Эволюция управленческой мысли в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:16, доклад

Краткое описание

Организационно-управленческие основы управления в таможенном деле представляют собой сложный развивающийся механизм, осмысление деятельности которого требует применения системно целостного подхода. Именно системность дает "целостность видения" и возможность понять основные взаимосвязи между отдельными элементами таможенного дела. Взаимосвязи этапов развития внешней торговли, эволюции управленче-ской мысли и таможенного дела.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Организация системы управления в таможенных органах……….4
2. Эволюция управленческой мысли в таможенном деле………...…10
3. Системный подход в таможенном деле…………………………..….17
Заключение……………………………………………………………….…20
Список использованных источников……………………………….….21
Приложение………………………………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

Titulny_list_referat (1).doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

Логико-интуитивное  мышление человечества XX в. подсказало, что только на пути интеграции всех государств в области международной  торговли и таможенного дела можно решать сложнейшие мировые задачи. В начале века появилась Лига Наций, в 20-е годы возник вопрос о создании Международных торговой и таможенной организаций, которые стали бы главными регуляторами товарообменных процессов с точки зрения их гармоничного развития, унификации правил и процедур. С 1920 по 1939 гг. была создана Таможенная номенклатура лиги наций. Однако обстановка в предвоенный период и вторая мировая война помешали этому интеграционному процессу. После второй мировой войны создается Организация Объединенных Наций (ООН), а в 1947г. в Женеве было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Соглашение о принципах таможенных тарифов по торговой политике стран-участниц устанавливало всего лишь временный режим, который должен был принять окончательную форму в рамках Хартии международной торговли. Но поскольку создание Всемирной торговой организации затянулось более чем на три десятка лет, то ГАТТ приобрело в глазах стран-участниц особое значение как своего рода кодекс международной торговли. В 1950 г. в Брюсселе рядом государств была подписана международная конвенция, в результате чего была создана Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). Последняя была переработана в 1955г. и состояла из 1096 товарных позиций, каждая из которых обозначалась четырехзначным числом с приложением инструкций, которые должны обеспечить единообразное толкование числовых кодов.

В 1954 г. появляется таможенный союз сначала  четырех, а затем более 20 стран  Западной Европы, зарождается новое интеграционное образование - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), преобразовавшееся в 90-х гг. в Европейский Союз. Создается новая надгосударственная система и новая межгосударственная таможенная подсистема. Из обычаев, традиций и правил уже перед войной, в 1936 г., создаются международные перечни торговых терминов, которые в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 годах изменяются, дополняются и становятся известны сегодня как "Инкотермс-90". С января 1988г. вступает в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Приложением к этому документу является Номенклатура Гармонизированной системы (НГС), составляющая его неотъемлемую часть. На базе НГС сначала СССР, а затем Россия и страны СНГ построили товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ). В период с 1991 по 1997 гг. создается Государственный Таможенный Комитет РФ, утверждаются Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе" (1993г.), в 1995г. принимается Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ" и наконец в 1997г. -- Федеральный закон "О таможенной службе России". В этот же период Россия становится страной наблюдателем во Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ) и членом Всемирной таможенной организации (ВТО/СТС). За всем этим просматривается огромная работа по созданию новых механизмов управления во внешнеторговой деятельности и в таможенном деле; гармоничному вхождению страны в мировое экономическое сообщество; подготовке таможенных кадров, отвечающих современным требованиям, и т.д. В 1994г. создается Российская таможенная академия, являющаяся источником появления таможенной науки как творческого мышления. Реализация мирового таможенно-законодательного опыта осуществляется в трех направлениях. Первое направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992г. большинством стран СНГ Соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств. Подписание 15 апреля 1994г. государствами-участниками СНГ Соглашения о создании зоны свободной торговли и создание Таможенного союза четырех стран (России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана) говорит о конкретных практических результатах данного направления. Второе направление - это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС) и т. д. С января 1992 г. Россия является и наблюдателем во Всемирной торговой организации, членом ВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенных конвенций и рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам. И, наконец, третье направление связано со сближением таможенного дела Российской Федерации с общепринятыми нормами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий - объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭДСНГ).

Таким образом, организационно-управленческие основы управления в таможенном деле представляют собой сложный развивающийся механизм, осмысление деятельности которого требует применения системно целостного подхода. Именно системность дает "целостность видения" и возможность понять основные взаимосвязи между отдельными элементами таможенного дела. Взаимосвязи этапов развития внешней торговли, эволюции управленческой мысли и таможенного дела. В таблице 1 даны взаимосвязи этапов развития внешней торговли, эволюции управленческой мысли и таможенного дела. Таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Внешняя торговля с первых своих шагов способствовала просвещению различных народов, распространению всех важнейших открытий в науке, искусстве и производстве, т.е. была своеобразной школой всего человечества. Первый этап развития управленческой мысли характеризуют появившиеся ритуалы, символы, письменность и числа, которые послужили основными элементами государственной системы регулирования внешней торговли. Базовыми описательно-познавательными и регулирующими компонентами последней стали экономика, право, организация и психология. Вместе с тем государственная система начинает ставить перед таможенной структурой разные задачи и тем самым заставляет время от времени вносить существенные изменения в свои функции и акцентировать внимание на доминировании той или иной цели. Таможенная деятельность того времени уже опирается на новые принципы мышления. Регулирование, основанное на инстинкте, все еще проявляется в перечне основных видов товаров обмена или как особые деньги (из этих же товаров), однако развивающаяся логика мышления быстро завоевывает ведущие позиции в регулировании товарообменных процессов. Именно стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического инструментария и позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической (энергетической) оценкой. На втором этапе с 3000 г. до н.э. по 500 г. н.э. происходит становление правовых основ государств того времени и связывается это с деятельностью издания законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения, в том числе и в сфере торговли. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ. В законах просматривались элементы таможенного дела: психологический - через протекционистские меры по защите интересов экономики государства; организационный - через контроль и оформление товаров и процесса их обмена, составляющие нормативно-правовой и экономический механизмы государственного регулирования внешней торговли. Таможенное дело как объективно существующий механизм регулирования экономики, финансов, внешней торговли начал работать на рубеже новой эры, когда появился прибавочный продукт и начали складываться рыночные отношения. К 500 г. н.э. происходит переход от немой торговли к рыночной. В связи с появлением денег зарождается денежная торговля. Средством перемещения товара является не только человек, но вначале "живой" транспорт, а затем и технический - так появляется речная, караванная сухопутная и морская торговля.

Продолжает  развиваться пограничная торговля. Вместе с этим совершенствуется фискальная функция регулирования торговли. Наряду с первой формой сборов с торговли на месте и получения права на торговлю появляются пограничные сборы. Таможенный тариф, являясь одним из важнейших элементов таможенного дела, начал постепенно превращаться в регулятор экономики в странах, где началась индустриализация, стали складываться товарно-денежные отношения, а тариф стал выполнять протекционистскую роль, т. е. стал инструментом торговой и таможенной политики в экономической защите государства. В течение всего следующего этапа - от эпохи раннего капитализма вплоть до промышленного капитализма шел процесс по дифференциации всех основных элементов, составляющих таможенное дело. В этот период происходит разделение между психологией прошлого опыта и психологией новых идей по регулированию товарообменных процессов, что наглядно обнаруживается в анализе борьбы интересов между сторонниками протекционизма и свободной торговли. В течение многих столетий рассматриваемого этапа происходит обустройство внешних и внутренних таможенных пространств всех государств мира. От простого к сложному идет процесс нарастания регулирования количественных, а затем качественных признаков товара. Появляется не только штучное, но и объемное, мерное, весовое, логическое измерение, увеличивается перечень качественных признаков регулирования товара. Все это требует изменения соотношения информационного содержания товара и процесса его международного обмена. Уходит ритуально-символическое обозначение товара, все большее значение приобретает письменно-числовая установка, приходят бумажные носители, появляются технологические процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Все это давало определенные временные успехи, однако коренных изменений в области управления в таможенном деле не происходило. Появление следующего этапа (с 80-х г. XIX в. по сегодняшний день) в развитии управленческой мысли в виде теории научного управления послужило толчком в решении назревших проблем в таможенном деле.

