Экономические аспекты принятия решений в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстроразвивающемся мире.
Из всего разнообразия выделяют экономический аспект в принятии управленческих решений:
эффективность использования всех видов ресурсов;
материальная заинтересованность персонала;
правильность управленческих решений;
максимизация экономического эффекта;

Содержание

Введение 3
1. Управленческие решения: сущность, классификация и технология принятия. 4
2. Значение управленческих решений для обеспечения успеха деятельности. 17
3. Инструментарий принятия управленческих решений 20
4. Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений. Повышение эффективности 30
5. Моделирование процесса принятия управленческих решений в рамках управления 40
6. Методы принятия управленческих решений 51
7. Принятие решения – необходимость и проблемы 57
8. О принятии решений: обратимся за помощью к бессознательному 62
9. Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 64
10. Ситуации, требующие принятия управленческих решений……………...69
Заключение……………………………………………………………………....88
Список литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый вариант.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

И вот какие  техники можно использовать в  случае, если вы решите положиться и  на интуитивный аспект своего здравого и рационального мышления.

• Не всегда правила  помогают достичь успеха. Ведь есть в истории примеры, когда нетрадиционный способ мышления гарантировал изобретателю или первопроходцу популярность, признание его новых идей или открытий. Так что, если шестое чувство подсказывает, что вы принимаете правильное решение, даже если оно не совсем традиционное, доверьтесь своей интуиции. На тех, кто всегда следует правилам неукоснительно, порой вообще не обращают внимания. Тогда как личности, яркие и готовые идти ва-банк, всегда интересны и, что не удивительно, успешны.

• Страхи — наши враги в успешной деятельности. А причина тому простая и очевидная: страхи не позволяют нам идти неизведанным путем. Но ведь и проторенная дорожка вряд ли гарантирует какие-то выдающиеся решения и открытия. Так что со страхами необходимо бороться, взглянуть им в лицо, как говорится. Важно задать себе следующие вопросы и честно ответить на них:

 

Действительно ли может произойти то, чего вы так  опасаетесь?

Что заставляет вас думать, что именно так и  произойдет?

Правильны и  реальны ли такие перспективы?

Как вы узнаете, не ошибаетесь ли вы?

Вполне возможно, что, задумавшись и проанализировав  свои страхи, вы увидите, что они  не так уж и реальны, а может, и  вовсе смешны, и бояться тут  нечего, а надо действовать.

• Ресурсы также  очень важны в работе и в жизни в принципе, особенно, когда идет речь о труде над важным и серьезным проектом. И чтобы понимать, на что вам можно рассчитывать, нужно обязательно рассмотреть и вопросы, связанные с ресурсами:

 

Обдумав эту  информацию, вы сможете увидеть боле полную картину того, что у вас есть, и что способно помочь вам в достижении цели.

 

• Принятие решения  и реализация плана — дело важное и непростое. Необходимо обдумать и  решить, что может помочь вам в  этом, что важно в данной сфере  вашей жизни. Стоит даже составить список этих важных вещей/действий и следовать ему, выполняя все, что нужно. Так у вас есть шанс идти к исполнению желания, реализации цели и выполнению задания, не оступаясь, решительными шагами, каждый из которых уже определен (и даже в списке прописан).

 

    1. Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений

 

Ловушка — это  опасность или трудность, которой  нелегко избежать. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые  при принятии решений.

 

1. Тенденция  к подтверждению. Тенденция подбирать ту информацию, которая соответствует нашим представлениям, называется тенденцией к подтверждению, или предвзятостью. У всех нас есть такая склонность. Подобная тенденция является очень распространенным явлением и встречается в самых разных областях. Например, недавние исследования работы присяжных и того, как принимаются решения о вине или невиновности подсудимого показали, что присяжные нередко конструируют правдоподобную историю того, что могло произойти на месте преступления. Затем среди информации, раскрытой в ходе расследования, они выбирают только то, что подтверждает их версию. Таким образом, решение присяжных тоже в значительной степени зависит от подбора свидетельств, которые подтверждают представления самих присяжных.

Мы все должны научиться находить и исследовать данные, которые не соответствуют нашим представлениям и идеям. Люди, которые вынуждены учитывать опровергающие свидетельства, принимают лучшие решения.

 

2. Чрезмерная  уверенность. Люди в большинстве  случаев не склонны совершенствовать  свои способы принятия решений, потому что вполне уверены в том, что их решения превосходны. Ничем не подтвержденная уверенность в том, что мы всегда правы, является барьером для критического мышления в повседневных ситуациях.

 

Почему мы склонны  считать себя большими специалистами в области принятия решений? Частично потому, что мы просто не фиксируем в сознании никаких альтернатив, которые могли бы привести к лучшим решениям (например: «не вижу причины, почему я могу быть не прав») и потому что мы, в сущности, не можем знать, каковы могли бы быть результаты других решений. При исследовании принятия политических решений Круглански (Kruglansky, 1992) назвал следующие основные причины принятия неправильных решений: амбиции, утверждение своего статуса, иллюзии и предрассудки. Когда эти не слишком подходящие мотивы наслаиваются на уверенность политика в том, что принимаемые им решения правильны, нетрудно понять причину неудачных политических решений.

 

3. Эвристика  наглядности. Эвристика — это  любое эмпирическое правило, которое используется для решения проблем. Чтобы понять эвристику наглядности, рассмотрите следующий пример. В эксперименте, проведенном Тверски и Канеманом (Tversky & Kahneman, 1974), группе студентов были предложены два арифметических примера:

 

8 x 7 x 6 x 5 x 4 x 3 x 2 x 1 = ?

 

или

 

1 x 2 x 3 x 4 x 5 x 6 x 7 x 8 = ?

 

Студентам отвели пять секунд на изучение — одним  первой, другим второй строки. Их целью  было дать приблизительный ответ, поскольку  пяти секунд слишком мало, чтобы  произвести вычисления. Те студенты, которым был предложен первый пример, начинающийся с больших чисел, дали средний ответ 2250. Те же, кто решал второй пример, начинающийся с меньших чисел, дали средний ответ 512. Правильный ответ 40320. Таким образом, если пример начинался с больших чисел, то оценка произведения оказывалась больше, чем если он начинался с меньших чисел. Разница в расчетах между возрастающей и убывающей последовательностью демонстрирует, что суждение систематически смещается в сторону более наглядной информации.

 

4. Эвристика  репрезентативности. Представьте себе, что ваш знакомый предлагает  вам биться об заклад, упадет  монета орлом или решкой. Он  подбрасывает одну монету шесть  раз. Вам надо угадать, каким  образом распределятся выпадения  орла или решки в шести случаях. Несмотря на то что существует множество возможных последовательностей, вы решаете сосредоточиться на трех. Воспользуемся буквой «О» для обозначения орла, и буквой «Р» для обозначения решки. Итак, какую из трех последовательностей вы выберете?

 

О-Р-О-Р-Р-О

 

Р-Р-Р-О-О-О

 

О-Р-О-Р-О-Р

 

Скорее всего  вы, как и большинство людей, выберете первую, потому что она кажется  больше похожей на случайное распределение  орла и решки. Однако любая последовательность орла и решки для шести случаев  является равновероятной. Этот пример демонстрирует уверенность в том, что результат случайного процесса должен непременно иметь вид случайного распределения. Поскольку мы обычно представляем себе случайность как процесс, лишенный закономерности, нам начинает казаться, что последовательность О-Р-О-Р-О-Р менее вероятна для шести бросков монеты, чем другая последовательность, которая выглядит более случайной. Тем не менее это неверно.

 

Для того чтобы  прояснить понятие эвристики  репрезентативности, попробуем рассмотреть  еще один пример. Представьте себе, что вы получили письмо от старого знакомого, с которым не виделись много лет. Он с гордостью сообщает, что у него шестеро детей — три мальчика и три девочки. Вы пробуете угадать последовательность их появления. Какая последовательность кажется вам более вероятной? (Д — «девочка», М — «мальчик».)

 

М-М-М-Д-Д-Д

 

или

 

М-Д-Д-М-Д-М

 

Если вы внимательно  следили за ходом наших рассуждений, то понимаете, что даже если второй вариант кажется более похожим  на случайный процесс, обе последовательности являются равновероятными.

 

5. Капкан. Представьте  себе, что вам предлагают купить  с аукциона долларовую банкноту. Вы и ваши друзья можете  предлагать свои цены, причем  тот, кто предложил самую высокую  цену, платит и получает банкноту. Единственная загвоздка заключается в том, что свои ставки должны выплатить и человек, предложивший самую высокую цену, и все остальные. Купюру же получит только тот, кто назначил самую высокую цену. Предположим, вы согласились торговаться и довели цену до 80 центов. Ваш друг ставит один доллар. Скорее всего, вы предложите один доллар и пять центов, потому что вы просто так потеряете 80 центов, если не будете поднимать цену. Люди будут продолжать торговаться, даже подняв цену выше одного доллара, чтобы выиграть доллар и сократить свои потери в этой игре до минимума.

 

То, что происходит в этой игре, называется капканом. Это  ситуация, когда человек уже вложил деньги, время, усилия и принимает  решение продолжать это делать ради своих первичных вложений. Люди очень  часто становятся жертвами подобных ловушек. Все мы не раз переживали неприятные минуты, упорно дозваниваясь по телефону в справочную службу и получая сообщение «ждите ответа». Послушав в течение нескольких минут раздражающую музыку, вы понимаете, что пора принять решение — повесить трубку или продолжать ждать. Многие продолжают ждать, потому что много времени было затрачено уже на то, чтобы вообще дозвониться по этому номеру.

