Экономическая оценка инновационного проекта ЗАО «Регул»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. Они могут действовать в различных организационных структурах, выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирования портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а так же быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке инноваций.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………………….5
Теоретические основы инновационной деятельности …………………………..6
Проектная часть ………………………………………….………………..………..15
1. Исходные данные для оценки рынка сбыта ………………………………….15
2. Маркетинговые исследования ………………………………………………….19
3. Оценка неопределенности риска ……………………………………………….25
3.1 Анализ условий безубыточности ………………………………………….....25
3.2 Плановый расчет показателей инновационного менеджмента ………….....31
3.3 Погашение кредита ……………………………………………………………35
4. Экономическая оценка инновационного проекта …………………………...48
4.1 Расчет денежных потоков инновационного проекта ……………………….48
4.2 Определение внутренней нормы прибыли …………………………………..55
4.3 Сама экономическая оценка инновационного проекта ………………….....56
Заключение …………………………………………………………………………..58
Список информационных источников ……

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Korchin_3.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

       Из вышеизложенного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть известное различие.

       Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (или натуральный);

2) простой межорганизационный (или товарный);

3) расширенный.

       Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.

       При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

       Третий – расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества  и его распространение;

2) диффузия нововведения.

       Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

       Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

       Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта.

       Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

       В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

а) формы принятия решения;

б) способа передачи информации;

в) свойств социальной системы;

г) свойств самого нововведений.

Свойствами нововведений являются:

1) относительные преимущества  по сравнению с традиционными  решениями;

2) совместимость со сложившейся  практикой и технологической  структурой;

3) сложность;

4) накопленный опыт внедрения и др.

       Один из главных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

       Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

       В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

       Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

       Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

       К. Маркс и Й. Шумпетер считали ожидание сверхприбылей (предпринимательского дохода) главной движущей силой принятия нововведений. Предприниматель, осуществляя нововведения, нарушает состояние экономического равновесия и присваивает возникшую в связи с этим дополнительную прибыль. Его временная монополия на использование новшества, защищенная коммерческой тайной или патентом, обеспечивает предпринимателю получение избыточной прибыли вплоть до достижения экономикой нового состояния равновесия. Обладая временной монополией, предприниматель использует ее в конкурентной борьбе, имея возможность снизить цены на свою продукцию, чтобы вытеснить конкурентов, и за счет расширения масштабов производства увеличить массу прибыли даже при снижении ее доли в единице товара.

       Г.А. Краюхин отмечает, что помимо предпринимательского дохода, поводом к созданию малых инновационных фирм выступает возможность получения учредительского дохода. Первоначальный капитал венчурного предприятия формируется за счет собственных средств учредителей (инженеров-изобретателей, разработчиков, ученых, менеджеров) и внешних займов. Учредители фирм выступают и в качестве их основных сотрудников. На этапе завоевания рынка предприятие имеет право выпустить на фондовый рынок свои акции с целью привлечения дополнительных ресурсов для расширения деятельности. Эмиссия акций и приносит основателям предприятий учредительский доход.

       На ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

       Внедрение нововведений – это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации. Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике.

       Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Но со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела распространения. Таким образом, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов.

       Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

       Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации большую роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. Следовательно, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

      

 

Рис. 2 «Функциональная структура управления инновационными процессами». 

2. Проектная часть

2.1. Исходные данные  для оценки рынка сбыта

       Объектом исследования является инновационное предприятие ЗАО «Регул», созданное на базе действующего научно-производственного объединения «Химреактив» в г. Москве с целью содействия распространению научных достижений. Фирма ЗАО «Регул» специализируется на производстве и реализации инноваций, связанных с химическими приборами различного назначения.

       На предприятии работает 15 человек, в том числе директор, главный бухгалтер, главный технолог и 12 человек рабочих.

       Инновационная  фирма «Регул» приобрела за 500 тыс. рублей несколько новшеств, среди которых одно оказалось  наиболее привлекательным – инновационный проект по созданию прибора, определяющего наличие тяжёлых металлов и других токсикантов в жидких средах. С его помощью можно за одну минуту определить с очень высокой точностью (до 0,001) наличие того или иного токсиканта. По своим тактико-техническим данным он намного превосходит аналогичные приборы других фирм (таблица 1).

 

       Таблица 1

Сравнительная характеристика приборов

Параметры

Фирмы

«Регул»

«Диод»

«Каскад»

«Рубин»

1.

Количество химических элементов, определяемых прибором

70

32

20

16

2.

Количество органических токсикантов, определяемых прибором

20

5

5

-

3.

Время на определение наличия свинца в бензине (мин)

5

-

-

-

4.

Время определения химического элемента в жидких средах (мин)

1

5

6

10

5.

Предельное содержание токсикантов в жидкой среде, определяемых прибором

0,001

0,01

0,01

0,01

6.

Качество прибора

Высокое

Среднее

Среднее

Среднее

7.

Вес прибора в сборе (кг)

1,3

1,0

1,2

1,3


 

 

 

                   Прибор собран в небольшой фибровый чемоданчик типа «дипломат». Его особенность заключается в наличии узких бумажных индикаторов полосок (100 штук в блоке), по мере расходования которых потребителю необходимо закупать у фирмы новые.

       Для  начала производства приборов  фирме ЗАО «Регул» необходимо  затратить 7 022 000 тысяч рублей на закупку основного оборудования, материалов, реактивов, сырья, заработной платы сотрудникам и т.д. калькуляция бизнес-операции приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

Калькуляция бизнес-операции

Информация о работе Экономическая оценка инновационного проекта ЗАО «Регул»