К этому  времени стало понятно, что в такой важной области, как таможенное дело, где весьма высок удельный вес организационно-управленческих проблем, постоянно требуются изучение и систематизация вопросов управления как самостоятельной сферы научного знания и практической специализации. Мировое сообщество на стыке тысячелетий особо остро ощущает наступление новой эпохи - информационной, которая требует применения нового типа управления - информационного управления. Мир переходит к системе обработки информационных данных на основе открытой сети, информационно-электронной таможни с использованием электронных документов, компьютерной техники и космической информациологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Системный  подход в таможенном деле

Понятие "система" имеет много значений. С одной стороны - это целое, составленное из частей, с другой - это порядок, определенный правильным расположением отдельных частей в целом и их взаимосвязью, и, наконец -- это устройство, организация, объединение и т.д. В понятие "системный подход" входит группа методов, с помощью которых реальный объект исследования (таможенное дело) описывается как совокупность взаимодействующих элементов (частей). Системный подход нельзя отождествлять с интеграцией. Системный подход - это единство интеграции и дифференциации при преобладании тенденции к объединению. Все явления и процессы наблюдаемого мира взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общими задачами системного исследования в области управления в таможенном деле являются анализ и синтез этого объекта. В процессе анализа таможенная система условно обособляется из общей государственной системы (среды). Определяются ее описательно-познавательные компоненты, состав, структура управления, цели, функции и свойства, а также системообразующие факторы и взаимосвязи с внешней средой. В процессе синтеза создается модель реальной таможенной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяются полнота ее состава и структур, базисы описания, а также единообразная, гармонизированная и унифицированная вписанность ее в международную таможенную систему. Системный подход может применяться как в целом к таможенной системе, так и к отдельным ее подсистемам или элементам и их компонентам. Из отечественной и зарубежной литературы, посвященной таможенному делу, можно выделить три основные разновидности системного подхода: 1. Комплексный подход, предполагающий наличие совокупности отдельных компонентов таможенного дела или применяемых методов исследования. Как показывает практика, при этом подходе не принимаются во внимание ни отношения между отдельными частями таможенного дела, ни полнота их состава, ни отношения частей с целым. В данном случае решаются, в основном, задачи статики, то есть количественного соотношения компонентов и т.п.

2. Структурный  подход, предлагающий изучение состава  (подсистем) и структур (инфраструктур)  таможенного дела. При данном подходе также отсутствует соотношение подсистем и таможенной системы в целом, динамика структур и целого, как правило, не рассматривается.

3. Малоизученный  целостный подход, рассматривающий  не только состав и структуру,  но и отношения, существующие между частями объекта (таможенного дела) и между частями и целым. Данный подход допускает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, то есть он предполагает изучение развития таможенного дела как системы в целом. Целостный подход является наиболее важным и актуальным в процессе изучения управления в таможенной системе, поскольку объединяет в себе в качестве элементов генерального множества все известные частные подсистемы. Таким образом, системное целостное представление о таможенном деле является одной из основных целей познания и необходимым условием эффективности применения знаний об объекте исследования для решения практических таможенных задач. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое  свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми. Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д.

Связи между элементами внутри системы  должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать. Третье свойство (организация). Наличие систем, формирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы. Четвертое свойство (интегративные (суммарные) качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Такие объекты, как автомобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных организации и многие другие окружающие нас объекты тоже являются системами. Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Смыслоописание изучаемого объекта предусматривает несколько основных форм представления информации об изучаемом объекте, например, вербальную форму (тест), символическую (знаки, аббревиатура) и графическую (точка, линия, плоскость, объемные фигуры). При системном анализе необходимо помнить о следующих моментах. Единое всегда является единым множеством, и поэтому в исследовании необходимо раздвоение этого неструктурированного целого. Так, например, понятие "таможенная система" можно представить в виде точки как единое целое, но можно представить и в виде прямых линий, которые как бы представляют собой ряд понятий, на концах которых находятся две противоположности. Таким образом, раздвоение единого всегда имеет дело с раздвоением множества, составляющего это целое.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в таможенном деле