Шпаргалка по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:01, шпаргалка

Краткое описание

1.Зарождение управленческой мысли. Периоды развития управленческой мысли.
Мен как особая категория и сам область исследования сложилась в ХХ в., являясь в настоящее время сам областью научного знания. Как и любая наука, мен обладает собственными особенностями зарождения, развития, предметом, объектом и методами исследования. Управленческая мысль развивалась одновременно с эволюцией человеческого общества и изменением экономических, общественно-политических и производственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

mened_shpory стивен.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

 степень  ответственности;  продвижение по  службе;  возможность профессионального  роста. Эти факторы он назвал  «активными мотиваторами». По мнению Херцберга, наличие активных факторов (всех или хотя бы одного) ведет к росту удовлетворенности работой и, следовательно, усиливает мотивацию, а их отсутствие снижает мотивацию. В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы:  способ управления; политика организации и администрация;  условия труда;  межличностные отношения на рабочем месте;  заработок;  неуверенность в стабильности работы; влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы получили название «пассивные факторы», или «гигиенических» факторов. Сами по себе пассивные факторы мотивацию не повышают, но их отсутствие приводит к снижению.

 

8.2 Теория научного управления  Ф.Гилберетта, Л.Гилберетта, Г. Эмерсон, Г.Ганнт. Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Лилиан и Френк Гилберты. Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор — микрохронометр. С помощью метода стоп-кадров им удалось выявить и описать 17 основных движений кисти руки и их продолжительность, что позволило найти возможность устранить те из них, которые при выполнении стандартных действий на обычном оборудовании были лишними, непродуктивными. Гилберты направили свои исследования на поиск наиболее оптимального режима работы с целью снижения усталости рабочих, разрабатывали удобную комплектацию, стулья, внедряли постоянные периоды отдыха. Френк  Гилберт стремился повысить  производительность за счет сокращения лишних движений, снижения усталости и был более заинтересован в благосостоянии рабочих. Генри Лоуренс Гантт  — американский инженер, консультант в области управления и промышленности. Гантт работал над системой оплаты труда, однако, в отличие от  Ф. Тейлора, он считает необходимым при расчете премиальных учитывать все реальные нужды рабочих. Гантт разработал систему мотивации для мастера, основанную на зависимости премии мастера от результатов работы  его подчиненных.  В 1903 г. Гантт предлагает методику учета производственных потоков (планируемые и фактические объемы выпуска) путем построения графиков — гистограмм. Графики строятся «на человека» и «на работу».  В них учитываются две составляющие: запланированная и фактически выполненная работа; объем работы, подлежащий выполнению и фактически выполненный. Гантт был автором системы полной почасовой оплаты, при которой рабочий получает дополнительную плату за сокращение нормы времени или срока выполнения работы на основе установленной шкалы. Г. Гантт по праву признается основателем календарного и оперативного планирования. Инженер-механик Г. Эмерсон  придавал большое значение стандартизации. Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в работе «12 принципов эффективности» (1913 г.): точно поставленные идеалы или цели, на достижение которых работают все руководители и их подчиненные; здравый смысл. Немедленная прибыль в ущерб будущей, неоправданная непроизводительная организация. Необходимо рассматривать каждый процесс с позиций будущей, а не сиюминутной выгоды;  компетентная консультация, т.е. необходимость в крупном промышленном предприятии иметь специалистов-консультантов по всем ключевым вопросам;  дисциплина. Организация важнее отдельного человека; необходимо установить общие правила поведения, обязательные для всех; справедливое отношение к персоналу — точное соответствие работника своей работе, оплата в соответствии с трудом, нормализация условий труда и охрана труда; быстрый, надежный, полный, постоянный учет, необходимый для получения оперативных сведений; диспетчирование, т.е. планирование и регулирование деятельности; нормы и расписание. Установление расписания, стандартов и графиков работы с целью поддержания производительности; нормализация (стандартизация) условий. Нормализация заключается в приспособлении к неизменяемым условиям или изменении условий. Одним из элементов нормализации условия являются технические усовершенствования; научное нормирование операций. Между поставленной целью и результатом существует множество действий, которые должны быть нормированы и определены, т.е. необходимо установление времени и последовательности выполнения операций; письменные стандартные инструкции, т.е. четкое определение традиционных, наиболее успешных правил работы, спецификации; вознаграждение за производительность. Рабочие должны получать вознаграждение за производительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.кодекс поведения менеджера. Корпоративная социальная ответственность. корпоративная социальная ответственность - это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают в это понятие следующие виды ответственности: 1.         Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами. В отраслях, характеризующихся интенсивной конкуренцией, отношения с партнерами, например, поставщиками, а в некоторых случаях даже с конкурентами, могут иметь решающее значение для достижения преимущества. В результате развития долгосрочных отношений и работы в тесном сотрудничестве с партнерами по бизнесу компаниямудается сократить объем затрат, а также повысить качество.Отбор поставщиков уже не проводится исключительно на основе конкурентных заявок. Нужно учиться рассматривать своих основных поставщиков как истинных партнеров по бизнесу: предлагать разумные цены и условия, чтобы обеспечить рентабельность их работы и даже привлекать поставщиков к процессу разработки новой продукции. Вместо того, чтобы добиваться наиболее низких цен, желательно стремиться к установлению справедливого их уровня. В обмен на это можно настаивать на высоком качестве и надежности поставок.2.         Ответственность   в   отношении   потребителей. Вполне логично, что компания должна быть ответственной перед потребителями, ведь именно они приносят деньги. В рыночной экономике основное отличие добивающейся успеха компании - это обычай думать в первую очередь о потребителе. Успешно работающие компании строят длительные отношения с клиентами за счет концентрации своего внимания на их нуждах и обеспечения высокого качества работы с ними. Это означает взгляд на вещи с точки зрения клиента во всех видах деятельности: исследовательской, инженерной, производственной и финансовой, а также в работе по продаже и маркетингу.При переориентации на нужды клиентов часто появляется сомнение: действительно ли это все окупается - траты времени и денег на клиентов? Опыт показывает, что компании, которые интересы и потребности покупателей не считают затратами, а также обеспечивают качество, надежность товаров и услуг, работают со значительно большей выгодой. Бывает, что этот выигрыш - всего несколько лишних процентов, добавляющихся к норме прибыли. Но зато чем меньше дефектов и недоработок в выпускаемом товаре или оказываемых услугах, тем меньше переделок, и соответственно тратится меньше материалов, времени работников и руководителей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Классическая теория менеджмента: Слоун, Муни, Рейли, Урвик, Л. Гьюлик. Разработка общих принципов управления организацией.Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эф организация - это система, построенная на строго формальных принципах. С помощью такой логической системы Муни и Рейли преобразовали структуру управления организацией следующим образом: принцип, процесс, результат, принцип координации, власть, или координация осуществление координации, эффект координации, лидерство, делегирование, функциональный результат. 
Согласно подходу Муни и Рейли, первым и самым важным принципом организации выступает координация. Изучая различные учреждения, компании и государственные организации, Муни и Рейли убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Но для того чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков и сотен людей, необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия. Иными словами, должен быть лидер, наделенный соответствующими полномочиями или властью. Их вклад в развитие менеджмента заключается в создании причинно-следственной модели организации. Лютер Гьюлик и ЛиндаллУрвик .Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций, а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Но благодаря такому расширению система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела более законченный вид. В ней не было пропущено ничего важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций. Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей - самый неперспективный путь, полагает Урвик. Второй важный элемент эффективной администрации - принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. «Классическая школа» первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике.Принцип департаментализации (создания новых подразделений - департаментов) тесно связан с принципом разделения власти, который требовал, чтобы каждому подразделению выделялась конкретная область (тематика, круг задач), где он бы обладал исключительной властью.Другой принцип, игравший важную роль в «синтетической» теории, получил название диапазона контроля. Гьюлик считал, что если работа разнообразна по содержанию и результату, рассредоточена территориально, то один начальник способен эффективно руководить небольшим числом людей. Значение работ Гьюлика и Урвика состоит в том, что они смогли соединить в единое целое подходы Тейлора, Файоля и Вебера, подогнали друг к другу различные принципы управлении. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Понятие и эволюция предпринимательских структур.Основа становления предпринимательства в Древнем Египте является развитое ремесленное производство и необходимость обмена товарами. Центры предпринимательской деятельности были  ремесленные мастерские. Факторы, способствующие развитию предпринимательства: - выгодное географическое положение; - благоприятные климатические условия. Бурное развитие торговли сопровождалось ростом судостроения и связанных с ним ремесел. Крупнейшим торговым полисом к V веке до н.э. стал город Афины, торговавший с государствами Северной Африки, Западной Азии. В Греции развивались товарно-денежные отношения – весьма необычное явление для древности.  
Основа становления предпринимательства в Древнем Риме  является развитие товарного производства и установление товарных отношений. Римские предприниматели впервые начали ориентировать свою деятельность на потребительский спрос, находить новые способы и пути его удовлетворения. Основные виды продукции, выпускаемой римскими предпринимателями:предметы широкого потребления, строительные материалы, кузнечные изделия, одежда для рабов.  Формы предпринимательства в Древнем Риме: - получение дохода от сдачи собственности в аренду.- торговля товарами собственного производства. 
К категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремесленников, но и фермеров, а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределенным заработком. Кантильон подчеркивал, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего и связана исключительно с несением бремени риска. У Адама Смита предприниматель рассматривался в контексте персонификации капитала как собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий. К.Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. В марксистской  классовой теории не отводилось места предпринимательству как отдельной социальной группе (классу), Самой популярной базовой теорией предпринимательства до сих пор остается концепцияЙ.Шумпетера, Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция – в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.  
Понятие пред структуры предусматривает осуществление пред деятельности, субъектом которой выступает предприниматель, а объектом – процессы производства, распределения, обмена и потребления мат благ. В процессе всей истории эволюции пред-ва предпринимательские структуры меняли свою орг форму, размеры, выстраивали свою деятельность на основе различных факторов эффективности.

