Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 03:46, контрольная работа
Тема региональной политики очень актуальна, так как каждая страна, особенно крупная по территории, встает перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своем региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неразрешимых окончательно, их можно лишь ослабить, но ликвидировать нельзя. Именно на такое смягчение противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Региональная экономическая политика: понятие и цели…………………....5
2. Средства реализации региональной экономической политики……………11
3. Инструменты региональной экономической политики………………….…13
4. Методы региональной экономической политики…………………………..22
5. Оценка региональной экономической политики …………………………..24
6. Региональная политика и поддержка проблемных регионов……………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы ……………………………………………………………..32
Четвертый метод основан на оценке степени достижения поставленных перед региональной политикой целей. На первый взгляд это более привлекательный метод, поскольку дает непосредственную оценку достигнутых результатов, однако воспользоваться этим методом можно только в том случае, если цели региональной политики были определены количественно. Кроме того, региональная политика оказывает комплексное влияние на всю экономику, поэтому достижение одной конкретной цели может быть сопряжено с негативными последствиями для всех других аспектов развития. Более корректно оценивать степень достижения всего комплекса целей, используя различные способы взвешивания и соизмерения целей, однако технически такое соизмерение оказывается, как правило, довольно сложной процедурой16.
Экономической наукой пока не предложено универсальных способов оценки результатов региональной политики, поэтому при оценке могут использоваться либо один из указанных методов, либо все вместе. При этом важное значение имеет наличие необходимой для проведения оценки экономической информации.
6. Региональная политика и поддержка проблемных регионов
Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
Сохраняют свою остроту вопросы
подтягивания отстающих в экономическом
отношении регионов, характеризующихся
чрезмерно низкими душевыми доходами
населения и недостаточным
Депрессивные районы — это территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволяет оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации17.
Основной формой поддержки
депрессивных регионов является концентрация
уже предусмотренных
Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), решаются с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы распространяются меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов18.
Хозяйство России не может нормально развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно-энергетического и горнопромышленного комплексов. Постепенно решаются проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации.
Особое геополитическое
положение Дальнего Востока и
Калининградской области
Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Новое приграничье России глубоко интегрировано с сопредельными зарубежными территориями в экономическом, культурно-этническом и демографическом плане. Поэтому посредством правовых и экономических инструментов необходимо поощрять стремление приграничных районов к всеобъемлющему сотрудничеству с соседними областями Казахстана, Украины, Беларуси, других республик бывшего СССР. Учитывая прогресс в вопросах создания общего экономического пространства СНГ, необходимо продолжать на межгосударственной основе процесс нормативно-договорного оформлению приграничного сотрудничества по вопросам координации и регулирования транспортных, торговых, медицинских, культурных, информационных и других связей с прилегающими зарубежными регионами, совместного решения экологических проблем, правоохранительной деятельности и др20.
Заключение
Таким образом, государственная региональная политика - это взаимоотношения Федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Следовательно, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.
Государственная региональная политика направлена на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического и политического пространства в стране.
Россия - особое государство, что определяется ее уникальным положением: между Востоком и Западом, а также огромной территорией. Эти факторы не позволяют в полной мере применять опыт других стран, поэтому нужно искать не «универсальную формулу» выхода из кризиса, а формулу, учитывающую специфику России. Региональная экономическая политика должна быть согласована с государственной политикой в целом.
В настоящее время одной из ключевых проблем российской экономики является огромное различие в уровне социально-экономического развития регионов. Чтобы исправить эту ситуацию, была разработана Федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002- 2010 годы и до 2015 года)", целью которой является уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между передовыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в два раза. Деньги на выравнивание социально- экономического положения в российских регионах в настоящее время выделяет федеральный Фонд финансовой поддержки регионов РФ. Как один из важнейших путей по сокращению различий между регионами рассматривается укрупнение субъектов РФ. Было проведено объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край, Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край. Ликвидируются «матрешечные» регионы, они объединятся в более крупный субъект РФ, а финансирование из центра постепенно сокращается. Тем самым нивелируются слабые регионы. Однако, следует заметить, что у «материнского» региона, возможно, не будет явных стимулов развивать «дочерний» (пока территории остаются слаборазвитыми у властей объединенного субъекта есть все основания и дальше просить трансферты у федерального центра). Тяжелее всего «поднять» регион, не имеющий природных ресурсов: инвесторы не видят интереса вкладывать в него деньги.
Показателями для оценки эффективности государственной региональной политики являются: состояние здоровья граждан, жилищные условия, развитие промышленности и энергетики, экономика - то есть общее социально-экономическое и политическое развитие. Нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политики в Российской Федерации. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. На решение проблем необходимы средства из федерального бюджета.
Однако для решения острых вопросов региона не стоит все проблемы увязывать с федерализмом, необходимо каждому региону попытаться самостоятельно найти те слабые места, совершенствуя которые можно улучшить, сосредоточить на них внимание. Необходимы своевременное выявление в регионе ситуаций, влияющих на безопасность страны, а также поддержка предпринимательства по тем направлениям, которые являются приоритетными.
Список литературы:
1 Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- С. 102 .
2 Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- С. 103.
3 Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- С. 12.
44 Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- С. 14 -15.
5 Михеева Н.Н., Леонов С.Н. Региональная экономика и управление (учебно-методическое руководство). Хабаровск: Изд-во Хабаровского государственного технического университета, 2000. – С. 124 с.
6 Алехин Э.В. Управление региональной экономикой. Учебное пособие. - Пенза: ПГУ, 2011г. – С. 56.
7 Алехин Э.В. Управление региональной экономикой. Учебное пособие. - Пенза: ПГУ, 2011г. – С. 59.
8 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 218.
9 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 219.
10 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 219.
11 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 220.
12 Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. – С. 53.
13 Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. – С. 53 - 54.
14 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 221.
15 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 222.
16 Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Регион как
объект государственного управления и
региональная политика// Библиотека On-Line
(www.bo0k.net/index.php?p=
17 Леонов С.Н., Корсунский Б.Л. Управление развитием проблемного региона. – Хабаровск: РИОТИП, 2006. – С. 33.
18 Леонов С.Н., Корсунский Б.Л. Управление развитием проблемного региона. – Хабаровск: РИОТИП, 2006. – С. 34 - 35.
19 Леонов С.Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса // Пространственная экономика. – 2009. - №3. – С. 12.
20 Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. – С. 29.
Информация о работе Регион как объект экономической политики государства