Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного  и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии государственным образовательным стандартам.( Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь – М. 2005 с. 94)

Культура – это общечеловеческие цели и ценности, а так же исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности

Образ жизни — категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.

К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов). Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации.

Организация понимается как процесс достижения определенности во внешних и внутренних отношениях систем, необходимой для обеспечения устойчивости систем в изменяющейся среде обитания [5].

Сам термин «организационно-педагогические условия» нередко встречается в педагогических исследованиях. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению термина «организационно-педагогические условия». В частности, Е.И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т.К. Клименко, Н.А. Переломова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия (создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия (увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности). Н.Н. Кузина обращается к инновационному методическому обеспечению как одному из организационно-педагогических условий в профессиональном образовании. Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач.                                                                                                       

Изучение проблемы отношения к здоровью воспитанников показало, что обязательным фактором является осознание его ценности и стремление действовать по его укреплению и совершенствованию. Таким образом,  аксилогический подход к процессу формирования здорового образа жизни открывает новые возможности человека для развертывания и реализации его сущности. Главной жизненной ценностью современного ребенка должно стать здоровье самого ребенка, его поколения, окружающих людей и населе-ния Земли. Исходя из этой основной ценности следует определить цель современного образования как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе валеологизации содержания всех учебных курсов и условий организационно - педагогического процесса. Создание социокультурного пространства, основанного на валеологической  идеологии, позволит воспитать культуру здорового образа жизни человека, понимающего приоритетность, судьбоносность здоровья в самореализации личности и системе отношений в социуме.

Процесс формирования культуры здорового образа жизни обусловлен многофакторными воздействиями. В  исследовательской работе дается характеристика  факторов в соответствии с предложенной А.В. Мудриком классификацией, и факторов, способствующих формированию здорового образа жизни детей и подростков,  выделенных в результате анализа социокультурной среды обитания и состояния функционирования системы образования (выгодное экономико-географическое положение, близость областного центра и хорошая транспортная связь с ним; относительно благоприятная экологическая обстановка; территориальное разделение на небольшие поселки, позволяющее организовать и контролировать социокультурное пространство - предотвращать развитие негативных процессов; стабильная работа системы образования; относительно грамотная политика социальной поддержки населения со стороны муниципальной исполнительной власти).

Охарактеризованы основные институты формирования здорового образа жизни воспитанников (семья, детский сад, здравоохранение, микросоциум). И мы можем сделать вывод, что ни один фактор, ни один институт в отдельности нельзя считать полностью ответственным за конечный результат социально-педагогического процесса, так как формирование культуры здорового образа жизни личности - результат системного воздействия всех его факторов, основных институтов и самой личности. Д. Ф. Ильясов анализируя позицию, указывает на то, что идея содействия обусловливается концепцией гуманного образования, состоящей в ненавязывании «участникам образования определенных догматов в выстраивании своих связей с окружающим и в самореализации своих сущностных свойств». Гуманное образование призвано помогать (содействовать) участникам образования в осуществлении ими профессиональной деятельности [52, с. 19].

По А.М. Столяренко, здоровый образ жизни включает в себя следующие составляющие [43, с. 416]:

- умеренное удовлетворение потребностей  организма: гипертрофированное (превосходящее  всякие нормы) удовлетворение любой  потребности приводит к усилению  ее власти над человеком, принуждению его к наращиванию удовлетворения возросшей нужды;

- отказ от употребления табака, алкоголя, наркотиков даже «для  пробы», несмотря ни на какие  условия и принуждения со стороны;

- уважительные, заботливые и примерные  взаимоотношения и морально-психологическая атмосфера в семье;

- занятие трудовой деятельностью, сопряженной с положительными  эмоциями;

- частое пребывание в  экологически чистых местах;

- обязательное занятие  физической культурой , спортом и  т.д.

      Управление  формированием культуры здорового образа жизни образовательного учреждения- анализ, планирование, организация, регуляция и контроль поэтапных профилактических мер. Создание в учреждении условий для формирования культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса - это одна из долговременных целей образования:

1.Организационные меры: сюда  относят создание «зоны здоровья», которая должна быть оснащены средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков из учебных заведений.

2. Дидактические средства: предполагают разработку учебных курсов, создание  специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, которые могут быть использованы для учебно-исследовательских и профессиональных задач и т. д. 

