Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Перечень вопросов к государственному экзамену.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

Содержание моделирования составляют конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделение его существенных характеристик, экспериментальный и/или теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными об объекте, корректировка модели и т.д.

Моделирование какого-либо объекта заключается в замене исходного объекта таким объектом (моделью), исследование которого можно провести эффективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.  

Исследование экономических систем посредством моделирования имеет  ряд преимуществ перед исследованиями методом эксперимента, которые можно свести к следующим:

- Модели, как правило, удобны  в использовании и обходятся  дешевле, чем контакт  непосредственно с фактической ситуацией.

- Применение моделей требует  от пользователей организовывать  и дополнять информацию, при этом в процессе работы могут обнаружиться области, где необходима дополнительная информация.

- Модели обеспечивают системный  подход к решению проблем. 

- Модели дают более ясное  понимание проблемы.

- Модели позволяют руководству анализировать вопросы типа «а что если?..»

- Модели требуют, чтобы пользователи  четко определяли цели анализа. 

- Модели служат последовательным  инструментом для оценки.

- Модели позволяют пользователям  использовать «всю мощь математики»  для решения проблемы.

- Модели обеспечивают единый  подход к анализу проблем.

Существует множество разновидностей моделей:

- графики и таблицы,

- физические модели,

- логические и математические  выражения,

- машинные модели,

- имитационные модели.

Таким образом, имитационное моделирование является эффективным средством решения сложных проблем, а имитационная модель – абстрактным описанием системы.

Выбор конкретного метода формализованного описания, системы управления, зависит  от того, в каких условиях осуществляется обследование, какова ответственность исполнителей и степени регламентации управления в обследуемой организации.

 

38. Планирование  и организация исследования систем  управления

Цель и программа исследования: структура, разработка и содержание. Планирование процесса исследования систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Технология исследования.

 

План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План представляет собой организационную  конкретизацию программы исследования.

Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.

1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.

  1. Принцип организационной значительности. План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.
  2. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.
  3. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.
  4. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.
  5. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.
  6. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп.

Существуют различные формы  организации.

  1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.
  2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.

3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.

  1. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.
  2. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.

 

39. Инструментарий  и применение специфических диверсифицированных методов в исследовании систем управления

Исследование управления посредством  социально-экономического экспериментирования. Тестирование в исследовании систем управления. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Социологические исследования систем управления.

 

Диверсификация представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.

Социально-экономическое экспериментирование  – одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного социально-экономического процесса в системе управления, на основе чего можно получить широкий  спектр возможных состояний системы.

Организация эксперимента проходит по общей схеме.

- формирование цели и постановка  задач;

- принятие решения о проведении  социально-экономического экспериментирования;

- сбор и анализ априорной  информации;

- принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;

- проведение социально-экономического  экспериментирования;

- обработка, анализ и интерпретация  апостериорных данных;

- принятие решения по результатам  социально-экономического экспериментирования.

При помощи в управлении тестов исследуют проблемы, связанные с определением квалификации и аттестации персонала, распределение функций управления и ресурсов, выбором стиля управления.

Обработка и оценка результатов  тестового исследования проводится в соответствии с принципом контроля и установления соответствия между значениями входных и выходных параметров, испытуемой системы при выполнении ею различных функций и на различных режимах управления. Надежность теста определяется его качеством и, прежде всего точностью измерения. Требования надёжности устанавливаются в зависимости от целей и задач тестирования. Проверка надёжности осуществляется, как правило, параллельным или повторным тестированием объекта исследования. Проверка надёжности может осуществляться методами корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Параметрический анализ относится  к наиболее объективным.

Многие показатели являются функциями  параметров. Показатель – это параметр СУ, количественная характеристика свойств  системы.

При исследовании СУ используются:

- количественные абсолютные и  относительные параметры;

- качественные признаки;

- классификационные параметры;

- порядковые параметры.

Для объективной оценки СУ, необходимо использовать соответствующую номенклатуру параметров и показателей, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей. Комплекс показателей разбит на группы:

- организации общесистемного состояния;

- организации производственной  подсистемы СУ;

- организации управляющей подсистемы СУ;

- организации обеспечивающих подсистем  СУ;

- организации линейной подсистемы  СУ.

Факторный анализ является частью многомерного статистического анализа, входящего  в математико-статистические методы. Его сущность заключается в выделении из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, меньшего их числа, но отражающих более существенные свойства исследуемого явления. Факторный анализ используется для анализа различных показателей.

Социологическим исследованием системы управления называется разновидность исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

 

40. Диверсифицированные  методы исследования

Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Метод "мозгового" штурма. Метод синектики в исследовании управления. Операторы синектики.

 

Основной целью "мозгового  штурма" является поиск как можно  более широкого спектра идей и  решений исследуемой проблемы, выход  за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

Люди различных специальностей, практического опыта, научного темпераметра, индивидуальных качеств, как- правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть "мозгового штурма". Другое его качество — соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

"Мозговой штурм"  проводится в два этапа:

  • этап генерации идей;
  • этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его  назначение и суть, определяющим его эффективность.

Синектика - означает соединение различных, даже несовместимых элементов.

Суть ее заключается  в поиске и реализации возможности  аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения  бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.

Главным отличием синектики  от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.

В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален.

 

41. Оценка результативности  исследований систем управления 

и теория организационной  эффективности

Исследовательский потенциал управления. Оценки в исследовании систем управления. Виды оценки параметров управления. Система показателей для исследования управления. Научная и практическая эффективность исследования. Теория организационной эффективности и системы управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"