Этапы развития личности и процесс социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности 5
1.1. Понятие социализации 8
1.2. Содержание процесса социализации 9
1.3. Как происходит социализация 12
1.4. Стадии процесса социализации 14
2. Развитие личности и его факторы 18
2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22
2.2. Теория Фрейда 23
2.3. Теория Пиаже 24
2.4. Теория Колберга 25
2.5. Социализация: непрерывный процесс 27
2.6. Социализация как ответ на кризис 27
2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28
2.8. Изменение личности 29
3. Этапы развития личности 30
4. Агенты социализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

  2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида

 

Кули считал, что личность формируется на основе множества  взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

  • того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
  • того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
  • того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы неспособны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать своё поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребёнок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребёнок отвечает родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе сознания своего «Я».

Третий этап, по мнению Мида, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

  2.2. Теория Фрейда

Тория развития личности, разработанная  Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория личности Фрейда выделяет три  части в психической структуре  личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх – Я»).

Ид («Оно») – источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется  напряжение и личность испытывает чувство  удовольствия.

Эго («Я») контролирует поведение  человека, в какой-то мере напоминая  светофор, помогающий личности ориентироваться  в окружающем мире. Эго руководствуется  главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего  объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда  Ид испытывает голод, Эго запрещает  ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх – Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно  воздействуют на формирование личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы  уступить напору Ид. Они должны также  подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным  формирующимся Суперэго. Эго несёт  ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи  с этим человек испытывает чувство  гордости или вины.

   2.3. Теория Пиаже

Подход, предложенный Жаном  Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже  исследовал когнитивное развитие, или  процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно  с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной  стадией. В это время у детей  формируется способность надолго  сохранять в памяти образы предметов  окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет  перестаёт существовать, когда они  на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая  приходящая няня, которая знает, как  пронзительно кричат младенцы, видя, что  родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от семи до одиннадцати  лет дети учатся мысленно совершать  действия, которые раньше они выполняли  только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям  показывают ряд из 6 палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать  их, не прикладывая каждую палочку  из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, ещё не научившиеся  считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в  последнюю стадию, называемую стадией  формальных операций. На этом этапе  подростки могут решать абстрактные  математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.

2.4. Теория Колберга

Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся  к детям, которые еще не усвоили  понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают  возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные  суждения личности о том, что такое  «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое  управление, ведь если бы все так  поступали, наша экономическая система  развалилась бы. Но в некоторых  случаях может быть оправдана  «ложь во спасение», щадящая чувства  другого человека.

На шестой стадии у людей  формируется собственное этическое  чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют  к себе такие же требования, как  и к любому человеку. Наверное, Махатма  Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер  Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности?

   2.5. Социализация: непрерывный процесс

Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и  в среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении  их внешнего поведения, в то время  как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать  нормы; дети способны только усваивать  их.

Социализация взрослых часто  предполагает понимание того, что  между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом  мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

   2.6. Социализация как ответ на кризис

Некоторые социологи утверждают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы  в жизни взрослых и детей различны.

Джон Клаузен (1972) отметил ряд критических моментов в жизни взрослых. Взрослые должны выбрать профессию, выдержать связанный с этим стресс, они вынуждены балансировать между требованиями, предъявляемыми им на работе и в семье. Им также преодолевать так называемый «кризис сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучней, а семья напоминает «опустевшее гнездо». Время наступления этого кризиса значительно варьируется у разных людей. Он может разразиться, когда дети покидают родной дом, а также в связи с уходом на пенсию. Кризис может проявляться по-разному: люди чувствуют глубокую тревогу от сознания наступающей старости, испытывают страх смерти или отчаянно стремятся снова почувствовать себя молодыми.

   2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону

Доверие – недоверие (грудной  возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему  пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и  больше не плачут, когда уходят те, кто  о них заботится, можно считать  что они преодолели свой первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой  степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

Автономия – стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и  бегать, не падая. Расширяются его  знания об окружающем мире. Именно в  этот период особенно ярко проявляются  стремления детей к самостоятельности  и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют  слишком много требований в такой  интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной  неполноценности; тем самым подрывается  его стремление к самостоятельности  и умение ориентироваться в окружающем мире.

Инициатива – чувство  вины (3-5 лет). В этот период у детей  наблюдаются подвижность, любознательность работа фантазии. Ярко проявляются  дух соперничества и осознания  различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует  с окружающими по поводу того, как  далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают  отношения с учителями и другими  взрослыми людьми. Дети начинают проявлять  интерес к реальным жизненным  ролям: пожарного, лётчика, медицинской  сестры. Однако на данном этапе главное  значение имеет развитие их уверенности  в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в свое соображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку  не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два  основных события. По своему физическому  развитию молодые люди становятся взрослыми  и испытывают активное сексуальное  влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место  в жизни. Юноша или девушка  должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

Информация о работе Этапы развития личности и процесс социализации