Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 03:46, контрольная работа
Тема региональной политики очень актуальна, так как каждая страна, особенно крупная по территории, встает перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своем региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неразрешимых окончательно, их можно лишь ослабить, но ликвидировать нельзя. Именно на такое смягчение противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Региональная экономическая политика: понятие и цели…………………....5
2. Средства реализации региональной экономической политики……………11
3. Инструменты региональной экономической политики………………….…13
4. Методы региональной экономической политики…………………………..22
5. Оценка региональной экономической политики …………………………..24
6. Региональная политика и поддержка проблемных регионов……………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы ……………………………………………………………..32
Межрегиональные различия в уровнях заработной платы не являются главным стимулом к межрегиональному перемещению рабочей силы, а рынки труда являются географически разделенными. Действие рыночных механизмов ограничивается целым набором факторов, которые приводят к тому, что пространственное распределение рабочей силы не всегда отвечает правилам экономически рационального поведения.
В идеале, региональная политика должна использовать такие меры, которые приводят к перемещению труда в те регионы и сферы экономической активности, в которых предельный продукт наиболее высок.
Это предполагает два типа
политических действий: стимулирование
перемещения предложения труда
между регионами и политику повышения
миграционной активности работников внутри
региона, имея в виду перемещение
работников между секторами регионального
хозяйства, а также достижение соответствия
между профессионально-
Существуют три основные группы факторов, которые препятствуют мобильности труда12:
В соответствии с делением всех причин, препятствующих межрегиональной миграции на три группы, меры региональной экономической политики, нацеленные на их устранение, также можно разделить на три группы:
Программы финансовой помощи
при переезде реализуют как
Экономическая политика, проводимая
в отношении регулирования
При этом спрос на труд, включая квалификационный состав работников, пространственную и отраслевую структуру занятости, предполагается заданным. Поэтому другая сторона проведения экономической политики на рынках труда связана со стимулированием спроса на труд, прежде всего в регионах с высоким уровнем безработицы, что достигается методами политики перемещения капитала.
Политика воздействия
на капитал нацеливается либо на внутренние
условия функционирования фирм, существующих
в регионе, либо на повышение мобильности
капитала и перемещения его из
регионов, в которых существует избыточный
спрос на рабочую силу, в регионы,
где имеется избыток
В первом случае задачей
региональной политики является повышение
производительности фирм, уже существующих
в тех или иных регионах, а также
создание более эффективной
Политика повышения
Целями такой политики
являются привлечение капитала в
одни регионы и ограничение или
запрещение развития фирм в других
регионах. Поскольку политика, направленная
на перемещение капитала, реализуется
преимущественно путем
Субсидии могут
Первая форма – постоянно
действующие субсидии, которые производят
на экономику эффект, подобный тому,
что возникает при девальвации,
т.е. происходит относительное снижение
издержек производства в регионе
и повышается сравнительная
Вторая форма – временные
субсидии, направленные на покрытие первоначальных
операционных издержек и поддержку
вновь создаваемых фирм. Они действуют
до того момента, когда фирма начинает
работать в стабильном режиме. Временные
субсидии направлены на повышение
Субсидии, направленные на стимулирование капитала к перемещению в определенные районы, предоставляются фирмам в различных формах: в виде грантов, налоговых льгот, дешевых кредитов, снижения арендных ставок на землю и производственные помещения, субсидий на труд, общих субсидий на производственные затраты, снижения транспортных тарифов и другие виды субсидий на затраты или производство.
4. Методы региональной экономической политики
Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики характеризуются тем, что государство напрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции — финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы — это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:
Развитие регионов во многом
зависит от дотаций, трансфертов
и региональной политики центра. Но
в условиях экономического кризиса
финансирование осуществляется неравномерно
и не всегда рационально. Широко распространилась
практика выдачи отдельным субъектам
различных льгот и привилегий
на основе "Договоров о разграничении
предметов ведения и
Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности он осуществляется не всегда. Важная задача региональной политики — установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование — проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:
Все эти задачи имеют стратегический характер.
5. Оценка региональной экономической политики
Региональная экономическая политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Объективная оценка результатов экономической политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки их возможных и реальных результатов.
В принципе такая оценка должна включать в себя все прямые и косвенные эффекты, возникающие в экономике. Кроме того, в данный анализ включается множество субъективных факторов, поскольку фактически она означает оценку политиками результатов своей деятельности.
Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке результативности региональной политики:
Однако ни один из перечисленных методов не является общепризнанным и полностью разработанным.
Наиболее простой подход основывается на оценке отдельных экономических индикаторов, которые численно характеризуют результаты проведенных мероприятий, таких как количество рабочих мест, созданных в регионах, получавших государственную поддержку, количество фирм, получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на поддержку регионов, структурные изменения в отстающих регионах, снижение безработицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его реализации, однако он не дает системного представления о результативности проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут быть разнонаправленными, их значимость также различна.
Второй подход основывается на идее сравнения результатов развития регионов, достигнутых под влиянием проводимой региональной политики, с теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная политика не проводилась. Эффект от проводимой политики определяется как разница действительных экономических показателей, например, ВРП или занятости, и гипотетических показателей, которые могли бы быть получены при отсутствии целенаправленной экономической политики. Эта идея более понятна содержательно, но более трудна с очки зрения ее практической реализации, поскольку результаты экономического развития определяются всей совокупностью региональных и национальных факторов развития региона, абстрагируясь от влияния мероприятий региональной политики. Кроме того, эффект региональной политики может быть более широким, чем только изменение того или иного экономического показателя.
Третий метод, в отличие от второго, который концентрируется на агрегированной оценке результатов региональной политики, нацелен на микроэкономическую оценку результатов экономической политики. Этот метод основывается на соизмерении издержек и выгоды от мероприятий региональной политики. Проблемы в его использовании связаны с тем, что не все результаты региональной политики можно оценить количественно. В силу трудностей его практической реализации он используется чаще всего для оценки влияния региональной политики на экономику отдельного региона.
Информация о работе Регион как объект экономической политики государства