Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

Актуальность этой темы бесспорна, т.к.:

Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.

Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала

1.1 Понятие человеческого капитала: генезис и развитие

1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала

1.2.1 Инвестиции в человеческий капитал

1.2.2 Характеристики основных институтов, определяющих формирование и развитие человеческого капитала

Глава 2. Современное состояние человеческого капитала в России

2.1 Трансформация человеческого капитала в российском обществе

2.2 Отдача от инвестиций в российских и западных компаниях

2.3 Человеческий капитал как конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом

Глава 3. Проблемы развития человеческого капитала

3.1 Описание проблемы

3.2 Человеческий капитал и государство

3.3 Анализ текущего состояния дел и проблемы развития человеческого капитала, накопленного при плановой экономике, в России

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь уровня благосостояния населения, его  профессионально-квалификационного  уровня и потенциала здоровья имеет  системный характер. Последний можно  обеспечить путем введения обязательного государственного профессионального мониторинга функционирования системы образования, создания и задействования механизмов государственно-частного софинансирования отраслевых учебных заведений, а также создания корпоративных университетов (учебных центров), задействования механизма грантов (ст. 251 НК РФ).

 

3.3 Анализ текущего  состояния дел  и проблемы развития  человеческого капитала, накопленного при  плановой экономике,  в России

       

Теория  человеческого капитала объясняет, почему зарплаты работников растут с возрастом. В молодости велики инвестиции в образование, профессиональный опыт и подготовку, постепенно эти вложения сокращаются, и работники начинают получать от них доходы.

В развитых странах средний уровень зарплаты достигает максимума в возрасте 50 — 60 лет, после чего начинает снижаться, поскольку сказываются факторы “износа капитала” — проблемы со здоровьем, устаревание знаний и навыков, пассивность, снижение способности к обучению и восприятию нового и т.п.

Так, средний доход в марте 2007 года в группе работающих 18-24 лет составил 8 200 рублей, 25-34 лет – 11 000 рублей, 35-44 лет – 10 900 рублей и 45-60 лет – уже 9 000 рублей.

Данная  тенденция – максимум доходов  в возрасте 31 – 35 лет и затем  резкое снижение — особенно характерна для людей, имеющих высшее образование (см. диаграмму 3.1 “Тренды динамики средней заработной платы респондентов в зависимости от их возраста и образования”).

 

Диаграмма 3.1 “Тренды динамики средней заработной платы респондентов в зависимости от их возраста и образования”

 

Расстояние  между верхней и нижней пунктирными  линиями – это и есть “премия  на высшее образование”. В молодом  и среднем возрасте она укладывается в упомянутые 50-100%, характерные для  развитых стран, зато ближе к 60 годам практически исчезает.

Объяснение  может быть очень простое. Рабочая  сила в России разделена на две  группы – на тех, кто начал накапливать  “свой человеческий капитал” в  советское время, до начала радикальных  рыночных реформ, и тех, кто сформировался  как работник исключительно в новую, рыночную эпоху.

Россияне, которым сейчас 30-35 лет, окончили школу  и начали трудовую деятельность или  учебу как раз в конце 80-х  – начале 90-х. Среди тех, кто сформировался  как работник исключительно в  рыночную эпоху, они успели накопить максимальный объем знаний и профессионального опыта и поэтому наиболее высоко оценены современной экономикой.

Человеческий  капитал, инвестированный в советское  время, напротив, значительно обесценился. Это понятно и на бытовом уровне — чем больший груз “советского” образования, опыта, менталитета, ценностей и привычек несет с собой человек по жизни, тем труднее ему найти на рынке труда высокооплачиваемую работу.

Но именно высокооплачиваемую, а не любую работу. Как показано на диаграмме 3.2 “Тренды динамики занятости респондентов в зависимости от их возраста и образования”, в старшей возрастной группе процент работающих остается примерно таким же, как и в остальных группах.

 

Диаграмма 3.2 “Тренды динамики занятости респондентов в зависимости от их возраста и образования”

 

Итак, законы накопления человеческого капитала действуют и в России: более  образованные и квалифицированные  специалисты и у нас имеют  большие шансы получить престижную и высокооплачиваемую работу.

Поскольку в 90-е годы значительная часть человеческого капитала обесценилась, это накопление началось фактически заново. Поэтому, если в развитых странах самыми “капитализированными” на рынке труда сегодня являются представители старшего поколения, то в России – работники в возрасте 30-35 лет. Можно предположить, что “нормальная” картина восстановится примерно через четверть века — когда нынешние 35-летние сами достигнут предпенсионного возраста.

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы поставленные задачи были успешно решены и было установлено, что человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

В нашей  стране в течении многих десятилетий  использовалось понятие “рабочая сила”, определяемое как способность человека к труду. В 1980-е годы, обсуждая причины, приведшие советское общество к глубочайшему кризису, общественная и научная мысль пришла к выводу, что решающим фактором производства является именно человек, и если у него отсутствуют стимулы к эффективному и добросовестному труду, то ни о каком прогрессе общества не может быть и речи. Так родился термин “человеческий фактор”. Впоследствии он уступил место другим : трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал.

Структура человеческого капитала определяется на основе таких параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д.

В 1966 г. на XI Международной конференции  по статистике труда в Женеве была принята Резолюция о затратах на рабочую силу, исходя из которой Международная стандартная классификация расходов на рабочую силу включает следующие основные группы:

1) прямая  заработная плата и жалованье;

2) оплата  неотработанного времени;

3) премии  и денежные подарки;

4) расходы  на питание, напитки, топливо  и другие натуральные выплаты;

5) расходы  работодателя по обеспечению  рабочего жильем;

6) расходы  работодателя на социальную защиту;

7) расходы  по профессиональному обучению;

8) расходы  на социальные нужды;

9) прочие  расходы на рабочую силу, не  относящиеся к вышеуказанным  квалификационным группам (например, рабочая одежда);

10) налоги, рассматриваемые как расходы на рабочую силу (например, налоги на численность или фонд заработной платы).

Инвестиции  в человеческий капитал – это  любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или  другими словами, производительность труда рабочих.

Существуют  три основных направления инвестиций в человека:

- На  образование и профессиональную  подготовку.

- На  здравоохранение.

- На  поиск информации и мобильные  перемещения рабочей силы (миграция  из мест с относительно низкой  заработной платой в места  с относительно высокой заработной платой).

Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала, основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития и основные проблемы развития человеческого капитала определены.

 

Список  использованной литературы

 

Капелюшников  Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности / Р.И. Капелюшников. Вестник общественного  мнения. 2005. №4.

Капелюшников  Р. Человеческий капитал России // Материалы  Третьей летней школы по экономике труда. Москва. 5-11 июля 2009.

Формирование  человеческого капитала: учеб. пособие / Н.Н. Даниленко, И.С. Долгополова. –  Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 120 с.

Экономика труда: учеб. пособие для студентов  вузов, обучающихся по специальности 080104 “Экономика труда” / А.Л. Мазин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 575 с.

lirt.hse/news/10491246.html

totalreward/теория  человеческого капитала/

ru./wiki/человеческий  капитал

totalreward/pwc-российские-компании-получают-большу

rg/2009/09/18/sobyanin.html

finam/dictionary/wordf00CC4/default.asp?n=7

rg/2009/09/15/venchur.html

hr-portal/article/korporativnyi-chelovecheskii-kapital-problema-perepodgotovki-rabotnikov

hr-portal/article/kolichestvennaya-otsenka-natsionalnogo-chelovecheskogo-kapitala

hr-portal/node/197 


Информация о работе Человеческий капитал