3. Педагогические средства, то есть создание в организационно-педагогической среде максимальной заинтересованности в собственном здоровье, личное участие всех участников образовательного пространства в оздоровительных мероприятиях, формирование культуры здорового образа жизни, увеличение объема внеурочной работы в объединениях по интересам и занятиям физической культурой и спортом. Понятие здоровья, в общественном понимании, детерминировано социально-экономическими, культурными и духовными изменениями, происходящими в реальной жизни, и понимается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данное определение, принятое ВОЗ, на современном этапе не соответствует российской ментальности и социально- экономическому развитию общества. Но это ни в коей мере не принижает усилий тех, кто в сложившихся условиях культивирует здоровый образ жизни, соединяя его с просвещением. В педагогической науке сравнительно недавно (конец 20 в.) выделился раздел - педагогика здоровья, здорового образа жизни, в основе которого наука о здоровье и здоровом образе жизни - валеология (от латинского валео - быть здоровым). Основоположником данной науки является И.И. Брехман, который в 1980 впервые термин «валеология» употребил как научный. Методология  валеологии   общенаучна  (ведущим в изучении предмета валеологии является системный и процессный, др. подходы), но ведется поиск для ее отмежевания от других наук (разрабатывается собственный - валеологический  подход). Своему развитию наука «обязана» З.И.Тюмасевой, Л.Г.Татарниковой, В.П.Петленко, М.Л.Лазареву и др. Ученые разрабатывают и реализуют на практике валеологический подход к организации образования и здоровьесохранения.

В нормативных документах системы отечественного образования сказано, что:

    1. воспитание у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни одна из основных целей и задач образования [«Национальная доктрина образования в РФ, 39, с.360];
    2. государство обязано проявлять заботу о сохранности жизни и физического здоровья детей, учащихся, студентов [39, с. 361]);
    3. приоритет жизни и здоровья человека является принципом государственной политики в области образования [Закон РФ «Об образовании»].

Появившиеся сравнительно недавно программы эколого- валеологи-ческого направления (С.Н.Николаева «Юный эколог» ; П.А.Павлова «Расти здоровым,малыш»; Г.И.Кулик,Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека» и др.) претворяют требования государства в жизнь.

 Понятие «здоровьесбережение»  достаточно подробно рассмотрено  в работах Г.Н. Серикова, С.Н. Серикова, Н.К. Смирнова, В.А. Вишневского. Необходимость введения этого понятия, по мнению исследователей, вызвана рядом причин: социально-экономического, экологического характера, включая неправильную организацию условий в которых протекают образовательные процессы, обеспечение которых является одним из приоритетных направлений развития общего образования. Итак, под здоровым образом жизни в образовании Г.Н.Сериков понимает единство мер, предпринимаемых участниками образования, направленных на улучшение (неухудшение) здоровья у них самих и (или) их партнеров, а также рост качества образованности и (или) профессиональной квалификации [38, с. 180]. Основной целью здоровьесберегающей педагогики, по словам А.И.Бурханова и Г.А.Кропотовой, является обеспечение высокого уровня культуры здоровья выпускника образовательного учреждения, т.е. вооружение его необходимыми знаниями, умениями и навыками по сохранению и укреплению здоровья, бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Помимо вооружения знаниями, формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса для достижения главной цели здоровьесберегающей педагогики необходимо создание специальных условий, пространства, среды, которые бы способствовали этому. Е.Б.Плотникова исследовала проблему управления формирования здорового образа жизни учащихся в  образовательном учреждении с точки зрения специализированной подготовки специалистов для образовательного учреждения. Автор акцентировала свое внимание на идеях народной педагогики, обосновала наличие в их содержании валеологического компонента.

          Обобщая сказанное в параграфе, сформулируем выводы и положения, которые будем в дальнейшем считать методологической (теоретической) основой нашего исследования:

1.Проблема по формированию  культуры  здорового образа жизни  в современной  России - одна из наиболее насущных, дающих неутешительную статистику, показывающих тенденции к снижению  показателей их здоровья.

2.Причины проблемы по формированию культуры здорового образа жизни имеют объективный и субъективный характер. Они связаны с неблагоприятной экологической и экономической ситуацией, а также с установками, стереотипами выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками, в которых отсутствует важнейшее звено - развитие в соответствии со сложившимися условиями.                                                                                          3.  Решение  проблемы формирования здорового образа жизни в совре-менной России - одна из задач государственной политики в области образо-вания. Она охраняется Законом РФ «Об образовании».

4.Условиями  по формированию  культуры здорового образа жизни  в образовании - одно из направлений, разрабатываемых в рамках менеджмента, педагогической науки, психологии и науки валеологии. Ведутся разработки валеологического подхода к решению проблем по формированию культуры здорового образа жизни в образовании, что скорее всего приведет к идее разработки валеологического   подхода к решению проблем управления образованием. В этой связи  перейдем   к    рассмотрению системы формиро-вания культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, раскрыв сущность данной системы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении

Прежде чем приступить к описанию методологических подходов и характеристике    предлагаемой    системы,    остановимся    на    определении основных понятий и их трактовке в рамках нашего исследования. В первом параграфе мы определили, что будем рассматривать формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, исходя из следующих положений:

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного  и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии государственным образовательным стандартом.

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения