Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании состояния рынка труда Архангельской области, определении его проблем и перспектив развития. Задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к пониманию рынка труда, определить его функции, структурные элементы;
провести анализ современного состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007-2011гг. в сравнении с другими субъектами Северо-Западного округа;
определить перспективы развития регионального рынка труда.
Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие и функции регионального рынка труда 5
1.2 Основные полномочия региональных органов управления по регулированию рынка труда 9
Вывод по главе……………………………………………………………14
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2007-2011 ГГ. 16
1.1 Характеристика рынка труда Архангельской области…………..16
1.2.Сравнительный анализ показателей Архангельской области с показателями других регионов Северо-Западного Федерального округа..21
Вывод по главе……………………………………………………………26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 28
3.1 Комплекс мероприятий по решению основных проблем на рынке труда Архангельской области…………………………………………………28
3.2. Экономическое обоснование………………………………………32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Для повышения эффективности системы профориентации предлагается решать проблему на региональном уровне, в частности, в рамках разрабатываемой областной целевой программы «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизации системы управления занятостью населения Архангельской области на 2013 – 2020 годы», которая предусматривает создание целой системы профессионального ориентирования. Необходимо консолидировать усилия всех сторон социального партнерства по этому вопросу:21
Спрос граждан на переобучение порой ограничен личными средствами, в силу этого работодатели сами должны адаптировать кадры, потребность в которых на производстве сокращается. Для сохранения кадрового потенциала на предприятиях следует использовать опережающее профессиональное обучение и стажировки работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников пенсионного и предпенсионного возраста.
Таким образом, положение дел на региональном рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что региональный рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.
Объемы финансирования областной программы:
Период реализации областной программы: 2010–2012 годы
Этапы подготовки и реализации программы:
Таблица 5
Расчёт стоимости предлагаемых мероприятий
Предлагаемые мероприятия: |
Планируемый бюджет |
|
720000 руб. |
|
1 453 500 |
|
2 000 065 |
|
Ср. з/п – 20000. Планируемый бюджет – 4 000 650 |
|
2 670 740 |
|
1 650 000 |
|
1 560 000 |
|
3 000 000 |
Итого |
17 054 955 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели её социально-экономической эффективности:
Экономический расчёт эффективности
внедрения мероприятий по улучшению состояния
рынка труда Архангельской области показал,
что полученный положительный эффект
значительно превысит затраты на реализацию
проекта.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена региональному рынку труда Архангельской области.
В первой главе была рассмотрена сущность и структура регионального рынка труда. Определили, что основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Основными же объектами рыночных отношений выступают средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.
Выделили основные функции регионального рынка труда: социальная, экономическая, размещающая, селективная и стимулирующая. Рассмотрели основные полномочия органов регионального управления в сфере рынка труда, такие как: осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; принятие нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности; разработка проектов концепций, планов, мероприятий и программ в сфере труда, занятости населения и трудовой миграции; проведение анализа ситуации с задолженностью по заработной плате на территории региона и принятие мер, направленных на ее ликвидацию; подготовка предложений по денежному содержанию государственных гражданских служащих региона; координация организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций и т.д.
Вторая глава была посвящена анализу современного состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007 -2011 гг. Кризис 2008-2009 гг. существенно повлиял на региональный рынок труда, ухудшились исследуемые индикаторы. Однако наблюдается посткризисное восстановление рынка труда. Помимо динамического анализа, был проведен структурный анализ. Так, была проанализирована структура экономически активного населения в разрезе видов экономической деятельности по уровням образования. Вопреки существующему мнению о переизбытке специалистов по направлению экономика и управление, выяснилось, что данные специалисты востребованы при условии наличия диплома о высшем профессиональном образовании. Это подтверждается высоким уровнем занятости и низким уровнем безработицы по Самарской области. Категория экономистов и управленцев с дипломами о среднем профессиональном образовании находится в зоне риска и характеризуется высоким уровнем безработицы. Наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения.
Рынок труда Архангельской области лидирует по многим показателям по Северо-Западному федеральному округу, что констатирует проведенный в работе сравнительный статистический анализ по методу многомерной средней. По результатам многомерной оценки регионы СЗФО была предложена группировка регионов СЗФО по развитости рынка труда и трудовому потенциалу.
SWOT-анализ указал на существующие угрозы и слабые стороны трудового потенциала Архангельской области, которые были учтены при разработке перспектив развития регионального рынка труда.
Третья глава была посвящена перспективным направлениям развития регионального рынка труда. Определились особенности современных региональных рынков труда такие, как: несоответствие спроса и предложения трудового ресурса на рынке труда по профессиям, специальностям, квалификациям работников; снижение численности населения, занятого экономической деятельностью; превышение численности выбывающих с предприятий и организаций работников над численностью принимаемых; активизация процесса высвобождения работников.
Стало ясно, что необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу. Нужно попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на региональном рынке труда, и выпускники учебных заведений регионов сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом. Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на региональном рынке труда. Также были предложены меры по адаптации молодежи на рынке труда и смягчению проблемы безработицы среди молодых специалистов.
В ходе выполнения курсовой работы поставленная цель работы была достигнута, были решены поставленные задачи.
Список использованных источников и литературы
САЙТЫ:
http://www.gks.ru/bgd/regl/
Приложения
Приложение 1
Показатели рынка труда по субъектам Приволжского федерального округа 2011 г.24
Уровень эк.активности населения,(%) |
Уровень занятости, (%) |
Уровень безработицы, (%) |
Среднее время поиска работы безработными,(месяцев) |
Население в трудоспособном возрасте(%) |
Коэффициент демографической нагрузки |
Среднегодовая численность занятых в экономике,тыс.чел. |
Доля занятых, имеющих высшее профессиональное образование,(%) |
Доля безработных, имеющих высшее профессиональное образование,(%) |
Средний возраст занятого населения (лет) |
Среднемесячная номинальная начисленная з/п работникой организаций, руб. | |
Республика Карелия |
67,1 |
61,9 |
7,7 |
7,8 |
60,9 |
0,643 |
1760,7 |
21,6 |
13,3 |
39,2 |
18397 |
Республика Коми |
68,5 |
61,6 |
10 |
8,5 |
61,7 |
0,621 |
317,5 |
25,7 |
18,1 |
39,6 |
14001,2 |
Архангельская область |
70,6 |
66,9 |
5,2 |
8,6 |
61,4 |
0,627 |
382,6 |
27,4 |
17,8 |
40,1 |
13305,1 |
Ненецкий автономный округ |
69,7 |
66,4 |
4,7 |
7,8 |
61,2 |
0,635 |
1819,9 |
29,7 |
14,5 |
39,3 |
20009,4 |
Вологодская область |
71,4 |
66,4 |
7 |
7,2 |
60,8 |
0,646 |
757 |
23,2 |
11,1 |
39,1 |
15843,3 |
Мурманская область |
68,9 |
63,6 |
7,7 |
6,5 |
61,2 |
0,632 |
572 |
26,8 |
18,4 |
39,1 |
14896,3 |
Ленинградская область |
68,7 |
63,5 |
7,6 |
7,8 |
60 |
0,668 |
1324,5 |
22,8 |
8,6 |
39,9 |
18773,3 |
Новгородская область |
68,6 |
62,8 |
8,4 |
6,1 |
59,3 |
0,687 |
655,9 |
20 |
9 |
39,3 |
14579 |
Псковская область |
69,6 |
64,6 |
7,2 |
7,3 |
59,9 |
0,669 |
1700,6 |
26,2 |
14,9 |
39,8 |
18492,4 |
Калининградская область |
67,3 |
63,1 |
6,3 |
8,9 |
60,4 |
0,656 |
1069 |
22,6 |
13,4 |
39,3 |
17024,9 |
Санкт-Петербург |
63,5 |
60,2 |
5,3 |
7,6 |
59,3 |
0,685 |
666,8 |
25,8 |
14,9 |
40,6 |
16362,2 |
Среднее значение по СЗФО |
68,4 |
63,8 |
6,8 |
7,9 |
60,5 |
0,652 |
1024,5 |
25,6 |
14,1 |
39,7 |
16535,55 |
Информация о работе Региональный рынок труда (на примере Архангельской области)