Региональный рынок труда (на примере Архангельской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании состояния рынка труда Архангельской области, определении его проблем и перспектив развития. Задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к пониманию рынка труда, определить его функции, структурные элементы;
провести анализ современного состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007-2011гг. в сравнении с другими субъектами Северо-Западного округа;
определить перспективы развития регионального рынка труда.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие и функции регионального рынка труда 5
1.2 Основные полномочия региональных органов управления по регулированию рынка труда 9
Вывод по главе……………………………………………………………14
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2007-2011 ГГ. 16
1.1 Характеристика рынка труда Архангельской области…………..16
1.2.Сравнительный анализ показателей Архангельской области с показателями других регионов Северо-Западного Федерального округа..21
Вывод по главе……………………………………………………………26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 28
3.1 Комплекс мероприятий по решению основных проблем на рынке труда Архангельской области…………………………………………………28
3.2. Экономическое обоснование………………………………………32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya-Rynok_truda.docx

— 234.18 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности системы профориентации предлагается решать проблему на региональном уровне, в частности, в рамках разрабатываемой областной целевой программы «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизации системы управления занятостью населения Архангельской области на 2013 – 2020 годы»,  которая предусматривает создание целой системы профессионального ориентирования. Необходимо консолидировать усилия всех сторон социального партнерства по этому вопросу:21

  • Повышать привлекательность рабочих мест, улучшая их качество, обеспечивать безопасность труда и достойную заработную плату. Для информирования нужно задействовать баннеры наружной рекламы, транслировать видеоролики в региональном телевизионном эфире с повтором аудиоверсии в радиоэфире, на новостном Интернет-ресурсе.
  • Усиление системы дополнительного образования граждан.

Спрос граждан на переобучение порой ограничен личными средствами, в силу этого работодатели сами должны адаптировать кадры, потребность в которых на производстве сокращается. Для сохранения кадрового потенциала на предприятиях следует использовать опережающее профессиональное обучение и стажировки работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников пенсионного и предпенсионного возраста.

  • В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).
  • Для привлечения молодых специалистов на предприятия Архангельской области необходимо расширить практику адресной поддержки со стороны предприятий и организаций гражданам, обучающимся в учреждениях начального и среднего  профессионального образования, путем осуществления выплат именных стипендий и заключения трехсторонних договоров с выпускниками (предприятие – учреждение – обучающийся). Разработать систему финансовых стимулов для предприятий, инвестирующих в обучающие программы, а также работников, которые вкладывают собственные средства в повышение своей квалификации.
  • Разработать  законопроект «О статусе молодого специалиста в Архангельской области», регулирующего отношения молодого специалиста и работодателя, а также расширяющего возможности трудоустройства путем стимулирования работодателей, сохраняющих действующие и (или) создающих новые рабочие места для молодежи22

Таким образом, положение дел на региональном рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что региональный рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

 

    1. Экономическое обоснование

Объемы  финансирования областной программы:

  • общий объем финансирования областной программы — 20 220 800 рублей

Период реализации областной программы: 2010–2012 годы

Этапы подготовки и реализации программы:

  • 1-й этап: 2010 год подготовка и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации областной программы, создание системы управления областной программой, оценка потребности в трудовых ресурсах и готовности имеющейся инфраструктуры, в том числе предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских;
  • 2-й этап: 2011 год внедрение предлагаемых меропритятий с учетом опыта и анализа результатов, полученных в ходе реализации 1-го этапа областной программы;
  • 3-й этап: 2012 год реализация мероприятий областной программы и оценка ее результативности23

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Расчёт стоимости предлагаемых мероприятий

Предлагаемые мероприятия:

Планируемый бюджет

  1. Размещение сведений по востребованным специальностям, потребностях рынка труда и численности безработных на сайте Министерства труда, занятости и социального развития Арх. Области.
    • Создание сайта
    • Мониторинг информации
    • Поддержание сайта

720000 руб.

  1. Усиление договорных отношений между работодателями и учреждениями проф. образования

1 453 500

  1. Обеспечение безопасности труда

2 000 065

  1. Достойная з/п

Ср. з/п – 20000. Планируемый бюджет – 4 000 650

  1. Усиление системы дополнительного образования граждан

2 670 740

  1. Проф. Обучение и стажировки работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников пенсионного и предпенсионного возраста

1 650 000

  1. Переподготовка внутри предприятия

1 560 000

  1. Именные стипендии при заключении 3хсторонних договоров (предприятие – учреждение - обучающийся)

3 000 000

Итого

17 054 955


 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели её социально-экономической эффективности:

  1. Снижение безработицы в Архангельской области на 16% среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное образование;
  2. Повышение эффективности использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения работников
  3. Развитие активного взаимодействия организаций с учреждениями профессионального образования
  4. Технологическое развитие экономики области
  5. Повышение трудоустройства выпускников и др. безработных слоёв населения области

 Экономический расчёт эффективности внедрения мероприятий по улучшению состояния рынка труда Архангельской области показал, что полученный положительный эффект значительно превысит затраты на реализацию проекта.                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная курсовая работа была посвящена региональному рынку труда Архангельской области.

В первой главе была рассмотрена сущность и структура регионального рынка труда. Определили, что основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Основными же объектами рыночных отношений выступают средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.

Выделили основные функции регионального рынка труда: социальная, экономическая, размещающая, селективная и стимулирующая. Рассмотрели основные полномочия органов регионального управления в сфере рынка труда, такие как: осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; принятие нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности; разработка проектов концепций, планов, мероприятий и программ в сфере труда, занятости населения и трудовой миграции; проведение анализа ситуации с задолженностью по заработной плате на территории региона и принятие мер, направленных на ее ликвидацию; подготовка предложений по денежному содержанию государственных гражданских служащих региона; координация организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций и т.д.

Вторая глава была посвящена анализу современного состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007 -2011 гг. Кризис 2008-2009 гг. существенно повлиял на региональный рынок труда, ухудшились исследуемые индикаторы. Однако наблюдается посткризисное восстановление рынка труда. Помимо динамического анализа, был проведен структурный анализ. Так, была проанализирована структура экономически активного населения в разрезе видов экономической деятельности по уровням образования.  Вопреки существующему мнению о переизбытке специалистов по направлению экономика  и управление, выяснилось, что данные специалисты востребованы при условии наличия диплома о высшем профессиональном образовании. Это подтверждается высоким уровнем занятости и низким уровнем безработицы по Самарской области. Категория экономистов и управленцев с дипломами о среднем профессиональном образовании находится в зоне риска и характеризуется высоким уровнем безработицы. Наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения.

Рынок труда Архангельской области лидирует по многим показателям по Северо-Западному федеральному округу, что констатирует проведенный в работе сравнительный статистический анализ по методу многомерной средней. По результатам многомерной оценки регионы СЗФО была предложена группировка регионов СЗФО по развитости рынка труда и трудовому потенциалу.

SWOT-анализ указал на существующие угрозы и слабые стороны трудового потенциала Архангельской области, которые были учтены при разработке перспектив развития  регионального рынка труда.

Третья глава была посвящена перспективным направлениям развития регионального рынка труда. Определились особенности современных региональных рынков труда такие, как: несоответствие спроса и предложения трудового ресурса на рынке труда по профессиям, специальностям, квалификациям работников; снижение численности населения, занятого экономической деятельностью; превышение численности выбывающих с предприятий и организаций работников над численностью принимаемых; активизация процесса высвобождения работников.

Стало ясно, что необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу. Нужно попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на региональном рынке труда, и выпускники учебных заведений регионов сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом. Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на региональном рынке труда. Также были предложены меры по адаптации молодежи на рынке труда и смягчению проблемы безработицы среди молодых специалистов.

В ходе выполнения курсовой работы поставленная цель работы была достигнута, были решены поставленные задачи.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Аверьянов Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю.Аверьянов, И.Калашникова // Человек и труд. - 2005. - №5.
  2. Андреев А., Борисова Л., Плучевская Э. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.:Питер,2012.-с.460
  3. Блинова, Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах / Т.В.Блинова, В.А.Русановский. - М.: РПЭИ, 2006.
  4. Богачев В. И., Кравченко К. В. / Экономическая теория рыночных отношений: Учебное пособие / К -2003.
  5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: Ростов н/Д: 2010.-с.448
  6. Бычкова С. Г. Статистика населения и трудовых ресурсов  -  М.: «Академия», 2004.
  7. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2006.
  8. Кузьмина А.А. Перспективные направления развития регионального рынка образовательных услуг / Успехи современного естествознания. – 2009. – № 10
  9. Курбатова М.В. Региональная модель регулирования рынка труда / Интернет-конференция «Россия: варианты институционального развития» с 25.10.06 по 15.12.06. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/295352.html
  10. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы /К. Лайкам // Человек и труд. – 2010. – № 8.
  11. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения. -М.: Экономист. № 4. -2007.
  12. Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006.
  13. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С.- М.: Научный эксперт, 2008.
  14. Рябцев,В.М. Многомерный статистический анализ экономического развития регионов Российской Федерации.-Самара:Изд-во СГЭА, 2002.-192 с.
  15. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. - М.: Академия, 2001.
  16. Трунин С.Н. Экономика труда : учебник для студентов вузов. - М. : Экономика, 2009. - 491 с.
  17. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006
  18. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011
  19. Ситуация на рынке труда архангельской области http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2005-2/05.pdf

САЙТЫ:

  1. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2020 г. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/articles_1041.html
  2. Целевая программа Архангельской области «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизации системы управления занятостью населения Архангельской области на 2013 – 2020 годы»
  3. Доклад на заседание Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений по вопросу «О сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг как условии обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами»
  4. Департамент труда и занятости населения Архангельской области/ Электронный ресурс http://www.trud.samregion.ru/home/slugba.aspx
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели-2012 г.

http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/Main.htm

  1. Российский статистический ежегодник-2012 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d1/05-03.htm
  2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области / Электронный ресурс http://www.samarastat.ru/default.aspx

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Показатели рынка труда по субъектам Приволжского федерального округа 2011 г.24

 

Уровень эк.активности населения,(%)

Уровень занятости, (%)

Уровень безработицы, (%)

Среднее время поиска работы безработными,(месяцев)

Население в трудоспособном возрасте(%)

Коэффициент демографической  нагрузки

Среднегодовая численность занятых в экономике,тыс.чел.

Доля занятых, имеющих высшее профессиональное образование,(%)

Доля безработных, имеющих высшее профессиональное образование,(%)

Средний возраст занятого населения (лет)

Среднемесячная номинальная начисленная з/п работникой организаций, руб.

Республика Карелия

67,1

61,9

7,7

7,8

60,9

0,643

1760,7

21,6

13,3

39,2

18397

Республика Коми

68,5

61,6

10

8,5

61,7

0,621

317,5

25,7

18,1

39,6

14001,2

Архангельская область

70,6

66,9

5,2

8,6

61,4

0,627

382,6

27,4

17,8

40,1

13305,1

Ненецкий автономный округ

69,7

66,4

4,7

7,8

61,2

0,635

1819,9

29,7

14,5

39,3

20009,4

Вологодская область

71,4

66,4

7

7,2

60,8

0,646

757

23,2

11,1

39,1

15843,3

Мурманская область

68,9

63,6

7,7

6,5

61,2

0,632

572

26,8

18,4

39,1

14896,3

Ленинградская область

68,7

63,5

7,6

7,8

60

0,668

1324,5

22,8

8,6

39,9

18773,3

Новгородская область

68,6

62,8

8,4

6,1

59,3

0,687

655,9

20

9

39,3

14579

Псковская область

69,6

64,6

7,2

7,3

59,9

0,669

1700,6

26,2

14,9

39,8

18492,4

Калининградская область

67,3

63,1

6,3

8,9

60,4

0,656

1069

22,6

13,4

39,3

17024,9

Санкт-Петербург

63,5

60,2

5,3

7,6

59,3

0,685

666,8

25,8

14,9

40,6

16362,2

Среднее значение по СЗФО

68,4

63,8

6,8

7,9

60,5

0,652

1024,5

25,6

14,1

39,7

16535,55

Информация о работе Региональный рынок труда (на примере Архангельской области)