Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

Актуальность этой темы бесспорна, т.к.:

Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.

Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала

1.1 Понятие человеческого капитала: генезис и развитие

1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала

1.2.1 Инвестиции в человеческий капитал

1.2.2 Характеристики основных институтов, определяющих формирование и развитие человеческого капитала

Глава 2. Современное состояние человеческого капитала в России

2.1 Трансформация человеческого капитала в российском обществе

2.2 Отдача от инвестиций в российских и западных компаниях

2.3 Человеческий капитал как конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом

Глава 3. Проблемы развития человеческого капитала

3.1 Описание проблемы

3.2 Человеческий капитал и государство

3.3 Анализ текущего состояния дел и проблемы развития человеческого капитала, накопленного при плановой экономике, в России

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Также вряд ли соответствуют модели экономики, построенной на знаниях, невысокий  процент работников, обучавшихся  на каких-либо курсах дополнительного  образования в течение года, предшествующего опросу (лишь около 5%), и средняя продолжительность этого обучения (чуть более 1 месяца). Далеким от идеала инновационной экономики, вписывающейся в разделение труда в рамках глобализующейся экономики, по мнению докладчика, следует признать и низкую долю работников, свободно владеющих каким-либо иностранным языком (около 1,5%, по самооценке респондентов). Вместе с тем, доля пользователей компьютера и интернет за 2001-2008 гг. существенным образом возросла, и сейчас можно говорить практически о всеобщей компьютерной грамотности молодежи. По расчетам авторов доклада, образование и “инновационные” навыки существенным образом влияют на положение работников на рынке труда: чем выше уровень образования, тем выше уровень экономической активности и занятости, ниже уровень безработицы, выше средняя заработная плата. Навыки пользования компьютером, интернетом, знание иностранного языка и профессиональное мастерство также дают существенную прибавку к зарплате. Отдача на эти элементы человеческого капитала значительна. А вот в отношении специального стажа этого сказать нельзя: инвестиции в него практически не окупаются.

Докладчик также представил результаты относительно оценки респондентами РМЭЗ качества полученного ими образования. Около 30% российских работников считает полученные ими в период обучения знания, умения и навыки полностью, либо практически бесполезными; примерно 25% переинвестировали в свой человеческий капитал (их образование выше, чем требуется на текущем месте работы); около 15%, наоборот, недоинвестировали (образование ниже требуемого); практически половина совершила нецелевые инвестиции (работает в данной момент не по полученной специальности). При этом Ростислав Капелюшников подчеркнул, что на российском рынке труда вознаграждается не только количество накопленного человеческого капитала, но и его качество. В частности, существует “штраф” от 10 до 40% за неоптимальные инвестиции в человеческий капитал.

Наконец, в заключительной части доклада  были представлены оценки образовательных  намерений молодежи 15-19 лет. По итогам 2008 г. около 85% молодых людей и девушек собирались продолжить обучение, при этом 60% - в вузах. По мнению докладчика, существуют основания предполагать, что эти намерения реализуются в будущем, и при сохранении подобных тенденций через несколько десятилетий в России 90% работников уже будут обладать третичным образованием (60% - высшим). Это создаст уникальный прецедент в мировой истории, однако пока мы не можем оценить возможных экономических и социальных последствий подобного явления. Тем не менее, как считает Ростислав Капелюшников, это может усугубить существующие диспропорции в сфере человеческого капитала: низкое качество, недоиспользование, переинвестирование и нецелевое инвестирование. В заключении докладчик отметил, что, несмотря на то, что накопленный человеческий капитал приносит значительную экономическую отдачу, его качество все еще остается низким, а использование – неэффективным. Причем эти диспропорции в России являются гораздо более масштабными, чем в других странах, и могут являться одной из причин низкой производительности труда. Поэтому чтобы в России вместо высокопродуктивной экономики знаний не сформировалась экономики невостребованных знаний (или даже псевдо-знаний), необходимы серьезные институциональные изменения, способные обеспечить перенастройку системы стимулов, существующей в рамках системы образования и на рынке труда. Доклад вызвал довольно оживленную дискуссию.

