Регион как объект экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 03:46, контрольная работа

Краткое описание

Тема региональной политики очень актуальна, так как каждая страна, особенно крупная по территории, встает перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своем региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неразрешимых окончательно, их можно лишь ослабить, но ликвидировать нельзя. Именно на такое смягчение противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Региональная экономическая политика: понятие и цели…………………....5
2. Средства реализации региональной экономической политики……………11
3. Инструменты региональной экономической политики………………….…13
4. Методы региональной экономической политики…………………………..22
5. Оценка региональной экономической политики …………………………..24
6. Региональная политика и поддержка проблемных регионов……………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы ……………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

реферат4.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

Межрегиональные различия в  уровнях заработной платы не являются главным стимулом к межрегиональному перемещению рабочей силы, а рынки  труда являются географически разделенными. Действие рыночных механизмов ограничивается целым набором факторов, которые  приводят к тому, что пространственное распределение рабочей силы не всегда отвечает правилам экономически рационального поведения.

В идеале, региональная политика должна использовать такие меры, которые  приводят к перемещению труда  в те регионы и сферы экономической  активности, в которых предельный продукт наиболее высок.

Это предполагает два типа политических действий: стимулирование перемещения предложения труда  между регионами и политику повышения  миграционной активности работников внутри региона, имея в виду перемещение  работников между секторами регионального  хозяйства, а также достижение соответствия между профессионально-квалификационным составом работников и структурой рабочих  мест региона.

Существуют три основные группы факторов, которые препятствуют мобильности труда12:

  • межрегиональные различия в заработной плате не соответствуют различиям предельной производительности труда, что возникает вследствие несовершенной конкуренции на рынке труда;
  • работники могут не реагировать на межрегиональные различия в заработной плате, даже если они не соответствуют различиям предельной производительности труда, вследствие несовершенной информации о региональных рынках труда, т.е. наличии рабочих мест и уровне заработной платы, социальных условий и т.д.;
  • наличие препятствий для миграции, в числе которых финансовые препятствия, состоящие в высоких затратах на переезд и обустройство на новом месте, высокой степени риска, связанного с поиском работы и обустройством на новом месте, а также препятствий социального и морального свойства.

В соответствии с делением всех причин, препятствующих межрегиональной  миграции на три группы, меры региональной экономической политики, нацеленные на их устранение, также можно разделить на три группы:

  • предоставление работникам «правильных» сигналов относительно регионов и секторов хозяйства, отличающихся наиболее высоким уровнем производительности труда, что достигается путем специальных выплат работникам (надбавок, бонусов) в отдельных регионах и секторах;
  • развитие информационной сети, способствующей получению потенциальными мигрантами по возможности полной информации относительно положения на региональных рынках труда в регионах, а также социально-экономических условий миграции;
  • создание благоприятных финансовых условий и стимулов для мигрантов, которое осуществляется путем разработки специальных государственных миграционных программ, предполагающих финансовую поддержку мигрантов13.

Программы финансовой помощи при переезде реализуют как правительственные  организации, так и фирмы, которые  имеют собственные программы  подготовки и переподготовки кадров для предприятий, создаваемых в  различных регионах. Сложнее обстоит  дело с преодолением препятствий  социально-морального характера, что  достигается путем предоставления финансовых льгот и грантов, а  также информации о преимуществах  регионов, в которых привлекаются потенциальные мигранты.

Экономическая политика, проводимая в отношении регулирования регионального  рынка труда, тесно связана с  политикой в отношении стимулирования перераспределения ресурсов капитала, в силу их взаимосвязи эти два  типа экономической политики при  их реализации должны анализироваться  вместе. Политика повышения мобильности капитала, в конечном счете, нацелена на достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда путем регулирования его предложения.

При этом спрос на труд, включая  квалификационный состав работников, пространственную и отраслевую структуру  занятости, предполагается заданным. Поэтому  другая сторона проведения экономической  политики на рынках труда связана  со стимулированием спроса на труд, прежде всего в регионах с высоким  уровнем безработицы, что достигается  методами политики перемещения капитала.

Политика воздействия  на капитал нацеливается либо на внутренние условия функционирования фирм, существующих в регионе, либо на повышение мобильности  капитала и перемещения его из регионов, в которых существует избыточный спрос на рабочую силу, в регионы, где имеется избыток предложения  рабочей силы.

В первом случае задачей  региональной политики является повышение  производительности фирм, уже существующих в тех или иных регионах, а также  создание более эффективной внутрирегиональной структуры производства. Для этого  используются следующие меры:

  • воздействие на структуру затрат предприятий с целью укрепления их финансового положения, для чего вводятся налоговые скидки на заработную плату и прибыль, административное регулирование заработной платы и занятости (неполная рабочая неделя, административные отпуска, сдерживание роста заработной платы и т.д.);
  • повышение конкурентоспособности продукции путем предоставления грантов и субсидий фирмам на улучшение организации производства, технологий;
  • помощь фирмам в разработке альтернативных планов дальнейшего функционирования, когда рабочих и предпринимателей связывают долгосрочные соглашения. Этот способ предпочтителен, когда закрытие предприятий в определенных местах нецелесообразно по социальным причинам;
  • стимулирование структурных сдвигов в хозяйстве региона, которые могут быть нацелены либо на повышение доли отраслей с высокой добавленной стоимостью, либо на повышение занятости;
  • создание в регионе полюсов роста посредством стимулирования развития пропульсивных отраслей, положительный эффект от развития которых распространяется на имеющиеся в регионе отрасли, повышения инновационной активности, привлечения в регион высококвалифицированных менеджеров.

Политика повышения мобильности  частных капиталов имеет три  основные формы:

    • субсидии;
    • налоги;
    • административный контроль14.

Целями такой политики являются привлечение капитала в  одни регионы и ограничение или  запрещение развития фирм в других регионах. Поскольку политика, направленная на перемещение капитала, реализуется  преимущественно путем предоставления субсидий на используемый капитал или  на затраты труда, рассмотрим более  подробно эти два инструмента  региональной политики.

Субсидии могут реализовываться  в двух формах:

Первая форма – постоянно  действующие субсидии, которые производят на экономику эффект, подобный тому, что возникает при девальвации, т.е. происходит относительное снижение издержек производства в регионе  и повышается сравнительная конкурентоспособность  производства. Целью таких субсидий является снижение цен на продукцию, производимую в проблемном регионе. Эти субсидии не оказывают прямого  влияния на повышение заработной платы или прибыли, но вследствие роста конкурентоспособности продукции может вырасти региональный экспорт, и как следствие – региональные доходы и занятость.

Вторая форма – временные  субсидии, направленные на покрытие первоначальных операционных издержек и поддержку  вновь создаваемых фирм. Они действуют  до того момента, когда фирма начинает работать в стабильном режиме. Временные  субсидии направлены на повышение конкурентоспособности  вновь создаваемых или перемещаемых в проблемные регионы фирм15.

Субсидии, направленные на стимулирование капитала к перемещению в определенные районы, предоставляются фирмам в  различных формах: в виде грантов, налоговых льгот, дешевых кредитов, снижения арендных ставок на землю  и производственные помещения, субсидий на труд, общих субсидий на производственные затраты, снижения транспортных тарифов  и другие виды субсидий на затраты  или производство.

4. Методы региональной экономической политики

Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики характеризуются тем, что государство напрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции — финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы — это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:

  • нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства);
  • путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов);
  • координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ее успешному осуществлению;
  • определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.

Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов  и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса  финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам  различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении  предметов ведения и полномочий", се­годня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами.

Хотя в Конституции  существует принцип равноправия  субъектов РФ, но в реальности он осуществляется не всегда. Важная задача региональной политики — установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование — проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:

  1. Отсталые регионы должны достичь уровня развития самых высокоразвитых регионов;
  2. принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;
  3. комплексное выравнивание социально-экономических уровней развития регионов (улучшение качества жизни человека).

Все эти задачи имеют стратегический характер.

5. Оценка региональной экономической политики

Региональная экономическая  политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или  региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Объективная  оценка результатов экономической  политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются  без оценки их возможных и реальных результатов.

В принципе такая оценка должна включать в себя все прямые и косвенные эффекты, возникающие в экономике. Кроме того, в данный анализ включается множество субъективных факторов, поскольку фактически она означает оценку политиками результатов своей деятельности.

Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке результативности региональной политики:

  • оценка отдельных индикаторов;
  • сравнение действительных результатов политики с возможными результатами развития без осуществления политики;
  • соизмерение издержек и выгод;
  • степень достижения поставленных целей.

Однако ни один из перечисленных  методов не является общепризнанным и полностью разработанным.

Наиболее простой подход основывается на оценке отдельных экономических индикаторов, которые численно характеризуют результаты проведенных мероприятий, таких как количество рабочих мест, созданных в регионах, получавших государственную поддержку, количество фирм, получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на поддержку регионов, структурные изменения в отстающих регионах, снижение безработицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его реализации, однако он не дает системного представления о результативности проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут быть разнонаправленными, их значимость также различна.

Второй подход основывается на идее сравнения результатов развития регионов, достигнутых под влиянием проводимой региональной политики, с  теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная политика не проводилась. Эффект от проводимой политики определяется как разница  действительных экономических показателей, например, ВРП или занятости, и  гипотетических показателей, которые  могли бы быть получены при отсутствии целенаправленной экономической политики. Эта идея более понятна содержательно, но более трудна с очки зрения ее практической реализации, поскольку  результаты экономического развития определяются всей совокупностью региональных и  национальных факторов развития региона, абстрагируясь от влияния мероприятий  региональной политики. Кроме того, эффект региональной политики может  быть более широким, чем только изменение  того или иного экономического показателя.

Третий метод, в отличие  от второго, который концентрируется  на агрегированной оценке результатов  региональной политики, нацелен на микроэкономическую оценку результатов  экономической политики. Этот метод  основывается на соизмерении издержек и выгоды от мероприятий региональной политики. Проблемы в его использовании  связаны с тем, что не все результаты региональной политики можно оценить  количественно. В силу трудностей его  практической реализации он используется чаще всего для оценки влияния  региональной политики на экономику отдельного региона.

Информация о работе Регион как объект экономической политики государства