Экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления предприятием, а так же и внедрение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию процесса управления предприятия с использованием экономических методов, способствующих поддержанию устойчивого и эффективного функционирования предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение экономическим методам управления предприятием;
-изучить основные виды экономических методов;
- дать оценку рыночной ситуации, характеристику конкурентов и других элементов и факторов конъюнктуры, влияющих на деятельность предприятия;

Содержание

Введение
Раздел 1. Сущность и функции управления
1.1 Сущность управления
1.2 Задачи и построение механизма управления
1.3 Методы управления деятельностью предприятий в рыночных условиях
1.3.1 Методы управления
1.3.2 Основные принципы управления предприятием в рыночных условиях
2. Методы эффективного управления предприятием на примере «Сабрина»
2.1 Краткая характеристика гостиницы «Сабрина»
2.2 Финансовый анализ гостиницы «Сабрина»
2.3 Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий, направленных на улучшение хозяйственной деятельности частной гостиницы «Сабрина»
2.4 Обоснование перевода гостиницы в более высокую категорию
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.83 Кб (Скачать файл)

- экономические и юридические  законы и ограничения;

- информацию;

-методы, правила и технические  средства обработки информации.

Функционирование механизма управления обеспечивается администрацией предприятия. К администрации относят директора предприятия, его заместителей и помощников, начальников цехов, отделов и руководителей других подразделений, а также специалистов, которые подготавливают для руководителей необходимую информацию и документы.

Центральный орган, управляющий производством на предприятии, в лице директора и его заместителей, концентрирует внимание на конечном целевом результате. Контроль и регулирование промежуточных результатов поручается руководителям и специалистам нижних звеньев предприятия. Контроль направлен на недопущение отклонений от достижения поставленной основной цели. Чтобы своевременно достичь заданного результата, орган (лицо) управления осуществляет постоянный контроль, координацию и корректировку деятельности людей на подведомственном участке. Для этого устанавливаются четкая субординация работников, порядок сбора и подготовки необходимой для управления информации ( о расстановке и деятельности персонала на рабочих местах, движения ресурсов в производственном процессе и обороте и т.п.)

Система управления производством представляет собой, таким образом, единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев. Управление можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения. Если на оси У отметить стадии и функции управления, а на оси Х - объекты управления, то координатная плоскость будет охватывать все этапа и объекты управления производством, включая управление информацией, финансами и внешней деятельностью предприятия.

На уровне каждого отдельного взятого предприятия решаются две основные задачи:

- экономическая - получение и наращивание дохода;

- социальная - обеспечение нормальных условий труда и заработной платы персонала:

Управляющие органы в этих условиях должны выполнять следующие задачи:

- Разработка и обоснование  эффективного стратегического курса, целей и направлений деятельности  предприятия на долговременную  перспективу;

-поэтапное разукрупнение  и ранжирование стратегического  курса и доведения его до  уровня текущего и оперативного  управления;

- конкретизация общих  стратегических и текущих задач  предприятия и доведение их  до уровня повседневных функций, количественных и качественных  оперативных заданий подразделениям  и персоналу предприятия;

- набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и  регулирование численности, профессионального  состава и оплаты труда;

- организация исполнения  установленных функций и полученных  персоналом предприятия заданий;

- организация надежного  и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником предприятия, разработка мер предупреждения возможных отступлений от заданного режима работы предприятия;

- оперативное и повседневное  регулирование деятельности предприятия  и его структурных подразделений, устранение сбоев в работе, ликвидация  диспропорций в производственном  процессе, устранение причин, нарушающих  нормальный режим работы предприятия;

- повышение эффективности  деятельности предприятия за  счет обеспечения конкурентоспособности  и увеличения объемов выпуска  и сбыта продукции, снижения издержек  производства, использования достижений  науки и техники;

Конкретные задачи, стоящие перед органами управления, различаются на каждом предприятии в зависимости от фактической внутренней и внешней социально-экономической ситуации, размера предприятия и его специализации. Тем не менее, весь комплекс управленческих задач обязано решать руководство любого предприятия (фирмы), даже если в его состав входят 3-5 человек. В противном случае (из-за возможного появления неуправляемых звеньев) оборвется цикл воспроизводства.

1.3 Методы управления деятельностью  предприятий в рыночных условиях

1.3.1 Методы управления

Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Привести в действие организованную систему, чтобы получить необходимый результат, можно только через влияние на нее управляющего органа или лица. При этом необходимы определенные инструменты согласованного воздействия, которые и обеспечивают достижение поставленных целей. Такие инструменты принято называть методами управления. Методы управления - это способы влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые необходимы для достижения цели фирмы (предприятия, организации). Управление фирмой (предприятием, организацией) направлено на людей, круг их интересов, прежде всего материальных. Поэтому основой классификации методов управления является внутреннее содержание мотивов, которое положено в основу производственной или любой другой деятельности человека. По своему содержанию мотивы принудительного характера. В соответствии с этим различают экономические, социально-психологические и организационные методы управления.

