Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:10, реферат
Таким образом, практика побуждает переоценивать и корректировать многие прежние подходы к формированию человеческого потенциала, своевременно реагировать на новые проблемы, возникающие в ходе социально -экономических преобразований. Решение практических вопросов невозможно без разработки научно-обоснованной концепции развития и сохранения человеческого капитала. В рамках этой концепции важно, прежде всего, исследовать базу, глубинную основу его воспроизводства и сохранения.
Введение......................................................................................................................3
1. Теоретические основы и сущность человеческого капитала в организации…………………………………………………………………...5
2. Понятие и сущность стратегического развития организации……………14
3. Стратегическое развитие организации на основе формирования человеческого капитала………………………………………………….…21
Заключение……………………………………………………………………...…26
Список использованной литературы…………………………………………..28
Те навыки и знания, которые человек может применить только на одном рабочем месте и только в единственной организации, специализированной на производстве определенной продукции, называются - специфическими навыками человека;
Совокупность таких характеристик человека, как его профессионализм, уровень квалификации, уровень образования, опыт называют - интеллектуальным человеческим капиталом.
Таким образом, под человеческим капиталом принято понимать всю совокупность умений, опыта, навыков человека, которые он использует для производства материальных благ и получения прибыли. Однако в более широком осмыслении термина человеческого капитала следует учитывать, что он включает гораздо большее количество факторов:
- Реально существующие навыки, которыми обладает человек и использует для процесса производства. Использование данных навыков может привести к росту оплаты труда в текущем периоде, а так же отказу от текущего потребления в будущем периоде. На инвестирование в человеческий капитал оказывает существенное влияние то, что чем выше оплата труда работников, тем выше стимулы к работе более эффективной [6,с.164].
Каждый человек заключает в себе знания, опыт, умения, которые могут быть применены в той или иной отрасли. Система мотивации персонала является обязательным условием для формирования накопления и использования человеческого капитала для оформления заключительного этапа процесса производства. Стоит понимать то, что человеческий капитал не является самостоятельной единицей, входя в совокупность капитала организации, который составляется с помощью подготовки персонала, а так же за счет его перемещения внутри фирмы[6,с.135].
Классификация человеческого капитала производится по затратам, по видам и типам инвестиций, по затратам на подготовку и переподготовку.
И.В. Ильинский в человеческом капитале выделяет следующие компоненты:
- стоимость образования человека;
- капитал его здоровья и уровень культуры.
Он составил формулу, которая позволяет рассчитать объемы человеческого капитала в организации. ЧК = Кз + Кк + Ко, где ЧК - человеческий капитал;
Ко - капитал образования; Кз - капитал здоровья; Кк - капитал культуры.
Капитал здоровья – это затраты организации, необходимые для поддержания человека в определенной физической форме, чтобы повышать его работоспособность, через совершенствование его здоровья. Капитал здоровья является самой важной составляющей общего капитала человека. Инвестиции в здоровье человека так же подразумевают охрану его жизнедеятельности, безопасность, выработку способов сокращения его заболеваемости и смертности, а так же продление его трудоспособного возраста. Еще одна особенность, характеристика капитала здоровья - оно является наследственным. То есть, каждая болезнь откладывает свой отпечаток на последующие поколения. Помимо наследственных характеристик здоровья, так же есть приобретенные, в результате жизнедеятельности человека, а так же от влияния, которое оказало на него общество. Таким образом в течение жизни человека происходит «износ» человеческого капитала. Но, инвестиции и грамотный подсчет уровня жизни и условий работы человека способны произвести замедление этого процесса. Однако неправильный выбор инвестиций в здоровье человека может спровоцировать лишние издержки, и не принести пользу человеческому капиталу, нужно отбирать те, которые целесообразны и экономически эффективны. Суммарно капитал здоровья представляет собой часть национального достояния[4,с.135].
Ильинский выделяет в капитале здоровья: базовый и приобретенный.
Базовый - совокупность физических свойств человека, которые можно использовать в процессе производства благ и услуг. Этот уровень может быть «модифицирован» самим человеком в процессе его жизнедеятельности, однако задан он заранее[4,с.135].
Приобретенный капитал формируется в процессе использования в производстве физических особенностей человека, которые приносят предприятию некоторую прибыль. В условиях введения на предприятие инноваций от человека требуются дополнительные способности, как, например, быстрота реакции, скорость обработки информации и т.д [4,с.136].
Сегодня в мире существует большое количество классификаций человеческого капитала. Среди них выделяют разделение человеческого капитала на потребительский и производительный.
