Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.

Содержание

Введение

I. Инвестиции в человеческий капитал

1.1 Человеческий капитал. Сущность, понятие, виды

1.2 Инвестиции в человеческий капитал и интересы общества

II. Инвестиции в человеческий капитал и общественные интересы в России и мире
III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1

Вложенные файлы: 1 файл

инвистиции контр раб по эконом1.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

 

I. Инвестиции в человеческий  капитал

 

1.1 Человеческий капитал.  Сущность, понятие, виды

 

1.2 Инвестиции в человеческий  капитал и интересы общества

 

II. Инвестиции в человеческий  капитал и общественные интересы  в России и мире

III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный мир характеризуется  переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.

С приходом к власти бывшего Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Россия встала на путь модернизации. Этот процесс затронул все сферы общественной жизни, и экономическую в первую очередь. В условиях всемирного финансового кризиса оптимизация использования всех доступных экономических ресурсов становится первостепенной задачей. Россия переходит к принципиально новому типу общественно-экономического развития, в котором на первый план выходит работник как залог успешного функционирования общества. И от того, насколько успешно данный индивид функционирует в данной среде, зависит, насколько успешно функционирует вся среда в целом.

Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс, и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.

Поэтому именно на данном этапе экономического развития нашей  страны актуальны вопросы инвестиций в человеческий капитал. Об этом речь пойдет в контрольной работе более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Инвестиции  в человеческий капитал

 

1.1 Человеческий  капитал. Сущность, понятие, виды

 

Под человеческим капиталом  в экономике понимается имеющий  у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас  знаний, умений, навыков;

2. что этот запас  целесообразно использовать в  той или иной сфере общественной  деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3. что использование  данного запаса приводит к  росту заработков (доходов) данного  работника в будущем путём  отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов  способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5. что человеческие  способности, дарования, знания  и т.д. являются неотъемлемой  частью каждого человека;

6. и что мотивация  является необходимым элементом  для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер [1, с. 163].

Особенности человеческого  капитала:

  • в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  • формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
  • человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
  • человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком[5, с. 147].

Первооткрыватели человеческого  капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности.

И. Бен-Порет писал, что  человеческий капитал можно рассматривать  как особый фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения.

Теоретические позиции  российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого  капитала.

 М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории человеческий капитал, определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал [4, с. 179].

Климов С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход.

Корогодин И.Т., исследуя механизмы функционирования социально-трудовой сферы, определяет человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда. http://creativeconomy.ru/library/prd165.php - _ftn14#_ftn14

В содержательном плане  человеческий капитал, включает запас  здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих  условиях:

1) потоковый, накопительный  запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;

2) целесообразность использования  запаса способностей, что ведет  к росту производительности труда;

3) прирост производительности  труда закономерно приводит к  росту заработков работника;

4) увеличение доходов  мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать [3, с. 158].

Человеческий капитал  классифицируется по формам, в которых  он воплощен:

- живой капитал включает  в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;

- неживой капитал создаётся,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах;

- институциональный капитал  представляет собой институты,  содействующие эффективному использованию  всех видов человеческого капитала[2, с. 214].

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные). В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США.

 

1.2 Инвестиции  в человеческий капитал и интересы  общества

 

Общественные интересы – интересы большинства общества, которые основаны на общественной природе человека, могут быть реализованы только сообща, коллективно, и не могут быть реализованы отдельными лицами или группами лиц независимо от остальных членов общества.[18] Это интересы, связанные с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.[19]

Рассмотрим, как соотносятся  общественные интересы и инвестиции в человеческий каптал. Благополучие, безопасность и стабильность общества тесно связаны с экономической  ситуацией в стране в целом. И поспособствовать укреплению вышеозначенных явлений могут инвестиции в человеческий капитал. Потому что, как уже говорилось выше, основу экономически активного населения составляют наемные работники, вложение средств в их квалификацию, здоровье, интеллектуальные, организаторские и прочие способности, укрепляет способность индивида приносить доход той организации, в которой он работает, что в свою очередь, приносит прибыль и государству в качестве налогов и самому работнику в качестве заработной платы и премиальных выплат. Таким образом, повышаются доходы всех экономических субъектов, что, несомненно, сказывается на реализации общественных интересов наилучшим образом. Ведь чем больше средств в экономике в целом, тем большую часть из них можно направить на развитие потенциала экономически активного населения, обеспечив тем самым стабильное развитие общества в целом.

Рассмотрим подробнее  вопрос инвестиций в человеческий капитал.

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

- расходы на образование,  включая общее и специальное,  формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

- расходы на здравоохранение,  складывающиеся из расходов на  профилактику заболеваний, медицинское  обслуживание, диетическое питание,  улучшение жилищных условий;

- расходы на мобильность,  благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление  инвестиций в человеческий капитал  на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического  формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших  компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал