Этапы развития личности и процесс социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности 5
1.1. Понятие социализации 8
1.2. Содержание процесса социализации 9
1.3. Как происходит социализация 12
1.4. Стадии процесса социализации 14
2. Развитие личности и его факторы 18
2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22
2.2. Теория Фрейда 23
2.3. Теория Пиаже 24
2.4. Теория Колберга 25
2.5. Социализация: непрерывный процесс 27
2.6. Социализация как ответ на кризис 27
2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28
2.8. Изменение личности 29
3. Этапы развития личности 30
4. Агенты социализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают  ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к  искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это  не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между  интимностью и одиночеством не находит  разрешения, может случиться, что  в дальнейшем человек будет вступать во временны связи, всегда кончающиеся  разрывом.

Творческая активность –  застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают  определенную деятельность и родительские функции.

Умиротворение – отчаянье (старость). На этой стадии люди поводят итоги своей жизни. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаянье.

   2.8. Изменение личности

Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами.

Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей; она представляет собой процесс  преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Взрослые люди путем размышлений и наблюдений могут осознать, что некоторые понятия, внушенные им в детстве, не соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что не обязательно подчинятся авторитетам. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботится о твоих нуждах. В результате формируются более реалистичные убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу (Смелзер Н. Социология 1994).

  3. Этапы развития личности

 

Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных  классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и  в воинском подразделении, и в  спортивной команде. Они вновь и  вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием. Их можно назвать фазами развития личности. Этих фаз три.

Итак, первая фаза становления личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены.

Это достигается (одними более, другими менее успешно), но, в конечном счете, при переживании некоторой  утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он полностью  растворен в "общей массе". Происходит нечто вроде временной потери личности. Но это его субъективные представления, потому что фактически человек зачастую продолжает себя в  других людях своими деяниями, имеющими значение именно для других людей, а  не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при  известных обстоятельствах выступить  для других как личность.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением человека к максимальной персонализации. Что же, приходится искать средства и способы для осуществления этой цели, для обозначения своей индивидуальности.

Например, если некто попал  в новую для него компанию, то он, по-видимому, не станет пытаться сразу  в ней выделиться, а прежде попробует  усвоить принятые в ней нормы  общения, то, что можно назвать  языком этой группы, допустимую в ней манеру одеваться, общепринятые в ней интересы, выяснит, кто для него друг, а кто враг.

Но вот, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, поняв, что для этой компании он "свой", иногда смутно, а иногда остро он начинает осознавать, что, придерживаясь  этой тактики, он как личность в какой-то мере себя утрачивает, потому что другие не могут в этих обстоятельствах  его разглядеть. Не разглядят из-за его неприметности и "похожести" на любого.

Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т. д.

В результате эти выявившиеся  отличия у одних (смекалка, юмор, самоотверженность и т. п.) принимаются  и поддерживаются, а у других, демонстрирующих, например, цинизм, лень, стремление свои ошибки свалить на другого, наглость, могут встретить  активное противодействие.

В первом случае происходит интеграция личности в группе. Во втором, если противоречия оказываются неустраненными, - дезинтеграция, имеющая следствием вытеснение личности из группы. Может случиться и так, что возникнет фактическая изоляция личности, которая ведет к закреплению в характере многих отрицательных черт.

Особый случай интеграции наблюдается, когда не столько человек  приводит в соответствие свою потребность  в персонализации с потребностями  общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с его потребностями, и тогда  он занимает позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и  группы, очевидно, всегда так или иначе происходит.

Каждая из этих фаз порождает  и шлифует личность в ее важнейших  проявлениях и качествах - в них  протекают микроциклы ее развития. Представим, что человеку не удается  преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития - у него, скорее всего, будут  складываться качества зависимости, безынициативности, соглашательства, появится робость, неуверенность  в себе и своих возможностях. Он как бы "пробуксовывает" на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к ее серьезной деформации.

Если, находясь уже в фазе индивидуализации, он пытается реализовать  свои потребности "быть личностью" и предъявляет окружающим свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и  отвергают как не соответствующие  их потребностям и интересам, то это  способствует развитию у него агрессивности, замкнутости, подозрительности, завышению  самооценки и понижению оценки окружающих, "уходу в себя" и т. д. Может  быть, отсюда берется "мрачность" характера, озлобленность.

Человек на протяжении своей  жизни входит не в одну, а во многие группы, и ситуации успешной или  неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно воспроизводятся. У него формируется достаточно устойчивая структура личности.

Сложный, как это очевидно, процесс развития личности в относительно стабильной среде еще больше усложняется в связи с тем, что она в действительности не является стабильной, и человек на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не совпадающие по своим социально-психологическим характеристикам.

Принятый в одной группе, где он вполне утвердился и давно  уже "свой", он оказывается иной раз отвергнутым в другой, в  которую он включается после первой или одновременно с ней. Ему снова  и снова приходится утверждать себя в качестве самостоятельной личности. Таким образом завязываются узлы новых противоречий, возникают новые проблемы и трудности.

Помимо этого, сами группы находятся в процессе развития, постоянно  меняются, и к изменениям можно  приспособиться только при условии  активного участия в их воспроизводстве. Поэтому наряду с внутренней динамикой  развития личности в пределах относительно стабильной социальной группы (семья, школьный класс, дружная компания и  т. д.) надо учитывать объективную  динамику развития самих этих групп, их особенности, их нетождественность друг другу. И те, и другие изменения становятся особенно заметными в возрастном развитии личности, к характеристике которого мы переходим.

Из всего вышесказанного складывается следующее понимание процесса развития личности: личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Можно сказать и так: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, имеющие для него значение на разных возрастных ступенях.

Наиболее благоприятные  условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. На основе этого предположения может  быть сконструирована вторая модель развития личности - на этот раз возрастного. Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

Периодизация детства  по Давыдову:

По ведущему типу деятельности

    • От 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;
    • 3-6 лет - игровая;
    • 6-10 лет - учебная;
    • 10-15 лет - общественно-полезная;
    • 15-18 лет - профессиональная.

В современной науке принята  следующая периодизация детского возраста:

  1. Младенчество (до 1 года)
  2. Преддошкольный период (1-3)
  3. Дошкольный возраст (3-6)
  4. Младший (3-4)
  5. Средний (4-5)
  6. Старший (5-6)
  7. Младший школьный возраст (6-10)
  8. Средний школьный возраст (10-15)
  9. Старший школьный возраст (15-18)

Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно  в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание  или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. Это будет определяющим.

В результате складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности  маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего  детства для формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И в этом они  были правы. Однако причины, его определяющие, нередко мистифицировались.

В действительности дело в  том, что ребенок с первых месяцев  сознательной жизни находится в  достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесь большую  роль играют особенности его высшей нервной деятельности, его нервно-психической  организации) усваивает тип отношений, которые в ней сложились, претворяя  их в черты своей формирующейся  личности.

Фазы развития личности в  преддошкольном возрасте:

  • первая - адаптация, выражающаяся в освоении простейших навыков, овладении языком при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих явлений;
  • вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим: "моя мама", "я мамина", "мои игрушки", - и тем самым подчеркивание своих отличий от окружающих;
  • третья - интеграция, позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими, не только подчиняться требованиям взрослых, но и в какой-то мере добиваться, чтобы взрослые с ним считались (правда, для этого используется, к сожалению, чаще всего "управление" поведением взрослых с помощью ультимативных требований "дай", "хочу" и т. д.).

А.В. Петровским в 1984 г. была предложена новая концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности. Как процесс интеграции в различных социальных группах.

Таким образом, возникает  возможность выделения двух типов закономерностей возрастного развития Личности.

Первый тип закономерностей  развития Личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть Личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление Личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы Личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся Личности.

Второй тип закономерностей  развития Личности. В этом случае личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объективными изменениями внутри этого института. Так, школьный возраст как стадия развития Личности возникает в связи с тем, что общество конструирует соответствующую систему образования, где школа является одной из «ступеней» образовательной лестницы.

Информация о работе Этапы развития личности и процесс социализации