Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Организационно-деятельностный компонент отражает особенности организации процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении и включает методы, приемы, средства и формы работы.

Диагностико-коррекционный компонент системы направлен на диагностику уровня формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении; данным компонентом во взаимодействии с содержательным и организационно-деятельностным компонентами пре-дусмотрена коррекция, которая способствует устранению недостатков по ходу реализации системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, установлению обратной связи компонентов системы, своевременному получению информации об уровнях формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, возможных трудностях, актуализации личностно-смысловой сферы, стимулировании развития умений и навыков применения знаний в различных контекстах. В данном компоненте рассматривается насколько обеспечен процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении путем сравнения полученных в ходе диагностики результатов с результатами-эталонами формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, распределенными по уровням: воспроизводящему, интерпретирующему и творческому; и низкому, среднему и высокому.

Таким образом, на основе системного и деятельностного подходов 
нами разработана система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, представляющая собой упорядоченное единство содержательного, организационно-деятельностного и диагностико-коррекци-онного компонентов.

 

Общий вид системы представлен на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резимируем вышеизложенны й материал :

1.Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреж-дении есть целенаправленное осуществление процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении на основе рефлексивно-оценочной деятельности руководителя и участников образовательного процесс-са, способствующей их самоопределению и личностному развитию, с проведе-нием необходимой коррекции, обусловленной соответствием полученных ре-зультатов усвоения установленным эталонам качества.

2. Системный и деятельностный подходы составляют исследовательскую базу нашей работы, позволяющую теоретически осмыслить проблему формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

3. Системный подход выступает общенаучной основой комплексного изучения проблемы исследования и позволяет: 1) рассмотреть формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении как систему; 2) выделить статическую и динамическую структуру системы; 3) детально изучить ее системные свойства, связи, системообразующие факторы.

4. С точки зрения деятельностного  подхода формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении представляет собой целенаправленную деятельность, субъектом которой выступают участники образовательного процесса и руководитель, организующий данный процесс.

5. На основе указанных  подходов разработана система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, представляющая собой упорядоченное единство содержательного, орга-низационно-деятельностного, диагностико-коррекционного компонентов, характеризуемая ингерентностью, дуальной структурностью и адекват-ностью. В соответствии с данными представлениями    необходимо    четко    определить,    каким    образом разработанная система должна быть реализована в реальном образовательном процессе, чтобы достичь поставленной цели. Этому вопросу посвящен следующий параграф нашего исследования.

 

1.3. Организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении

 

 Создание в учреждении условий здоровой среды обучения воспитанников и изменение отношения к собственному здоровью - это одна из долговременных задач образования. Для организации процесса формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении необходимы следующие организационно-педагогические условия:

  1.Создание  здоровьесберегающих  условий для обучения.

  2. Соблюдение гигиенических  требований  к режиму учебно-воспитательного процесса.

  3. Соблюдение  требований к санитарному состоянию  и содержанию образовательного  учреждения.

  4. Оснащение  спортивных залов и спортивных  площадок.

  5. Организация  медицинского обслуживания в  учреждении.

  6. Развитие  двигательной активности и физической культуры.

  7. Динамика  состояния здоровья воспитанников.

  8. Организация  питания в детском саду.

  9. Результативность  программы содействия здоровью.

10. Обучение культуре здоровья субъектов образовательного пространства

11.Снижение учебной нагрузки и создание положительного психологического климата в коллективе.

12. Взаимоотношения детского сада с родителями и общественностью.

Успешное функционирование системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, которая нами была разработана и теоретически обоснована, как и любой другой педагогической системы, зависит от специально созданных условий, этому способствующих.

 Условие – это, прежде  всего, философская категория, которая  трактуется как отношение предмета  к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. При этом предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [199]. В педагогической науке под условием понимается совокупность внешних обстоятельств, в которых протекает учебная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта [187, 398]. Так, например, А.Я. Найн определяет данное понятие как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных целей [115, 16].

 В результате системного анализа мы пришли к выводу, что наиболее существенными условиями, влияющими на эффективность системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении являются:

    1. обеспечение единства теоретических и прикладных аспектов управления методической работой и отражение их в образовательной программе;
    2. осуществление тесного взаимодействия участников образовательного процесса и системы повышения квалификации по обеспечению непрерывной диссеминации результатов инновационной деятельности субъектов образования;
    3. осуществление мониторинга результативности деятельности педагогов  на основе показателей и индикаторов.