Михаил  Черныш (ИС РАН) предположил, что, возможно, для перехода общества к инновационному пути развития необходимо не просто накопление определенного объема человеческого капитала, а его организация. Давид Константиновский (ИС РАН) обратил внимание на роль образования в социализации молодежи и на то, что дифференциация вузов и дипломов по качеству позволит избежать катастрофы в случае всеобщности третичного образования в России.

Владимир  Гимпельсон (ЦеТИ ГУ-ВШЭ) описал ситуацию в сфере человеческого капитала в России как “бочку с диспропорциями”  и указал на то, что происходящая деформализация экономики России заставляет сомневаться в наличии достаточного спроса на работников с высшим образованием со стороны экономики, хотя спрос на высшее образование присутствует со стороны населения – и это тоже одна из диспропорций.

Михаил  Черныш (ИС РАН) добавил, что расстаться с идеей высшего образования для своих детей российским родителям будет довольно сложно, и отсутствие достаточного количества рабочих мест для высокообразованных работников может обострить социальную напряженность. Владимир Мукомель (ИС РАН) указал на возможную положительную сторону высокой образованности российских работников, а именно: их готовность к обучению, обучаемость, что может быть важно для современных работодателей. С его точки зрения, от функции социализации в системе образования необходимо отказаться и вместо этого переориентироваться на сигналы рынка труда. В этой связи Григорий Ключарев (ИС РАН) подчеркнул возрастающую роль системы дополнительного образования в разрешении существующих диспропорций, прежде всего, сегмента корпоративных программ обучения работников.

Отвечая на эти комментарии, Ростислав Капелюшников отметил, что, с его точки зрения, культурный капитал является, скорее, ресурсом, а не капиталом в экономическом  смысле этого слова и поэтому  не имеет отношения к рассматриваемой проблематике. Что касается человеческого капитала, то для его оценки авторы доклада использовали стандартные показатели в силу их простоты и распространенности, хотя, безусловно, есть подходы к оценке неденежных выгод и издержек, связанных с получением образования. С этой точки зрения, представленные оценки можно воспринимать как частичные, относящиеся только к денежным выгодам. Существующие в России проблемы неоптимальных инвестиций в человеческий капитал не являются уникальными по своей сути – они уникальны по своим масштабам. Это важно учитывать и потому, что человеческий капитал может оказывать влияние на состояние индивида и общества сразу в трех направлениях: способствовать воспроизводству знаний в новом поколении, сокращать временной лаг между появлением и широким распространением инноваций и благоприятно сказываться на генерировании инноваций. Но даже в рамках сырьевой экономики в России будет существовать масштабный сектор услуг, где будут востребованы работники с высшим образованием. И после введения ЕГЭ тенденцию всеобщего высшего образования в России уже ничто не сможет перебороть. Гораздо важнее – менять стимулы в образовательной системе и на рынке труда с тем, чтобы уменьшить существующие диспропорции и предотвратить их воспроизводство в будущем.

Данные, характеризующие состояние человеческого  капитала России я хотела бы представить  в 6 различных таблицах (2):

Уровни  экономической активности по полу и  образованию, 15-72, 2007, % (Таблица 2.1);

Уровни  занятости по полу и образованию, 15-72, 2007, % (Таблица 2.2);

Уровни  безработицы по полу и образованию, 15-72, 2007, % (Таблица 2.3);

Среднемесячная  заработная плата по образованию, 2007 г., РМЭЗ, тыс.руб. (Таблица 2.4);

Среднемесячная  заработная плата по образованию, 2005 г., ОЗПП, руб.

(Таблица  2.5);

Средняя продолжительность специального стажа, 1994-2008 гг., лет (15/64, РМЭЗ) (Таблица 2.6);

Среднемесячная  заработная плата по специальному стажу, 2007 г., РМЭЗ, руб. (Таблица 2.7);

Распределение занятых по профессиональным группам (Таблица 2.8).