 

Если вы принимаете решение с оглядкой на предыдущие затраты, то надо подумать о том, почему эти затраты времени или денег оказались настолько большими.

 

 

6. Психологическая  реактивность. Наше эмоциональное  состояние оказывает очень сильное  воздействие на принимаемые нами  решения. Мы выбираем альтернативные  варианты, которые кажутся нам  «лучшими», но наше определение того, что является «лучшим», далеко не всегда подчинено разумным критериям. Одно из проявлений влияния эмоционального состояния на принимаемые решения получило название психологической реактивности, которая представляет собой сопротивление, возникающее из-за ограничения свободы.

Степень влияния  психологической реактивности на принимаемое  решение зависит от того, в какой  степени посягают на свободу воли человека, а также от источника  этих посягательств. Кроме того, существует значительная межличностная разница в склонности к психологической реактивности. Подумайте о том, как вы отреагируете, если вам будут указывать, как поступить в той или иной ситуации. Если вы готовы поступить во вред себе, лишь бы сделать не так, как вам сказали, то вы тем самым демонстрируете склонность к психологической реактивности и рано или поздно из-за этой склонности примете неправильное решение. Имеете ли вы дело с родителями, работодателями или друзьями, психологическая реактивность может вмешаться в процесс принятия решения и заставить вас принять решение, невыгодное для вас.

 

7. Пристрастность. Кажется вполне очевидным, что  люди выбирают альтернативные  варианты, которые по каким-либо  причинам оценивают положительно.

Эффект предшествующего  знакомства. Представьте себе, что вы входите в кабинку для голосования в день выборов и видите следующий список кандидатов: Майрон Джонс, Джон Адамс, Виктор Лайт. Вы не следите за местной политической ситуацией и не знаете ни одного из перечисленных кандидатов. За кого вы проголосуете? Исследования показали, что скорее всего вы проголосуете за Джона Адамса. Примерно десять лет тому назад, во время выборов в Нью-Гемпшире некто Джон Адамс, безработный таксист, стал победителем от Республиканской партии на выборах в Конгресс. Почему именно Джон Адамс, человек, который не затратил ни гроша на свою предвыборную кампанию и не произнес ни одной речи, прошел в Конгресс? Психологи полагают, что когда избирателям предложили выбрать одного из трех кандидатов, имена которых были никому не известны, они выбрали то имя, которое каким-то образом ассоциировалось с политической фигурой прошлого. Таким образом, предшествующий опыт создает ощущение знакомства, которое, в свою очередь, порождает чувство приязни. Это явление получило название «эффекта предшествующего знакомства».

8. Эмоциональные  состояния. Всем нам интуитивно  ясно, что эмоции очень важны.  Например, вы вряд ли решитесь  обратиться к своему начальнику  с просьбой о прибавке заработной  платы, если знаете, что он только  что разругался с женой. Несомненно, взаимоотношения вашего начальника и его жены не должны быть связаны с вопросами заработной платы, но тем не менее плохое настроение имеет свойство переливаться через край и оказывать определенное влияние на принимаемые решения. Равно как и хорошее настроение. Бауэр (Bower, 1994) провел исследование влияния настроения на способы принятия решений и обнаружил, что кандидаты на получение работы оценивались интервьюерами выше, если перед проведением собеседования сами интервьюеры получали какие-то приятные новости, и ниже, если новости были неприятными. Во время лабораторного исследования влияния неприятных событий на принимаемые решения испытуемым предлагали держать руки в ведре с ледяной водой, что само по себе является достаточно стрессовой ситуацией. Затем им предлагали высказать свое мнение о разных людях. Исследователи убедились в том, что эти мнения были намного более враждебными, чем в контрольных условиях, когда испытуемые не подвергались суровому испытанию ледяной водой.

 

Безусловно, наши эмоции влияют на наши мысли. Поэтому очень важно принимать во внимание, каким образом наше настроение может повлиять на принятие решения и как мы сами можем повлиять на настроение людей, которые принимают решения, затрагивающие и нас.

 

    1. Ситуации, требующие принятия управленческих решений.

В процессе производственной деятельности в различных звеньях  предприятия возникают ситуации, типичные проблемы, требующие решения.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые могут нарушить заданное функционирование системы и требуют приведения системы в равновесие либо перевода ее в новое состояние.

Ситуации классифицируются по следующим признакам.

● По срочности решения: самые важные; неотложные; накапливаемые.

● По месту возникновения: во внутренней среде; внешней среде; при взаимодействии внутренней и внешней сред.

● По степени структурированности информации: хорошо и плохо поддающаяся анализу.

● По уровню. Ситуации могут возникать в одном или нескольких подразделениях предприятия, иметь общесистемный характер.

● По содержанию: производственные; экономические; организационные; социальные.

● По причинам возникновения: появление новой цели; сохранение функционирования объекта; искусственно создаваемые трудности (конкурентами); случайные обстоятельства.

Информация о работе Экономические аспекты принятия решений в бизнесе