12.Понятие формальной и неформальной организации. Организация – это  социальная  категория  и  одновременно  –  средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой  формальной  организации  существует  сложное  переплетение неформальных групп и организаций,  которые  образовались  без  вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто  оказывают  сильное  влияние на качество деятельности и организационную эффективность.  
      Несмотря на то,  что  неформальные  организации  созданы  не  по  воле руководства, они представляют  собой  фактор,  с  которым  должен  считаться каждый руководитель, потому что такие организации,  и  другие  группы  могут оказывать сильное влияние на поведение  отдельных  личностей  и  на  рабочее поведение сотрудников. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую  роль в конкретной ситуации играет та  или  иная  группа,  и  какое  место  в  ней занимает процесс руководства.       Одним из необходимых условий эффективности управления  также  является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или  комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со  своими непосредственными подчиненными.      Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы  –  члены нескольких семейных групп: своей непосредственной  семьи,  семей  бабушек  и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены  или  мужа  и  т.д. Большинство людей принадлежит также к  нескольким  группам  друзей  –  кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с  другом.    
   Руководство  создает  группы  по своей воле, когда производит разделение труда. большая организация может  состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.        Эти  группы,  созданные   по   воле   руководства   для   организации производственного процесса, называются формальными  группами.       В организации существует три основных типа формальных групп: 
 группы руководителей;  производственные группы;    комитеты.  чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы  ее эффективности, и чем лучше он  владеет  искусством  эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет  повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана она становится также и социальной средой, где правила взаимодействия людей формируются отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество других объединений - неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории менеджмента"