Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Отчет по углубленному медосмотру детей на апрель 2012 год
Осмотрено:145 чел.
I группы-89 чел.
II группы – 49 чел.
III группы – 7 чел.
Физическое развитие:
Среднее -73 чел.,
н/ср.- 25 чел.,
в/ср. – 22 чел.,
высокое- 22 чел.,
низкое – 3 чел.
Заболеваемости детей:
ЧБ – 22 чел.,
Нарушение осанки- 6 чел.,
Ожирение- II – III степени- 9 чел.
Атонический дерматит – 4 чел.,
Хронический риносинусит – 1 чел.,
Хронический гастрит – 1 чел.,
Нарушение осанки – 6 чел.,
Плоскостопие- 6чел.,
Хронический пиелонефрит – 1 чел.,
Нарушения зрения – 3 чел.,
Пупочная грыжа – 1 чел.,
Паховая грыжа- 1 чел,
Обструктивный бронхит – 1 чел.,
Хронический бронхит – 1 чел.,
Бронхиальная астма – 1 чел.,
Нарушение речи – 23 чел.,
Состояние здоровья детей
является отражением уровня
Из приведенных выше данных видно, что в целом структура основной патологии в ДОУ остается относительно постоянной. Наибольшей удельный вес в структуре заболеваний имеют патология опорно-двигательного аппарата, сформированная, в основном: нарушениями осанки, с нарушениями речи, часто болеющие дети и болеющие ожирением I, I-II степени.
Поэтому в следующем учебном году планируем продолжать совершенствовать лечебно -физкультурно - оздоровительную работу, развивать двигательную активность детей дошкольного возраста.
В течение учебного года в учреждении работал физкультурно-оздоровительный центр.
В ДОУ ежегодно проводился анализ распределения детей по группам здоровья, динамика групп здоровья в течение учебного года. Определение группы здоровья является комплексной оценкой состояния здоровья конкретного ребёнка. Она позволяет оценить состояния здоровья детей на момент обследования и при динамических наблюдениях, провести сравнительную оценку здоровья, выявить влияние различных факторов внешней среды и социальных условий. Распределение детей по группам здоровья позволяет выявить детей, имеющих факторы риска развития той или иной патологии, детей с начальными формами заболеваний и функциональными отклонениями и разработать систему мероприятий по укреплению их здоровья.
Группы здоровья. Группы д/с. |
1 группа здоровья. |
2 группа здоровья. |
3 группа здоровья. |
4 группа здоровья. |
Ясли (1,5-2 г.) |
9 |
6 |
1 |
|
1мл.гр (2-3г.) |
14 |
4 |
1 |
|
2 мл.гр. (3-4г.) |
10 |
6 |
- |
|
2 мл.гр.(3-4г.) |
10 |
4 |
- |
|
Ср.гр.(4-5л.) |
7 |
7 |
- |
|
Ср.гр.(4-5л) |
12 |
1 |
1 |
|
Ст.гр.(5-6л) |
8 |
- |
1 |
|
Подг. гр. |
6 |
7 |
- |
|
1лог.гр. |
3 |
5 |
2 |
|
2лог.гр. |
4 |
4 |
- |
|
Подг. гр. |
6 |
5 |
1 |
|
Всего: |
89 (61,4%) |
49 (38%) |
7 (4,8 %) |
_ ( __%) |
В конце учебного года 5 детей с группы ОДА перешли из II группы здоровья в первую. Остальные дети не ухудшали своего состояния.
Состояние здоровья
детей является отражением
Динамика здоровья детей по ДОУ.
Таблица №5
Год |
Количество детей в детском саду и детей, прошедших углубленный медосмотр |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
2010 год |
220 |
88 |
124 |
8 |
- |
2011 год |
221 |
110 |
101 |
10 |
- |
2012 год |
220 |
110 |
103 |
7 |
С каждым годом крайне низкое количество здоровых детей поступает в ДОУ.
Таблица № 6.
Уч. год |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 | |||
Группа здоровья |
АБС |
% |
АБС 40 |
% 4 |
АБС 40 |
% 4 |
1 |
88 |
40 |
110 |
60,7 |
89 |
61,4 |
2 |
124 |
56 |
61 |
33,7 |
49 |
38 |
3 |
8 |
4 |
10 |
5,6 |
7 |
4,8 |
4 |
- |
- |
- |
Таким образом, из 145 детей, абсолютно здоровых детей (1 группа здоровья) в ДОУ составляют 89 детей (61,4%). Дети, имеющие функциональные отклонения и частоболеющие (2 группа здоровья) составляют 49 детей (38%), имеющие хроническую патологию (3 группа здоровья) составляют 7 детей (4,8 %) . Сравнив показатели последних трех лет можно сказать об уменьшении контингента воспитанников ДОУ на конец учебного года в связи с заболеваемостью детей в весенний период.
Количество детей с 1 группой здоровья с 110 -60,7% стабильно.увеличено количество детей со II группой здоровья на 2 человека, понизился процент с III группой здоровья детей на 3 человека.
Во время плановых углублённых медицинских осмотров все дети, в зависимости от состояния здоровья и тренированности, распределяются врачом на группы для занятий по физкультуре.
Ведется систематический контроль за организацией питания детей.
Строится на основных общих принципах рациональности, возрастных особенностях с учетом анатомо-физиологического развития и формирования желудочно-кишечного тракта. Принципиальным моментом является совмещение домашнего питания и питания в ДОУ. Полноценное, сбалансированное питание способствует правильному развитию ребенка и предусматривает в рационе содержание всех основных питательных веществ макро и микронутриентов.
Антропометрическое исследования в целях оценки физического развития осуществляются одновременно с определением состояния здоровья при медицинском осмотре детей. Физическое развитие, отражая процессы роста и формирования организма, находиться в непосредственной зависимости от других показателей здоровья.
Оценка физического развития детей проводиться по общепринятой методике с использованием таблиц центильного типа.
По результатам углубленного медосмотра из 181 ребенка: Ожирение- II – III степени- 9 чел.
ВОЗРАСТ
|
Дисгармоничное. | ||||||||
С дефицитом |
С избытком | ||||||||
т |
роста |
т |
роста | ||||||
АБС |
% |
АБС |
% |
АБС |
% |
АБС |
% | ||
Всего 2011-2012г |
3 |
1,3 |
3 |
1,3 |
9 |
6,2 |
- |
- | |
Всего 2010-2011 |
7 |
3,8 |
9 |
4,9 |
|||||
Всего 2009-10 |
2 |
0,8 |
2 |
0,8 |
Из таблиц видно, что основная масса детей имеет гармоническое физическое развитие.
Ведется систематический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, который направлен на здоровье сберегающую организацию учебного процесса, это и:
-Контроль за соответствием детской мебели и правильным рассаживанием детей
-Контроль за позой учащихся во время занятий, их чередованием.
-Контроль за соблюдением
- Контроль за профилактикой нарушения зрения
-Контроль за рациональной
-Контроль, чтобы занятие строилось на чувственном восприятии – наглядном методе обучения
- Контроль за учетом
Ведется систематический контроль за физкультурным воспитанием.
Главными задачами физкультурного занятия являются укрепление здоровья, стимулирование процессов роста, развитие основных физических качеств, повышение защитных сил организма.
В задачи мед кабинета входит оценка оздоровительного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма. Все эти данные фиксируются в ходе медико-педагогических наблюдений в процессе занятия в специальные журналы контроля. При оценке физкультурного занятия учитываются следующие показатели:
-создание благоприятных
-задачи физ. занятия (оздоровительные или воспитательные)
Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ является важнейшим разделом работы медицинского кабинета и ведется мед. кабинетом по 3 направлениям:
1. Проведение противо - эпидемиологических мероприятий
2.Проведение иммунизации (с соблюдением
стандартов и четких
3.Санитарно-просветительная
Таким образом, медицинское сопровождение в ДОУ имеет очень большое значение в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий предполагает совместную деятельность администрации, медперсонала, педагогов и родителей. К основным принципам этой работы можно отнести:
1.Интеграцию программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс детского учреждения
2.Преимущественное
3.Использование простых и
4.Непрерывность проведения
Анализ заболеваемости по годам.
Важным для оценки состояния здоровья детей и качества работы всех служб ДОУ, особенно медицинской, является характеристика заболеваемости в учреждении. Ниже приведена таблица, характеризующая заболеваемость.
|
Общая |
Простудная |
Инфекционная |
Прочая |
Пропуски по болезни 1 ребёнком
|
Переболел 1 реб. (раз)
| ||||
абс |
1000 |
абс |
1000 |
абс |
1000 |
абс |
1000 | |||
2007год. | ||||||||||
|
135 |
2288 |
40 |
677 |
1 |
16 |
94 |
1593 |
2 |
2,2 |
|
70 |
492 |
30 |
211 |
1 |
70 |
39 |
274 |
1 |
0,4 |
|
205 |
1019 |
70 |
348 |
2 |
99 |
133 |
661 |
3 |
1,0 |
2008 год. | ||||||||||
|
64 |
650 |
60 |
237 |
1 |
16 |
3 |
190 |
4 |
1,4 |
|
146 |
1177 |
70 |
448 |
1 |
14 |
76 |
487 |
2 |
0,75 |
|
210 |
1827 |
130 |
1385 |
2 |
15 |
79 |
506 |
6 |
2,5 |
2009год.
| ||||||||||
|
70 |
445 |
66 |
308 |
1 |
15 |
3 |
180 |
2 |
2,0 |
|
144 |
917 |
78 |
364 |
1 |
13 |
65 |
451 |
1 |
0,6 |
|
214 |
1362 |
144 |
917 |
2 |
14 |
67 |
472 |
3 |
1,4 |
2010год. | ||||||||||
|
50 |
735 |
40 |
588 |
1 |
14 |
9 |
132 |
4 |
1,3 |
|
100 |
657 |
80 |
526 |
0 |
0 |
20 |
131 |
3 |
0,6 |
|
150 |
681 |
120 |
545 |
1 |
12 |
30 |
136 |
7 |
1,9 |
2011год. | ||||||||||
|
225 |
368 |
120 |
196 |
5 |
8 |
105 |
170 |
7 |
3,3 |
|
365 |
246 |
190 |
128 |
3 |
2 |
119 |
80 |
5 |
2,1 |
|
560 |
2937 |
310 |
148 |
8 |
4 |
224 |
107 |
12 |
5,7 |