Прежде чем остановиться на характеристике каждого из условий, считаем необходимым заметить, что для эффективного функционирования и развития системы формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, выявленные условия должны реализовываться в едином комплексе, так как обеспечивают целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты развития профессиональной компетентности. Первое условие обеспечивает совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных компетенций педагогов. Второе условие направлено на организационно-методическое сопровождение проявления их профессиональной компетентности в практической деятельности, которое выражается в применении системы взаимосвязанных управленческих действий. Третье обеспечивает выявление, оценивание и экспертизу результатов развития профессиональной компетентности педагогов и участников образовательного процесса в целом.

Исходя из всего выше изложенного, мы считаем, что основной целью разработки программы по формированию культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении должно стать освоение ими новых теоретических знаний и практических способов деятельности, или, другими словами, компетенций, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов и обеспечивающих применение современных здоровьесберегающих технологий на практике.

При разработке программы мы ориентировались на следующие принципы отбора содержания:

  1. актуальность и новизна содержания программы. Это означает, что содержание программы соответствует актуальным задачам образования. Программа должна включать новые теоретические знания и практические способы деятельности и отражать актуальные вопросы модернизации образования;
  2. адекватность содержания программы содержанию профессиональной деятельности педагогов. Программа должна содержать достаточный объем теоретических знаний для формирования способов, методов, приемов практической профессиональной деятельности;
  3. операциональность единиц образовательной информации, то есть программа должна содержать перечень и описание компетенций, которые предполагается сформировать у участников образовательного процесса;

Кроме того, мы считаем, что программа должна быть ориентирована на

формирование таких компетенций, которые бы позволили осуществлять

 управление процессом формирования  культуры здорового образа жизни  в

образовательном учреждении на уровне коллектива. В первом параграфе

нами было определены приоритетные направления деятельности

педагогического коллектива. В связи с этим мы считаем, что основными

задачами реализации программы должны стать:

  1. формирование знаний о деятельности педагогов по диссеминации педагогического опыта, в том числе инновационного;
  2. усиление направленности руководителей на проектирование и создание условий взаимодействия образовательных учреждений и педагогов на уровне единого информационно-образовательного пространства;

Таким образом, программа, обеспечивающая единство теоретических и

        прикладных аспектов управления, способствует непосредственным

        образом развитию компетентности и эффективному функционированию

        разработанной нами системы.

       Формы организации развития профессиональной компетентности должны

 

 

способствовать «упорядочиванию, налаживанию, приведения в систему» взаимодействия участников образовательного процесса и должны носить деятельностный характер.

С позиции деятельностного подхода усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, единицей деятельности выступает предметное действие [90].  Таким образом, любая деятельность выполняется человеком на основе ранее усвоенной им информации. Причем, как отмечает В.П. Беспалько, с которым мы полностью согласны, по характеру использования информации в деятельности различают два ее вида: репродуктивную и продуктивную. Он определяет различия этих двух видов деятельности, которые заключаются в том, «что при репродуктивной деятельности человек пользуется известными ему правилами действий (алгоритмами) и при этом никакой новой информации не извлекает из выполнения деятельности. Он только воспроизводит (репродуцирует) ранее усвоенные приемы. При выполнении продуктивной деятельности всегда создается новая для исполнителя или для человечества информация (новые объекты, явления, процессы или методы деятельности) [16]. Поэтому выбор деятельностных форм организации развития компетентности должен характеризоваться взаимосвязанными управленческими действиями и отражать структуру управленческого взаимодействия.

С тем чтобы правильно и эффективно была организована работа, руководство осуществляет методическую поддержку через разработку методических рекомендаций и инструктивных материалов по разъяснению и описанию использования в деятельности педагогов  разработанных единых форм, алгоритмов, циклограмм и т.д. А также с этой целью проводится серия обучающих мероприятий:

  • курсы повышения квалификации;
  • обучающие семинары и инструктивные совещания;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • собеседование и др.

          В системе  взаимодействия участники образовательного процесса выстраивают работу с руководителями образовательных учреждений, дошкольных методических объединений . Мы считаем, что необходимость разработки и внедрения педагогического мониторинга в первую очередь определяется потребностью учреждения соответствовать своей деятельностью одному из главных требований современного образования – обеспечивать методическое сопровождение процессов модернизации Мы разделяем точку зрения А.Н. Майорова и считаем, что педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей учебного заведения и его структурных подразделений качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по корректировке различных аспектов педагогической деятельности (определение целей, выбор технологий, средств получения информации и т.д.) и дает возможность оперативно исправлять нежелательные результаты деятельности.

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения