Регион как объект экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 03:46, контрольная работа

Краткое описание

Тема региональной политики очень актуальна, так как каждая страна, особенно крупная по территории, встает перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своем региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неразрешимых окончательно, их можно лишь ослабить, но ликвидировать нельзя. Именно на такое смягчение противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Региональная экономическая политика: понятие и цели…………………....5
2. Средства реализации региональной экономической политики……………11
3. Инструменты региональной экономической политики………………….…13
4. Методы региональной экономической политики…………………………..22
5. Оценка региональной экономической политики …………………………..24
6. Региональная политика и поддержка проблемных регионов……………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы ……………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

реферат4.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра «Экономика и финансы»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 Тема: «Регион как объект экономической политики государства»

 

 

 

 

 

Ф.И.О.  Нагорная Е.Р.

Курс 4   Заочной формы

обучения,

Номер группы  41 ГЗВ

Проверил:  Гончарова Н.С.

                                        

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск – 2012

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Региональная экономическая  политика: понятие и цели…………………....5

2. Средства реализации  региональной экономической политики……………11

3. Инструменты региональной  экономической политики………………….…13

4. Методы региональной  экономической политики…………………………..22

5. Оценка региональной экономической политики …………………………..24

6. Региональная политика и поддержка проблемных регионов……………...26

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы ……………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема региональной политики очень актуальна, так как каждая страна, особенно крупная по территории, встает перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своем региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неразрешимых окончательно, их можно лишь ослабить, но ликвидировать нельзя. Именно на такое смягчение противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства.

Российская Федерация  – государство с существенными  межтерриториальными различиями в  уровне экономического развития, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях общественного и частного сектора, что во многом обусловлено огромными различиями природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий ее территории. Поэтому для России региональная политика имеет исключительное значение, так как унифицированный подход к регионам в этих условиях невозможен.

Региональные особенности  процессов социального развития требуют адекватного отражения  при формировании системы мер  государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального  развития населения всех регионов и  предотвращение возникновения социальной напряженности.

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и  культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей  стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения  региональной политике можно вообще говорить о России как единой и процветающей страны.

Целью данной работы является изучение особенностей региональной экономической политики государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1. Раскрыть содержание понятий «регион» и «региональная политика».

2. Раскрыть основные цели региональной экономической политики государства.

3. Изучить средства, методы и инструменты реализации региональной экономической политики.

4. Рассмотреть возможные  способы оценки региональной экономической политики.

Объектом исследования является региональная экономическая политика государства.

Предметом исследования выступает  регион как объект экономической  политики государства.

При написании работы использовались материалы учебной литературы, периодических  изданий и Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Региональная экономическая политика: понятие и цели

Государственная региональная политика - это система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие.

Объектом государственной региональной политики является регион, под которым понимается часть территории Российской Федерации, содержащая определенный экономический, социальный, демографический, инфраструктурный, природный и культурно-исторический потенциал государства, которая находится в ведении соответствующих органов государственной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления.

Под региональным развитием  понимается согласованная друг с  другом изменчивость региональных показателей, характеризующих социально-экономическое  состояние региона.

 Таким образом, региональная политика – это особый вид государственной экономической политики, направленной на государственное регулирование территориального развития (региона).

Российская Федерация  состоит из 83 субъектов Федерации: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округов и 2 города федерального значения. Каждый из них имеет определенную территорию, органы государственной власти и внутреннюю нормативную базу.

Функционирование государственной  системы управления РФ осуществляется по принципу федерализма,  среди  основных позиций которого выделяют следующие:

1) единое геополитическое  пространство государства формируется  из территориально обособленных  единиц, которые не имеют права  выхода из состава государства;

2) разграничение функций  Федерального Центра и территориально  обособленных единиц — субъектов  Федерации;

3) всем субъектам Федерации  предоставляется определенный объем  прав и обязанностей, в процессе  их реализации регионы обладают  самостоятельностью, соблюдая при  этом принцип единства.

Российская Федерации  построена по смешанному типу, что  предполагает деление государства  по двум разным принципам, которые в  совокупности являются противоречивыми:

  • административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);
  • национально-территориальное деление (автономные округа, республики).

Такой смешанный принцип  построения является причиной различных  конфликтов и противоречий. Другой важной особенностью формирования российского  федерализма можно считать совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других. Такая структура федерации называется «матрешечной».

Эффективные федеративные отношения  могут быть построены при условии  выработки четких, взаимовыгодных и  всеми выполняемых правил поведения. Центру необходимы самостоятельные, экономически развитые регионы. Однако субъекты Федерации  кардинально различаются по уровню экономического развития, и система  финансовой поддержки сохранится еще  в течение длительного времени. Помимо этого различные регионы обладают определенными, собственными интересами. Существование самостоятельной системы интересов каждого региона сопряжено с проблемами их удовлетворения. Соединение интересов регионов и государства требует, как отмечается в литературе по вопросам государственного регулирования регионального развития, формирования партнерских соглашений, взамен ранее существовавших отношений унитарного государства1.

В ряду проблем регионального  развития, в которых активная роль принадлежит государству, центральной  является та, что региональные системы  не в состоянии обеспечить сбалансированное устойчивое социально ориентированное  развитие. Функционирование на отдельных  территориях единой энергосистемы  страны, транспортных коммуникаций, инфраструктуры связи и нефтегазового комплекса, не является достаточным условием устойчивого  самоуправляемого развития регионов. Технологическое единство должно быть дополнено институциональным единством  регионов, то есть основой не только экономического, но и правового и  психолого-нравственного характера. Как правило, такое единство может быть достигнуто с помощью регулирующих функций государства. Так как традиционный рыночный механизм не в состоянии в полной мере реализовать свои функции из-за неразвитости отдельных региональных рынков (рынка потребительских товаров, рынка жилья, рынка средств производства, финансового рынка, рынка рабочей силы, недвижимости, услуг разного назначения и др.), то процесс институционального развития в основном становится прерогативой государства2.

Региональная политика направлена на реализацию таких целей, которые  не могут быть достигнуты автоматически  в результате действия рыночных механизмов. Главной целью региональной политики является достижение более эффективного и более равномерного распределения экономической активности на территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:

  • экономическую активность, которая требует экономики рационального распределения производства в пространстве и использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния;
  • социальную справедливость, то есть такое пространственное распределение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния.

Эти цели региональной политики, как правило, противоречивы. Например, сумма максимумов региональных доходов эквивалентна максимуму национального дохода только при условии свободной конкуренции, однако пространственная экономика не является  экономикой свободной конкуренции, поэтому конфликт между национальными целями (рост и эффективность) и региональными (равенство) неизбежен. На практике этот конфликт разрешается следующим образом: на каждом конкретном историческом этапе развития в каждой конкретной стране преобладает одна из указанных глобальных целей.

Глобальные цели региональной экономической политики являются слишком  общими для того, чтобы служить  принятию конкретных экономических  решений, поэтому они могут быть конкретизированы и трансформированы в многоуровневую систему целевых  показателей. Именно поэтому государственное регулирование экономики регионов РФ преследует цели, являющиеся порождением эмерджентных свойств федерации как целого. К числу таких целей можно отнести:

  • сохранение целостности государства, предотвращение и устранение препятствий по сохранению и развитию единого экономического пространства;
  • обеспечение единого законодательного и правового поля во всех субъектах федерации и территориях;
  • устранение общефедеральных препятствий на пути предпринимателей по созданию единого общероссийского рынка;
  • содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов и неразвитых рынков;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов;
  • развитие инфраструктуры различных сфер и отраслей народного хозяйства;
  • поддержание принципов киотского протокола между регионами;
  • поощрение экономически оправданного территориального перераспределения труда и капитала, и продукта;
  • стимулирование экспертного и импортозамещающего производства в регионах;
  • содействие развитию депрессивных и экологически бедствующих регионов;
  • недопущение в любой форме внутреннего регионального протекционизма3.

Названные цели государственного регулирования экономики регионов вытекают из диагностики социально-экономических  проблем развития регионов, а также  свойств федерации как целостного единства. Достижение целей государственного регулирования в общем виде направлено на ограничение разнообразия социально-экономического развития регионов. Основными препятствиями  по достижению целей государственного регулирования экономики регионов является не только ресурсная ограниченность, но также политико-правовая способность  государства реализовать эти  цели. Сформулированные здесь цели регулирования могут быть достигнуты в координатах справедливости и  эффективности.

Классический анализ региональной политики обычно связан с разрешением  конфликта между эффективностью и равенством. Если регионы с низкими  доходами имеют более высокую  отдачу на капитал, то цели эффективности  и равенства не противоречат друг другу, но поскольку агломерационные эффекты, более широкие рыночные возможности и психологические предпочтения населения связаны с более развитыми и богатыми регионами, то указанные цели противоречат друг другу.

Информация о работе Регион как объект экономической политики государства