Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов инвестирования в человеческий капитал. Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность человечного капитала;
рассмотреть понятие и назначение инвестиций в человеческий капитал;
рассмотреть основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
проанализировать человеческий капитал и инвестиции в его развитие на примере предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ 5
1.1. Понятие человеческого капитала 5
1.2. Понятие инвестиций в человеческий капитал и подходы к оценке их эффективности 8
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ В ЕГО РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ИРКУТСКЭНЕРГОРЕМОНТ») 14
2.1. Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Характеристика человеческого капитала предприятия 18
2.3. Инвестиции в развитие человеческого капитала на предприятии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции в человеческий капитали оценка их эффективности_2_ор.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В век информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю. Сегодня все мы являемся современниками и участниками процесса перехода человеческого общества к новой экономике — экономике знаний. Знания и нематериальные активы становятся основным источником конкурентного преимущества на глобальном мировом рынке. Возрастает значение нематериальных активов предприятия, средняя величина которых сегодня составляет более 75% его рыночной стоимости. Особую роль в составе нематериальных активов играет человеческий капитал. Формирование и использование человеческого капитала — это проблема огромной важности, причем, не только финансовая, но и правовая и социально-политическая.

Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании. В связи с этим, инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия.

Поэтому и искусство  управления командой, ее наиболее результативными сотрудниками — задача номер один для современного лидера, важнейшее условие которой — эффективность использования человеческого потенциала. Сами же инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов инвестирования в человеческий капитал.

Задачи курсовой работы:

  1. раскрыть сущность человечного капитала;
  2. рассмотреть понятие и назначение инвестиций в человеческий капитал;
  3. рассмотреть основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
  4. проанализировать человеческий капитал и инвестиции в его развитие на примере предприятия.

Объектом исследования является ЗАО «Иркутскэнергоремонт», предметом исследования — человеческий капитал и инвестиции в его развитие на данном предприятии.

Методологической и теоретической  основой исследования послужила  теоретическая база, включающая труды  классиков экономической науки, исследования современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам сущности человеческого капитала, а также по проблемам, раскрывающим закономерности развития человеческого капитала.

 

1. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

1.1. Понятие человеческого капитала

Понятие «человеческого капитала» было введено по аналогии с понятиями физического и финансового капитала. Их объединяет тот факт, что все разновидности капитала являются активами, то есть владение ими приносит определенный доход. Например, владелец физического капитала получает доход за счет арендной платы за использование принадлежащего ему оборудования, владелец финансового капитала в виде дивидендов или процентов, владелец человеческого капитала — в виде дохода за счет его особых знаний, умений (например, писатель получает гонорар за свои произведения).

Человеческий капитал — важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Западные экономисты трактуют понятие «человеческого капитала»  как «накопление предшествующих вложений в образование, подготовку, здравоохранение и другие факторы, способствующие повышению производительности труда» ]. Российские экономисты рассматривают данное понятие более широко и считают его основным показателем, входящем в состав национального богатства страны, который учитывает «стоимость рабочей силы и затраты на ее воспроизводство, интеллектуальное, культурное и профессиональное совершенствование» [7, с. 6]. В состав его объектов включают, как правило, общеобразовательные и специальные знания, здоровье экономических субъектов, расходы на поиск информации на рынке труда, т.е. обобщенно — сферы образования, исследований и разработок, здравоохранения.

«Человеческий капитал  — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком  определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [10, с. 452]. Из всех вышеперечисленных трактовок понятия «человеческого капитала», можно сделать вывод, что человеческий капитал — это такая форма капитала, которая формируется и приумножается за счет знаний, умений, навыков, потенциала и физического состояния человека. Для того чтобы понять сущность данного понятия, необходимо проанализировать сущность самого человека, как основного субъекта экономической деятельности и механизмы его влияния на экономику (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Человек как  основной субъект экономической деятельности

Сравнительный анализ приведенных и других определений  позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей  — работников отдельной фирмы или населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические  свойства и природные способности  человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

В-четвертых, данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.

Экономика создается  человеком и работает на человека. Именно человек движет всеми социально-экономическими процессами, происходящими в мире. Следовательно, все больше стран приходит к тому, что для того, чтобы добиться экономического роста необходимо, прежде всего, инвестировать в человека и развивать его потенциал.

Среди основных факторов формирования человеческого  капитала в экономике можно выделить следующие:

Рис. 1.2. Факторы формирования человеческого капитала [2, с. 64]

В рамках формирования новой  парадигмы социально-экономического развития, основанной на экономики знаний, человеческий капитал занимает ведущую роль в национальном богатстве стран, в развитых странах его доля в национальном богатстве достигает 80%. Человеческий капитал — это главное богатство государства, самое главное конкурентное преимущество в современной постиндустриальной экономике, так как именно он на две трети определяет рост ВВП.