Содержательна характеристика методов управления. Все названые методы управления органически взаимосвязаны и используются не изолированно, а комплексно. Однако ведущими нужно считать именно экономические методы. Организационные методы создают предпосылки для использования экономических методов. Социально-психологические методы дополняют организационные и экономические и создают в совокупности необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия.

1.Экономические методы управления - это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы имеют два аспекта реализации.

Первый аспект характеризует процесс управления, ориентированный на использование, созданного на общегосударственном уровне экономического сегмента внешней среды. Сущность этого аспекта:

- формирование системы  налогообложения субъектов хозяйствования;

- определение действенной  амортизационной политики, обеспечивающей  обновление (воспроизводство) материальных  и нематериальных активов предприятия;

- установление государством  минимального уровня заработной  платы и пенсий и п.т.

Второй аспект экономических методов управления связан с управленческим процессом, ориентированным на использование разнообразных экономических рычагов, таких как финансирование, кредитование, ценообразование, штрафные санкции и т.п.

2. Социально-психологические  методы управления реализуют  мотивы социального поведения  человека. Уровень современного  производства, рост общеобразовательного  и профессионально-квалификационного  уровня работников являются причиной  существенных изменений в системе  ценностных ориентации и в  структуре мотивации трудовой  деятельности людей. Традиционные  формы материального поощрения  постепенно теряют свое приоритетное  стимулирующее влияние.

Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т.п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций, гуманизации труда и т.п.

3. Организационные методы  управления базируются на мотивах  принудительного характера. Их существование  и практическое применение обусловлены  заинтересованностью людей в  совместной организации труда. Организационные  методы управления - это комплекс  способов и приемов влияния  на работников, основанных на  использовании организационных  отношений и административной  власти руководства. Все организационные  методы управления делятся на регламентные и распорядительные.

Содержание регламентных методов состоит в формировании структуры и иерархии управления, делегировании полномочий и ответственности определенным категориям работников фирмы, определении ориентиров деятельности подчиненных, предоставлении методической, инструктивной и другой помощи исполнителям. Распорядительные методы управления охватывают текущую (оперативную) организационную работу и базируются, как правило, на приказах руководителей предприятий (организаций). Они предусматривают определение конкретных заданий для исполнителей, распределение этих заданий между ними, контроль выполнения, проведение совещаний по вопросам текущей деятельности фирмы (предприятия, организации). Профессионально умелое применение экономических, социально - психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование.

1.2.3 Основные принципы управления предприятием в рыночных условиях

Принцип - это правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятия. На основе выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют реальный механизм управления экономикой. Хозяйственный механизм управления не может быть разрозненным набором методик и распоряжений, абстрагированным от реальных задач производства. А эти задачи, в свою очередь, определяются не только внутрипроизводственным распорядком и государственным законодательством, но и объективными законами производства (включая закон соответствия уровня развития интеллектуального и производственного потенциала общества характеру общественно-производственных и политических отношений). Средства производства (машины, оборудование, здания, сооружения, материалы, инструменты) и люди, приводящие их в действие, - это интеллектуальный и материально-производственный потенциал предприятия и страны в целом. Установленные производственные отношения на предприятии определяют роль и место каждого работника в процессе производства и распределения дохода. В едином производственном процессе взаимодействуют порой тысячи людей. От качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат - итог деятельности огромного коллектива. Вот почему необходим научный подход, научно обоснованные принципы организации управления экономикой и прежде всего на микроуровне - на уровне отдельных предприятий (фирм).

Различают следующие основные стороны организации управления производством: функциональная (профессионально направленная), количественная, пространственная и временная. На их основе строятся как общие, так и частные (характерные для отдельных предприятий и сфер деятельности) принципы управления. Среди общих принципов управления - принципы целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократизма и целесообразности в распределении прав, обязанностей и ответственности; научной обоснованности принимаемых решений; эффективности управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов в управлении. Принцип целевой совместимости и сосредоточения заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи. Работа отдельных цехов, производственных участков, лабораторий, отделов строится таким образом, чтобы в конечном итоге в заданное время появилась именно та продукция, в которой нуждается потребитель. Принцип непрерывности и надежности означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса. Решение этой задачи определяется:

- надежность и слаженность  функционирования как самой управляющей  системы и ее органов, так и  управляемого объекта;

- наличием обратной связи  между всеми компонентами управляющих  органов и управляемыми объектами;

- заранее предусмотренными  процедурами и конкретными мерами  устранения возникающих помех.

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма выражается в том, что система управления должна быть нацелена на расширение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия. При этом система хозяйственного управления поэтапно связывает во времени действия людей и расходуемые ими ресурсы. Для этого работа и функции кооперирующих и связанных звеньев каждого работника на первом этапе строго разграничиваются. После этого деятельность связанных звеньев поэтапно в динамике увязывается между собой в единую синхронно действующую систему. Завершение одного этапа - обработки заготовок и т.п. Связать все последовательные этапы производственного процесса, определяющие деятельность предприятия в будущем с его конкретной работой в данный момент, можно только с помощью планирования (долговременного, текущего и оперативного). Планирование, по общему мнению специалистов, прежде всего «направлено не на контроль текущей, а на проектирование будущей деятельности фирмы».

Информация о работе Экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики