Система управления как объект исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Каждая организация обладает уникальной системой управления, включающей управляемую и управляющую подсистемы, множество элементов, а также связей между ними. Для любого менеджера главное - понимать сущность и основные принципы построения системы управления, знать современные требования к системам управления, уметь проектировать и совершенствовать системы управления.
Отличительной чертой работы организаций в настоящее время состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях

Вложенные файлы: 1 файл

ису россельхозД.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Тема данной курсовой  работы «Система управления как  объект исследования» является очень актуальной. Вся человеческая деятельность основана на организации управления, системы управления существуют во всех сферах деятельности и основаны на принципе синергизма.

       Каждая организация обладает уникальной системой управления, включающей управляемую и управляющую подсистемы, множество элементов, а также связей между ними. Для любого менеджера главное - понимать сущность и основные принципы построения системы управления, знать современные требования к  системам управления, уметь проектировать и совершенствовать системы   управления.

       Отличительной чертой работы организаций  в настоящее время  состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. И чтобы выжить и сохранить способность к развитию предприятия должны постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Это обстоятельство накладывает определённые требования к системе управления организацией. Она должна отвечать современным рыночным условиям: быть достаточно гибкой, быть адекватной сложной технологии производства, учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания, принимать во внимание неопределённости внешней среды и некоторые другие требования.

       Управление «по-советски» имело свои преимущества (например, долгосрочное планирование) и недостатки (неумение работать с рынком). Можно предполагать, что у российских малых предприятий чуть лучше, чем у западных коллег, обстоят дела с планами и чуть хуже – с «ориентацией на местности». Но сегодня предприятиям нужны новые системы управления (продукт долгого и трудного эволюционного развития), а значит, практически каждый выступает первопроходцем, адаптируя западное или изобретая свое.

       Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

       Система управления организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях.

      Цель курсовой работы - исследование системы управления организации; анализ действующей системы управления на данном предприятии: характеристика конкретного подразделения, формулировка цели функционирования предприятия в целом; формирование предложений по совершенствованию должностной инструкции для более эффективного достижения поставленной цели.

       Работа состоит их двух глав: теоретическая и аналитическая часть. В теоретической части я раскрываю полностью тему «система управления как объект исследования. Буду касаться таких вопросов, как

1. Рассмотреть организацию как  сложную систему;

2. Изучить иерархию управления в организации;

3. Рассмотреть субъекты и объекты  управления;

4. Проанализировать систему управления организацией, ее функции;

5. Выявить требования, предъявленные к системе управления

6. Исследовать основные направления совершенствования систем управления.

7. Изучить систему управления данной организации и проанализировать деятельность конкретного подразделения;

8. Выявление роли системы управления в организации и цели функционирования организации  в целом;

9. Формирования предложений по  совершенствованию должностной  инструкции для более эффективного  достижения поставленной цели.

   В аналитической части объектом исследования является система управления ОАО Россельхозбанк.

Предмет исследования РСХбанк.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

Система управления как объект исследования

       Исследование  систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современно производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследовании систем управления продиктовано достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.

 

    1. Организация как сложная система

       Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при ограниченных факторах производства: капитал, человек, земля, предприниматель.

         Организация  представляет собой сложную организационно-производственную  систему управления

         Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.

         Таким образом, понятие «организация» может  трактоваться как:

- внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);

- совокупность процессов или  действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей  между частями целого;

- объединение людей, совместно  реализующих программу или цель  и действующих на основе определенных  правил и процедур (СЭС) (как форма  существования социально-экономических, производственно-хозяйственных систем).

         Всеобъемлющий  характер понятия «организация» отметил русский философ и экономист А.А.Богданов, который рассматривал теорию организации как всеобщую организационную науку. Все социально-экономические системы (предприятия, фирмы, концерны и т.д.) являются организациями. [1, c. 208]

         Организация - это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей. Это определение относится к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.

         Организация - это пространственно-временная  структура производственных факторов  и их взаимодействие с целью  получения максимальных качественных  и количественных результатов  в самое короткое время и  при минимальных затратах факторов производства.

         Основными  системными принципами являются:

         Целостность - не сводимость свойств системы  к сумме свойств составляющих  её элементов и не выводимость  из последних свойств целого.

         Структурность - возможность описания системы через установление её структуры, то есть обусловленность поведения системы не столько поведением её отдельных элементов, сколько свойствами её структуры.

         Взаимозависимость  структуры и среды - система формирует  и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.

         Иерархичность - каждый элемент системы в  свою очередь может рассматриваться  как система, а исследуемая система  представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.

         Множественность  описания каждой системы, дающее  макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и  процессуальное представление о  системе. В связи с этим задачей  системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.

         Система  управления организацией с позиции  системного подхода может быть  определена как:

- концептуальная, если она рассматривается  как модель системы управления;

- эмпирическая, если рассматривается  конкретная организация;

- искусственная, поскольку она  создана и используется людьми;

- «человеко-машинная», поскольку в  контур управления включена автоматизированная  информационная система;

- замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации - только внутренней или связанной с окружающей средой;

- временная, поскольку она периодически  подвергается формальным или  неформальным изменениям.

         Организация  как система может быть открытой и закрытой.

          Закрытая  система - имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно  не зависимы от среды, окружающей  систему.     Открытая система - характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Таким образом, открытая система - это система, в которой ее элементы взаимодействуют с окружающим миром. Закрытая система - это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности. [3, c. 311]

         Открытая  система имеет способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде  и должна делать это для  того, чтобы продолжить свое функционирование.

         Руководители, в основном, занимаются системами  открытыми, потому что все организации, в том числе аптека, являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

         Организация - это группа людей, деятельность  которых, сознательно координируется  для достижения общей цели  или целей.

         Организация - структура, в которой люди строят отношения и взаимодействуют между собой. В организациях существуют официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) отношения.

         Официальные - связывают руководителей и подчиненных. Они должны быть четко определены и скоординированы с помощью функционально-должностных инструкций (ФДИ). Формальные отношения людей в организации складываются еще на стадии формирования ее структуры. При этом сразу должны быть определены сферы компетенции каждого специалиста, объем их власти и ответственность.

          Неофициальные - это личные отношения, они накладывают  свой отпечаток на официальные  и будут предметом изучения  при отражении вопросов социально-психологического климата коллектива.

         Термин  «система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие - элементами или компонентами.

         Система  управления организацией состоит  из отдельных подсистем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, однако в ней, возможно, выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уроне иерархии организации. Компоненты системы обладают определёнными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, её динамичность, точность, надёжность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.

         Организация  представляет собой систему, предназначенную  для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответственные за принятия решений, - менеджеры и исполнители решений - специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами.

 

1.2. Иерархия управления в организации

       Иерархия управления (от греч. hierarchia — священная власть) — способ построения, организации сложных систем, в первую очередь систем управления экономическими объектами, при котором части (элементы) системы распределены по уровням и вся система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности. Например, иерархическую структуру образует система управления организацией, возглавляемой директором (первый уровень иерархии), которому подчинены заместители (второй уровень иерархии), каждому из которых подчинены начальники отделений (третий уровень иерархии), имеющие в своем подчинении несколько начальников отделов (четвертый уровень иерархии). [5, c. 179]

Информация о работе Система управления как объект исследования