Экономические аспекты принятия решений в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстроразвивающемся мире.
Из всего разнообразия выделяют экономический аспект в принятии управленческих решений:
эффективность использования всех видов ресурсов;
материальная заинтересованность персонала;
правильность управленческих решений;
максимизация экономического эффекта;

Содержание

Введение 3
1. Управленческие решения: сущность, классификация и технология принятия. 4
2. Значение управленческих решений для обеспечения успеха деятельности. 17
3. Инструментарий принятия управленческих решений 20
4. Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений. Повышение эффективности 30
5. Моделирование процесса принятия управленческих решений в рамках управления 40
6. Методы принятия управленческих решений 51
7. Принятие решения – необходимость и проблемы 57
8. О принятии решений: обратимся за помощью к бессознательному 62
9. Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 64
10. Ситуации, требующие принятия управленческих решений……………...69
Заключение……………………………………………………………………....88
Список литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый вариант.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы управленческих решений  находятся на стыке  многих  областей науки. Различные  направления  науки  рассматривают  построение научной  теории принятия решений. Это теории: полезности, вероятности и надежности, оптимизации и математической статистики. В последнее время, ведутся интенсивные  исследования  в новой интересной области знаний, называемой «Управленческим предвидением».

В теории принятия решений  можно выделить три концептуальных подхода:

1.  Качественно-предметная концепция (дескриптивный подход).

2.  Концепция математического выбора решений (нормативный подход).

3.  Комплексная концепция управленческих решений.

Дескриптивная теория принятия решений направлена на эмпирическое исследование и описание поведения отдельных лиц и групп людей в процессе принятия решений. Она носит ярко выраженный объясняющий, а не предписывающий характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение руководителя.

Целью является выявление  закономерностей формирования решения  в процессе взаимодействия исходных параметров решаемой проблемы и характеристик  субъекта (индивидуального или коллективного), принимающего решение. Развитие дескриптивной  теории принятия решений имеет большое значение для углубления познания сущности управленческой работы и для развития нормативной теории принятия решений (исследование поведения субъектов управления в реальных условиях позволяет выявлять скрытые характеристики действительных движущих сил данных субъектов).

Согласно одной из психологических  моделей субъект управления скорее старается «удовлетворить», чем  максимизировать, то есть найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Иными словами, скорее традиции принятия решений и личные качества являются определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо критерия.

Нормативная теория не занимается описанием и объяснением реальных процессов принятия решений, а концентрирует свое внимание на разработке организационных, информационных, методических основ принятия рационального (экономически обоснованного) решения. Она стремится к разработке «правил движения» в управленческой работе, следование которым обеспечит принятие оптимального решения.

В рамках математической теории принятия решений разрабатываются  нормативные модели принятия решений. Цель применения этих моделей – выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как руководителю следует подходить к принятию решений.

Математическая теория принятия решений по экономическим проблемам  основана на предположении, что все  субъекты управления являются «экономически  мыслящими» людьми, то есть в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами и т.п., они стараются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности организации.

Однако в жизни субъект  управления не всегда стремится максимизировать  экономический результат. Вместо этого он принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли» и «надежное выполнение плана». Математическая теория принятия решений не дает рецептов для демонстрации того, как решения фактически должны приниматься.

Для разработки управленческих решений, менеджеру необходимо не только обладать теоретическими знаниями, богатым  опытом, управленческим предвидением но и достаточно квалифицированно применять на практике:

-  методологию разработки управленческого решения;

-  методы разработки управленческих решений;

-  организацию разработки управленческого решения;

-  оценку качества управленческих решений.

Дадим краткую характеристику  этому инструментарию. Методология развития управленческого решения – это деятельность по разработке управленческого решения, включающая: формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки альтернатив, составление логических схем выполнения этапов.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. Это способы анализа, обработки информации, выбора альтернативных вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения  – упорядочение деятельности отдельных  структурных подразделений  на основе регламентного управления и разделения  ответственности[26].

Под регламентом  управления понимается описание порядка  управленческих решений, которым четко  определяется, кто, когда и в каких  условиях решает конкретные задачи и  кто несет ответственность за их успешную реализацию.

Регламент – совокупность правил, определяющих порядок работы различных органов, предприятий, организаций, учреждений.

Использование регламентов в управлении позволяет  исключать ошибки, снижать субъективизм и неопределенность в решении  задач, а также способствует формированию ответственности руководителей и исполнителей за реализацию управленческих решений.

Регламентное  управление научно обосновано и методически прописано, однако изменения во внутренней среде организации и ее внешнем окружении вызывают необходимость постоянного внесения дополнений и уточнений в регламентное управление.

Система регламентного управления состоит из нескольких документов, составленных на разных стадиях процесса управления, основными из которых являются нормы управления, классификаторы задач, информационные таблицы, схемы функционирования системы и т. д.

Нормы управления – это исходные организационные нормативы, в которых отражена в наглядной форме логика процесса решения взаимосвязанных задач управления: когда и как должна быть решена конкретная задача, кто участвует в ее решении, кто несет ответственность за организацию выполнения решения, какая информация необходима для решения. В нормалях управления указывается схема реализации задачи и адрес, место, куда передаются документы.

Отметка руководителя или исполнителя в приеме документа означает принятие ответственности за реализацию решения. Нормализованное описание реального процесса управления включает выполнение трех видов работы:

-  разработку и утверждение информационных таблиц;

-  разработку и утверждение нормалей;

-  составление аналитических заключений.

Технология  разработки управленческого решения  – вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, квалификации персонала, использования специальной техники, конкретных условий выполнения работы.

Качество  управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность).

Для достижения поставленных целей лицо, принимающее  решение,  руководствуется  различными методами  принятия решений, которые могут быть сведены в две большие группы:

1)  методы, основанные  на расчетах,  обоснованиях  и доказательствах и на научно-практическом подходе, предполагающем выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающем обосновать принимаемые управленческие решения.

2)  методы, основанные  на технологиях  опережающего воздействия,  в основе которых лежат процессы научного предвидения и прогнозирования.

Несмотря на профессиональную специфику, установка  на предвидение  в управленческой деятельности  имеет  достаточно  стабильное  содержание, что  открывает субъекту  управления  широкие возможности овладения ею.

Формирование  проблемной  ситуации («рабочей  формы» проблемных  условий) – наиболее важный операциональный  компонент процесса предвидения, независимо от того, где  этот процесс  реализуется:  в системе анализа отношений  природных или общественных  объектов  либо  в структуре  любой профессиональной деятельности.

Цель формирования проблемной ситуации – приведение условий проблемы к тому состоянию,  когда они приобретают необходимые для определения предвидимой новизны  функции, а именно: 

-  выступают критерием достоверности получаемых решений проблемы,  т. е. критерием соответствия  их основному  проблемному вопросу;

-  выявляют основные операциональные структуры поиска новизны (модификации ЭДП);

-  определяют  сферу  выбора  предметности  для использования  в качестве  средства  формирования  предвидимого объекта.

Принципы формирования  проблемной ситуации  достаточно универсальны и не зависят от предметного содержания деятельности, в рамках которой возникла определившая предвидение проблема. В систему таких принципов включаются организационно-структурные и аналитические действия, обусловливающие получение целостного содержательного представления о проблемном вопросе.

К организационно-структурным действиям, как правило, относят следующие:

-  четкое выделение круга решенных и нерешенных вопросов в рамках данной проблемы или аналогичных ей (известных элементов потребного будущего и препятствий для осознания его в целостном образе);

-  раздельное обобщение решенных и нерешенных вопросов с последующей их систематизацией, установление точек «соприкосновения» или «сопряжения» нерешенных вопросов с известным знанием (элементами предвидимого объекта);

-  решение в рамках условий проблемы частных, но необходимых в поиске предвидимой новизны задач;

-  установление зависимости между предметностью процесса и условиями предвидения;

-  оформление структурной схемы проблемной ситуации;

-  интуитивные усилия с целью получения ассоциативного ответа на проблемный вопрос.

В процессе реализации организационно-структурных принципов  устанавливается и предметно-логическая граница между содержащимся в  условиях проблемы известным знанием  и неизвестным, или будущим результатом  предвидения. Эта граница позволяет сознанию человека, во-первых, «определиться» с основной доминантой в виде способности преимущественно воспринимать предвосхищающую предвидимое будущее информацию, во-вторых, сузить круг объектов, определяющих содержание ассоциирования и делающих этот процесс в определенной степени управляемым. Средствами предвосхищения предвидимого объекта могут выступать самые разнообразные характеристики ассоциированной предметности: соотносящиеся с предвидимой новизной свойства объектов, закономерности, методы, тенденции развития, гипотезы и т. д.

К аналитическим  относят  действия  по обработке  предметного содержания  вовлекаемой в предвидение  информации, т.е.  анализ  известного  знания  на предмет  установления  его родства  с условиями  проблемы.

Наиболее распространена классификация  методов, используемых  при принятии  управленческих решений, приведена на Рис. 1.7.

Эвристические  методы (основанные  на опыте и интуиции) используют  в решении  наиболее сложных проблем  в условиях неопределенности, которая возникает из-за недостатка  информации или неустойчивости развития, они  не изложены  в явной форме  и неотъемлемы от лица, принимающего решения на основе прогнозирования.

В качестве инструментальных средств оценивания  объекта, используется также экспертные методы.

Экспертные  методы – это технологические  приемы проведения опроса специалистов-экспертов (или организации работы с ними) и обработки их мнений и оценок, выраженных в количественной и/или  качественной форме, с целью подготовки информации для принятия решений.  

 

Модели  поведения экспертов обычно основаны на предположении, что каждый эксперт дает свои оценки с некоторыми ошибками. Оценки же группы экспертов при этом представляют собой совокупность независимых одинаково распределенных случайных величин со значениями в соответствующем пространстве объектов числовой или нечисловой природы. Поскольку предполагается, что квалифицированный эксперт чаще выбирает решение, более или менее адекватное реальности, то плотность распределения случайных величин в оценках множества экспертов монотонно убывает с увеличением расстояния от центра распределения мнений, то есть истинного значения оценки. Предпочтение при этом отдается непараметрическим моделям экспертных оценок, так как параметрические модели требуют более сильных предположений, проверить которые обычно не удается. Например, при использовании параметрических моделей невозможно обосновать нормальность распределения оценок даже с помощью эффективных критериев, так как число экспертов, как правило, ограничено и часто не превышает 10-12 человек. На такой выборке сделать надежную проверку нормальности даже с помощью новейших критериев невозможно. Непараметрические же модели опираются лишь на предположения общего характера о возможности вероятностно-статистического описания поведения экспертов с помощью непрерывных функций распределения, параметрами для которых служат нечеткие множества, т.е. вектор вероятностей положительных ответов. Поэтому во многих ситуациях такие модели представляются адекватными.

Модели  прикладной математической статистики на практике применяются главным образом для проверки согласованности мнений экспертов и усреднения этих мнений внутри согласованной группы. Поскольку оценки во многих процедурах экспертного опроса не являются числами (ибо числами люди не мыслят), а представляют собой объекты нечисловой природы, такие как градации качественных признаков, ранжировки, разбиения, попарные сравнения, нечеткие предпочтения и т. д., то для их анализа полезными оказываются методы статистики объектов нечисловой природы.

Информация о работе Экономические аспекты принятия решений в бизнесе