Следовательно, основные направления развития человеческого  капитала выглядят таким образом:

  • совершенствование условий труда, которые формируются под влиянием факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера и влияют на здоровье, работоспособность человека;
  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров; система образования должна реагировать на сдвиги во всех сферах жизни общества, способствовать быстрейшему формированию новой системы ценностей, правил, норм общественной и экономической деятельности людей, новой экономической культуры субъектов хозяйствования и в конечном счете — формированию мотивации эффективной экономической деятельности;
  • переход на инновационный путь развития экономики. Инновации, производя изменения в содержании и характере труда, способствуют развитию человеческого капитала;
  • повышение уровня, качества и образа жизни как магистральный путь развития человеческого капитала.

1.2. Понятие инвестиций в человеческий капитал и подходы к оценке их эффективности

Инвестиции — одна из наиболее часто используемых в  экономической системе категорий как на макро-, так и на микроуровне. Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой ключевой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение инвестиций, которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления — государства, предприятия, домашнего хозяйства [1, с. 12].

Инвестиции в человеческий капитал — целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы (уровня образованности, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установок и т.д.) [6, с. 5].

С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал — это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

Данный вид инвестиций неоднороден по своему составу и  конкретизируется по видам затрат. Например, в некоторых работах [11] инвестиции разделены по отраслям социальной сферы, вследствие чего определены капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. В работе [16] состав инвестиционных расходов несколько отличается, хотя также включает три вида:

  1. расходы на образование, включая общее, специальное, подготовку на рабочем месте, повышение квалификации;
  2. расходы на медицинское обслуживание, создание бытовых условий и улучшение среды обитания, которые удлиняют срок жизни и повышают работоспособность;
  3. расходы на поддержание мобильности трудовых ресурсов, что обеспечивает их перемещение к мету потребности в них.

Таким образом, инвестиции в капитал здоровья являются базой для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. На макроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической категории используется специальный термин общественное здоровье (Public Health as a resource) — медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и более производительные трудовые ресурсы. В литературе рассмотрен и процесс морального старения накопленного научно-образовательного потенциала. Данный вид износа замедляется посредством инвестиций в переобучение и повышение квалификации.

Эффект от инвестиций в капитал культуры для общества имеет, прежде всего, социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Вместе с тем, в сфере культуры, безусловно, возможна реализация проектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и исследования, подтверждающие зависимость эффективности труда человека от его предпочтений, мировоззрения, общего уровня его культуры.

По сложившейся в  экономической теории традиции разграничивают труд и капитал выделяют в два  самостоятельных фактора общественного  производства. Человеческому капиталу в определенной степени присущи черты и первого и второго. Труд является непосредственным процессом использования человеческого капитала. Так же как и основной капитал, человеческий капитал изнашивается, амортизируется, подвержен влиянию научно-технического прогресса. Для него характерен закон снижающейся предельной отдачи: по мере роста знаний и навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все меньший вклад в увеличение производительности. Совокупный потенциальный эффект от наращивания человеческого капитала в процессе образования сокращается с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности, а альтернативные издержки растут по мере роста доходов. Вместе с тем, в отличие от основного капитала, на эффективность использования человеческого капитала влияет субъективный фактор психофизиологических свойств и личностных мотиваций конкретного работника. Что касается основного капитала, то продуктивность его использования зависит от квалификации и работоспособности персонала предприятия. Поэтому экономическая теория рассматривает вопрос инвестиционного поведения работодателя в отношении интеллектуального потенциала работников как источника экономической эффективности.

Основоположниками современной  теории человеческого капитала считаются Нобелевские лауреаты Г. Беккер и Т. Шульц. Методология их исследований отличается тем, что разнообразные аспекты человеческой жизни, ранее являвшиеся предметом изучения других дисциплин, исследуются с применением сугубо экономических понятий, таких как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п. Например, Г. Беккер рассчитал экономическую эффективность образования путем сопоставления выгод от получения образования и его издержек. Для определения чистой выгоды от образования из пожизненных доходов лиц, окончивших колледж, вычитались пожизненные заработки лиц, получивших среднее образование. Основной статьей издержек образования в подходе Г. Беккера являются издержки упущенной выгоды, то есть доход, недополученный человеком за годы учебы. Отношение чистых доходов образования к его издержкам, по подсчетам Г. Беккера, в среднем дает рентабельность, на 10-15% превышающую рентабельность большинства фирм.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал