Этапы развития личности и процесс социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности 5
1.1. Понятие социализации 8
1.2. Содержание процесса социализации 9
1.3. Как происходит социализация 12
1.4. Стадии процесса социализации 14
2. Развитие личности и его факторы 18
2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22
2.2. Теория Фрейда 23
2.3. Теория Пиаже 24
2.4. Теория Колберга 25
2.5. Социализация: непрерывный процесс 27
2.6. Социализация как ответ на кризис 27
2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28
2.8. Изменение личности 29
3. Этапы развития личности 30
4. Агенты социализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в  социальную среду.

Именно на эти две стороны  процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие  эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос становится именно так, что человек  не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в  собственные ценности, установки, ориентации.

    1.  Содержание процесса социализации

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления  личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трёх сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением  «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975), т.е. освоением всё новых и новых  видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе  связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через  посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо  значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт  такой ориентации личностным выбором  деятельности. Как следствие этого  возникает и второй процесс –  центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и  соподчинения ему всех остальных  деятельностей. Наконец, третий процесс  – это освоение личностью в  ходе реализации деятельности новых  ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед  нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва  позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные  исследования носят, как правило, пограничный  характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который  служит основанием для центрирования  деятельности. Особенно важным в таких  исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закреплённая за общей психологией, не находит пока особой разработки в её социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных её непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп. Об этом здесь говорится пока лишь в порядке постановки проблемы, включения её в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

Вторая сфера – общение  – рассматривается в контексте  социализации также со стороны его  расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение  неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнёра, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации – проблемы её стадий.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его  Я (Кон, 1978). В многочисленных экспериментальных  исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задаёт этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе и группах) уровень развития его самосознания – вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много  противоречивых позиций. Это связано  с наличием тех многочисленных и  разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось. Прежде всего, само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А.Н.Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих «Я-образа».

Есть несколько различных  подходов к структуре «Я». Наиболее распространённая схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познаёт и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в неё свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме её активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс (Андреева Г.М. Социальная психология. 2002).

   1.3. Как происходит социализация

Социализация является исключительно  мощной силой. Стремление к конформизму  скорее правило, чем исключение. Это  объясняется двумя причинами: ограниченными  биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой.

Биологический контекст

Хотя людям свойственны  такие генетически обусловленные  рефлексы, как моргание, хватание и  сосание, по всей видимости, в их генах  не запрограммированы сложные модели поведения. Они вынуждены учиться  одеваться, добывать пищу или строить  для себя укрытие. Люди не только не обладают врождёнными образцами  поведения; они медленно осваивают  навыки, необходимые для выживания. В течение первого года жизни  питание ребёнка полностью зависит  от заботы взрослых. Таким образом, выживание младенцев зависит  от взрослых, которые о них заботятся. В отличие от них детёныши обезьян  сами добывают для себя пищу через  три-шесть месяцев после рождения. В тоже время, длительность периода  зависимости ребёнка от взрослых полезно для него с точки зрения развития. Младенцы получают возможность  усваивать навыки (например, способность говорить), которые намного сложнее, чем навыки любых других существ.

Культурный контекст

Каждое общество ценит  определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень  разными. Например, в американском обществе высоко ценятся такие качества, как  уверенность в себе, умение владеть  собой и агрессивность; в то время  как в Индии традиционно сложились  противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому  американцы обычно с уважением относятся  к прославленным спортсменам, астронавтам. Индийцы же склонны с почтением  относиться к религиозным или  политическим деятелям, выступающих  против насильственных методов (например, Махатма Ганди).

Эти культурные ценности лежат  в основе социальных норм. Нормами  называются ожидания и стандарты, управляющие  интеракцией людей. Некоторые нормы  представлены в законах, запрещающих  воровство, нападение на другого  человека, нарушение контракта и  т.д. Такие законы являются социальными  нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. Определённые нормы считаются  более важными, чем другие: нарушение  закона, запрещающего убийство, опаснее  для общества, чем превышение установленной  предельной скорости. Однако большинство  норм вообще не отражено в законах. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий и норм: мы должны быть вежливыми  по отношению к другим людям; когда  мы гостим в доме друга, следует сделать  подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым или  инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем  и к нашим детям.

На поведение людей  влияют не только нормы. Огромное воздействие  на их поступки и стремления оказывают  культурные идеалы данного общества.

Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двухсторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также  между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

Социобиология

Определение природы взаимосвязи  между биологическим развитием  человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения – от агрессии до альтруизма – могут быть обусловлены генетически.

Как считают социобиологи, существование врождённых механизмов, влияющих на поведение, - результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом.

   1.4. Стадии процесса социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю  в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались  в системе фрейдизма, традиция в  определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет  период раннего детства. Это привело  и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как  процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С  другой стороны, уже довольно давно  в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том  же теоретическом ключе экспериментальные  работы, исследующие социализацию в  период отрочества и даже юности. Таким  образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и  юности можно считать общепринятыми.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она  касается принципиального вопроса  о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть  содержания социализации. В последние  годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства  и юности. Так, в отечественной  социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления  его в школу, т.е. тот период, который  в возрастной психологии именуется  периодом раннего детства;

Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании  этого термина. К этому этапу  относится, безусловно, все время  обучения в школе. Относительно периода  обучения в вузе или техникуме  существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения  стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования никак не могут  быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного  рода довольно значительна по сравнению  со средней школой, в частности  в свете все более последовательного  проведения принципа обучения с трудом, и поэтому эти периоды в  жизни человека трудно рассмотреть  по той же самой схеме, что и  время обучения в школе. Так или  иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом  решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так  и в практическом плане: студенчество – одна из самых важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого»  возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это  весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением  образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более  того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает  особое значение этой стадии. Признание  трудовой стадии социализации логически  следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания  сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис  о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Информация о работе Этапы развития личности и процесс социализации