством  массовой информации. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Средний выпускник  школы уже успел потратить  в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений и 18 тыс. убийств). Единственное, что занимает еще больше времени в жизни ребенка, - это сон.

В какой мере средства массовой информации влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что  они лишь подкрепляют идеи, уже  завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что средства массовой информации, включая передачи, транслирующие  спортивные игры, оказывают вредное  влияние на молодых людей, поощряя  их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

Школа. В школе обучают  не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой  общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа  стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения  и другим проявлениям антиобщественного  поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются  правила, регулирующие поведение в  общественных местах.

Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Школа по сути своей воспринимается как бездушное  заведение с казенной обстановкой  и авторитарной властью, чуждое для  ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 30 или 40 учеников, учитель не мог быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также  приспособиться к тому, что они  становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех  ребят, играющих вместе.

 

 

 

 

 

   Заключение

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в  процессе деятельности, человек приобретает  личностные качества и становится социальным субъектом.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная  генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления  социального «Я».

Содержание процесса становления  социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального  «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие  отношения, которых нет, и никогда  не было, и в принципе не может  существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется  через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются  в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек  становится индивидуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.                                                                                                             

Список  использованной литературы

 

  1. Артур и Вадим Петровских, «Развитие личности  ребенка», (http://adalin.mospsy.ru/)
  2. В.В.Воронов, «Педагогика школы в двух словах».  (http://pedagogik.mgou.ru/)
  3. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002
  4. Кон И.С. Ребёнок и Общество. М., 1988
  5. Социология личности. М.,1967
  6. Психология юношеского возраста. М., 1979
  7. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. (перевод)1976
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  9. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970
  10. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.,1971
  11. Бернс Э.Я. Концепция и воспитание. (перевод) М., 1968
  12. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994
  13. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003
  14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994
  15. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984
  16. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2004
  17. http://psylib.org.ua/
  18. http://koi.www.uic.tula.ru/

 


Информация о работе Этапы развития личности и процесс социализации