 

Таблица 2.1 Уровни экономической активности по полу и образованию, 15-72, 2007, %

  Все Муж. Жен.
Высшее 85,2 88,7 82,5
Неполное  высшее 41,7 43,8 39,8
Начальное профессиональное с аттестатом о  полном среднем 79,7 86,2 75,7
Начальное профессиональное 81,4 85,6 75,3
Полное  среднее общее 58,0 65,3 50,8
Основное  общее 33,0 48,2 25,7
Начальное и ниже 15,3 21,1 11,1
Все 67,1 72,4 62,4

 

На основе данных об уровне активности населения  по полу и образованию можно сделать  вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, экономически активное население составляет 85,2 %. Разрыв между мужчинами и женщинами в этой сфере незначителен. Он составляет 6,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, экономически активное население составляет 81,4 %. Тут разрыв между мужчинами и женщинами более значительный (10 %). Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем образовании, доля экономически активного населения составляет 79,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 10,4 %. Среди людей имеющих полное среднее общее образование доля экономически активного населения составляет 58 %. Разрыв между мужчинами и женщинами также не значителен и составляет 4,5 %. Среди людей с неполным высшим образованием доля экономически активного населения составляет 41,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 4 %. Среди людей с основным общим образованием доля экономически активного населения составляет 33,0 %. Среди людей с начальным образованием и ниже доля экономически активного населения составляет 15,3 %. Так же можно сделать вывод о том, что наибольший разрыв по уровню экономической активности между мужчинами и женщинами наблюдается в группах “Основное общее” и “Начальное и ниже”. В обеих группах кол-во экономически активных мужчин превышает кол-во экономически активных женщин в 1,8 и 1,9 раза соответственно.

Наиболее  экономически активным населением являются мужчины. Их уровень экономической  активности равен 72,4 %. По уровню экономической активности женщины отстают от них на 10 %.

 

Таблица 2.2 Уровни занятости по полу и образованию, 15-72, 2007, %

  Все Муж. Жен.
Высшее 82,9 86,4 80,2
Неполное  высшее 37,1 39,2 35,3
Начальное профессиональное с аттестатом о  полном среднем 76,2 82,5 72,5
Начальное профессиональное 76,4 80,3 70,9
Полное  среднее общее 52,5 59,2 45,9
Основное  общее 28,7 34,9 22,5
Начальное и ниже 13,0 17,4 9,9
Все 63,0 67,7 58,8

 

На основе данных об уровне занятости по полу и образованию можно сделать  вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, доля занятых составляет 82,9 %. Среди людей, имеющих неполное высшее образование. Доля занятых составляет 37,1. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, доля занятых составляет 76,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, доля занятых составляет 76,4 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, доля занятых составляет 52,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, доля занятых составляет 28,7 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, доля занятых составляет 13,0 %.

Так же можно сделать вывод о том, что доля занятых мужчин с высшим образованием превышает долю занятых  женщин с таким же образованием на 6,2 %. Доля занятых мужчин с неполным высшем образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 3,9 %. Доля занятых мужчин с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем превышает долю женщин с таким же образованием на 10 %. Доля занятых мужчин с полным средним общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 13,4 %. Доля занятых мужчин с основным общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же уровнем образования на 12,4 %. Доля занятых мужчин с начальным образование и ниже превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 7,5%.

Доля  занятых мужчин составляет 67,7 %, доля занятых женщин – 58,8%. Доля занятых  мужчин превышает долю занятых женщин на 8,9 %.

 

Таблица 2.3 Уровни безработицы по полу и образованию, 15-72, 2007, %

  Все Муж. Жен.
Высшее 2,7 2,6 2,8
Неполное  высшее 10,9 10,5 11,3
Начальное профессиональное с аттестатом о  полном среднем 4,3 4,4 4,2
Начальное профессиональное 6,2 6,1 6,3
Полное  среднее общее 9,5 9,4 9,7
Основное  общее 13 13,3 12,5
Начальное и ниже 14,7 17,3 11,0
Все 6,1 6,4 5,8

 

На основе данных об уровне безработицы по полу и образованию можно сделать  вывод о том, что безработными являются 2,7 % людей, имеющих высшее образование. Среди людей, имеющих неполное высшее, безработными являются 10,9 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, безработными являются 4,3 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, - 6,2 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, безработными являются 9,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, - 13 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, - 14,7 %.

На основе этих данных можно сделать вывод  о том, что наибольшее количество безработных среди людей, имеющих начальное образование и ниже. За ними идут люди с основным общем образованием. На 3 месте - люди с неполным высшим образованием. Затем, люди с полным средним общим образованием. На 5 месте – люди с начальным профессиональным образованием. На 6 месте – люди с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем. И на последнем месте по уровню безработицы – люди с высшим образованием.

Информация о работе Человеческий капитал