Потребительский
подразумевает, что такой человеческий
капитал создается потоком
Производительный
капитал подразумевает
Существуют так же отдельные формы человеческого капитала, которые отображают его сущность и основные характеристики:
- Живой капитал - представляет собой совокупность умений, опыта и навыков, используемых организацией [5,с.135].
- Неживой капитал - представляет собой знания человека в их натуральном изображении.
- Институциональный капитал - соответственные административные и управленческие инстанции, занимающиеся разработкой эффективного использования человеческого капитала.
Для полной характеристики понятия «человеческий капитал» используются показатели, учитывающие следующие особенности:
1. Человеческий
капитал является одним из
самых важных факторов экономич
2. Человеческие
ресурсы развиваются в
3. По мере того, как индивидуум приобретает навыки, опыт и умения, накапливается человеческий капитал, причем как его, так и организации, что сопутствует улучшению его благополучия;
4. Стоимость человеческого капитала за время использования изнашивается не только физически, но и морально. При этом устаревают его знания, что приводит, в конечном итоге, к тому, что он теряет свою экономическую стоимость;
5. Несмотря на то, что инвестиции в человеческий капитал это большой риск, чаще всего они приносят очень хороший доход в долгосрочном периоде;
6. Инвестиции
в человеческий капитал носят
довольно длительный характер. И
если инвестиции в
7. Человеческий капитал
отличается от физического
8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций;
9. От решения человека,
от его волеизъявления зависит
функционирование
Таким образом, человеческий капитал - многогранное понятие, введенное в научную экономическую литературу во второй половине XX века. В самом общем смысле, человеческий капитал - это потенциальная способность отдельного индивидуума приносить доход, в процессе трудовой деятельности. Человеческий капитал возникает в совокупности врожденных талантов и способностей, образования, приобретенных навыков и квалификации.
Человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.
Стратегия - это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действие в некое единое целое. Она затрагивает фундаментальные аспекты природы организации как инструменты коллективного восприятия и действия.
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в теорию и практику менеджмента. В управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации [6,с.184].
Стратегия организации - долгосрочный план развития коммерческой или производственной организации, строящийся с учетом перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем. Стратегия организации - важная характеристика внутренней среды организации, определяющая способы ее функционирования и организационную структуру, тип социальной организации.
Стратегический подход к развитию организации наблюдался еще в 20 - 30-х гг., понятие «стратегия организации» прочно вошло в лексикон теории организации и управленческой практики в 50 - 60-х гг. В этот период под стратегией организации подразумевались главным образом выбор направлений диверсификации и определение перспективных рынков. Широкое использование стратегического выбора при планировании развития организации совпало с изменениями условий хозяйствования, перенасыщением рынка. В начале 70-х годов стратегия организации уже трактуется как планирование и сознательное изменение фирмой видов деятельности в целях обеспечения благоприятных позиций на рынке[2,с.14].
Представления о природе,
роли и типах стратегии организации
в ее современном понимании
Дж. Томпсона, который считал, что стратегия организации должна быть ориентирована на преодоление зависимости организации от целевого окружения и, как следствие, снижение ее зависимости от внешней среды. Он выделил три типа координационных технологий: технологии с длительными связями; технологии со средними связями (посреднические); технологии с короткими и обратными связями (интенсивные). Каждому типу зависимостей соответствует свой оптимальный тип стратегии развития организации: присоединение к организации других организаций, от которых она находится в зависимости (организации-поставщики или продавцы); расширение числа клиентов; навязывание клиенту своих правил поведения[3,с.287].
Создатели теории ресурсной зависимости (Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик) выделяют четыре типа стратегии развития организации, ориентированные на решение этой задачи: активная или пассивная адаптация к сложившимся условиям; слияние с другими организациями; укрупнение организации или диверсификация; воздействие на сферу законодательства посредством политических акций[4,с.65].
В современных рациональных
версиях организационно-
В современной науке стратегии классифицируются по разным основаниям.
Существует четыре основных типа конкурентных стратегий:
1. Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2. Стратегии интегрированного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
3. Стратегии диверсификационного роста - стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
4. Стратегии сокращения - стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:
- уровень принятия решений;
- базовая концепция
достижения конкурентных
- стадия жизненного цикла отрасли;
- относительная сила отраслевой позиции организации;
- степень «агрессивности»
поведения организации в
Факторы определяющие стратегию компании:
1. Внешние:
- социальные, политические,
общественные условия и
Информация о работе Человеческий капитал – стратегический ресурс развития организации