Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии государственным образовательным стандартам.( Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь – М. 2005 с. 94)
Культура – это общечеловеческие цели и ценности, а так же исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности
Образ жизни — категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.
К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов). Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации.
Организация понимается как процесс достижения определенности во внешних и внутренних отношениях систем, необходимой для обеспечения устойчивости систем в изменяющейся среде обитания [5].
Сам термин «организационно-педагогические
условия» нередко встречается в педагогических исследованиях. Анализ научно-педагогической
литературы показывает, что в настоящее
время существуют различные подходы к
определению термина «организационно-педагогические
условия». В частности, Е.И. Козырева дает
следующее определение: организационно-педагогические
условия - это совокупность объективных
возможностей, обеспечивающая успешное
решение поставленных задач. Т.К. Клименко,
Н.А. Переломова и другие ученые, исследуя
проблемы инновационного образования
на этапах профессиональной подготовки,
выделяют внешние условия (создание инновационной
среды, педагогизация учебно-воспитательного
процесса в целях изменения инновационного
фона, насыщение содержания духовными
ценностями) и внутренние условия (увеличение
«степеней свободы» личности, накопление
духовно-практического опыта, овладение
продуктивными формами самосозидательной
деятельности). Н.Н. Кузина обращается
к инновационному методическому обеспечению
как одному из организационно-педагогических
условий в профессиональном образовании.
Общей составляющей для всех определений
является направленность условий на совершенствование
взаимодействия участников педагогического
процесса при решении конкретных дидактических
задач.
Изучение проблемы отношения к здоровью воспитанников показало, что обязательным фактором является осознание его ценности и стремление действовать по его укреплению и совершенствованию. Таким образом, аксилогический подход к процессу формирования здорового образа жизни открывает новые возможности человека для развертывания и реализации его сущности. Главной жизненной ценностью современного ребенка должно стать здоровье самого ребенка, его поколения, окружающих людей и населе-ния Земли. Исходя из этой основной ценности следует определить цель современного образования как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе валеологизации содержания всех учебных курсов и условий организационно - педагогического процесса. Создание социокультурного пространства, основанного на валеологической идеологии, позволит воспитать культуру здорового образа жизни человека, понимающего приоритетность, судьбоносность здоровья в самореализации личности и системе отношений в социуме.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни обусловлен многофакторными воздействиями. В исследовательской работе дается характеристика факторов в соответствии с предложенной А.В. Мудриком классификацией, и факторов, способствующих формированию здорового образа жизни детей и подростков, выделенных в результате анализа социокультурной среды обитания и состояния функционирования системы образования (выгодное экономико-географическое положение, близость областного центра и хорошая транспортная связь с ним; относительно благоприятная экологическая обстановка; территориальное разделение на небольшие поселки, позволяющее организовать и контролировать социокультурное пространство - предотвращать развитие негативных процессов; стабильная работа системы образования; относительно грамотная политика социальной поддержки населения со стороны муниципальной исполнительной власти).
Охарактеризованы основные институты формирования здорового образа жизни воспитанников (семья, детский сад, здравоохранение, микросоциум). И мы можем сделать вывод, что ни один фактор, ни один институт в отдельности нельзя считать полностью ответственным за конечный результат социально-педагогического процесса, так как формирование культуры здорового образа жизни личности - результат системного воздействия всех его факторов, основных институтов и самой личности. Д. Ф. Ильясов анализируя позицию, указывает на то, что идея содействия обусловливается концепцией гуманного образования, состоящей в ненавязывании «участникам образования определенных догматов в выстраивании своих связей с окружающим и в самореализации своих сущностных свойств». Гуманное образование призвано помогать (содействовать) участникам образования в осуществлении ими профессиональной деятельности [52, с. 19].
По А.М. Столяренко, здоровый образ жизни включает в себя следующие составляющие [43, с. 416]:
- умеренное удовлетворение
- отказ от употребления табака,
алкоголя, наркотиков даже «для
пробы», несмотря ни на какие
условия и принуждения со
- уважительные, заботливые и примерные
взаимоотношения и морально-
- занятие трудовой
- частое пребывание в экологически чистых местах;
- обязательное занятие физической культурой , спортом и т.д.
Управление формированием культуры здорового образа жизни образовательного учреждения- анализ, планирование, организация, регуляция и контроль поэтапных профилактических мер. Создание в учреждении условий для формирования культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса - это одна из долговременных целей образования:
1.Организационные меры: сюда относят создание «зоны здоровья», которая должна быть оснащены средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков из учебных заведений.
2. Дидактические средства: предполагают разработку учебных курсов, создание специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, которые могут быть использованы для учебно-исследовательских и профессиональных задач и т. д.
3. Педагогические средства, то есть создание в организационно-педагогической среде максимальной заинтересованности в собственном здоровье, личное участие всех участников образовательного пространства в оздоровительных мероприятиях, формирование культуры здорового образа жизни, увеличение объема внеурочной работы в объединениях по интересам и занятиям физической культурой и спортом. Понятие здоровья, в общественном понимании, детерминировано социально-экономическими, культурными и духовными изменениями, происходящими в реальной жизни, и понимается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данное определение, принятое ВОЗ, на современном этапе не соответствует российской ментальности и социально- экономическому развитию общества. Но это ни в коей мере не принижает усилий тех, кто в сложившихся условиях культивирует здоровый образ жизни, соединяя его с просвещением. В педагогической науке сравнительно недавно (конец 20 в.) выделился раздел - педагогика здоровья, здорового образа жизни, в основе которого наука о здоровье и здоровом образе жизни - валеология (от латинского валео - быть здоровым). Основоположником данной науки является И.И. Брехман, который в 1980 впервые термин «валеология» употребил как научный. Методология валеологии общенаучна (ведущим в изучении предмета валеологии является системный и процессный, др. подходы), но ведется поиск для ее отмежевания от других наук (разрабатывается собственный - валеологический подход). Своему развитию наука «обязана» З.И.Тюмасевой, Л.Г.Татарниковой, В.П.Петленко, М.Л.Лазареву и др. Ученые разрабатывают и реализуют на практике валеологический подход к организации образования и здоровьесохранения.
В нормативных документах системы отечественного образования сказано, что:
Появившиеся сравнительно недавно программы эколого- валеологи-ческого направления (С.Н.Николаева «Юный эколог» ; П.А.Павлова «Расти здоровым,малыш»; Г.И.Кулик,Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека» и др.) претворяют требования государства в жизнь.
Понятие «здоровьесбережение»
достаточно подробно
Обобщая сказанное в параграфе, сформулируем выводы и положения, которые будем в дальнейшем считать методологической (теоретической) основой нашего исследования:
1.Проблема по формированию культуры
здорового образа жизни в современной
России - одна из наиболее насущных,
дающих неутешительную
2.Причины проблемы по формированию культуры здорового
образа жизни имеют объективный и субъективный
характер. Они связаны с неблагоприятной
экологической и экономической ситуацией,
а также с установками, стереотипами выполнения
профессиональных обязанностей педагогическими
работниками, в которых отсутствует важнейшее
звено - развитие в соответствии со сложившимися
условиями.
4.Условиями по формированию
культуры здорового образа
1.2. Система формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Прежде чем приступить к описанию методологических подходов и характеристике предлагаемой системы, остановимся на определении основных понятий и их трактовке в рамках нашего исследования. В первом параграфе мы определили, что будем рассматривать формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении, исходя из следующих положений:
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии государственным образовательным стандартом.