Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании состояния рынка труда Архангельской области, определении его проблем и перспектив развития. Задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к пониманию рынка труда, определить его функции, структурные элементы;
провести анализ современного состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007-2011гг. в сравнении с другими субъектами Северо-Западного округа;
определить перспективы развития регионального рынка труда.
Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие и функции регионального рынка труда 5
1.2 Основные полномочия региональных органов управления по регулированию рынка труда 9
Вывод по главе……………………………………………………………14
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2007-2011 ГГ. 16
1.1 Характеристика рынка труда Архангельской области…………..16
1.2.Сравнительный анализ показателей Архангельской области с показателями других регионов Северо-Западного Федерального округа..21
Вывод по главе……………………………………………………………26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 28
3.1 Комплекс мероприятий по решению основных проблем на рынке труда Архангельской области…………………………………………………28
3.2. Экономическое обоснование………………………………………32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального управления и социологии
Кафедра управления персоналом,
документоведения и архивоведения
Курсовая работа
По дисциплине управление трудовыми ресурсами
на тему:
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)»
Выполнила студентка группы УПП-Д-5
Савинова О.Н.
Научный руководитель:
д.и.н., профессор
М.В. Виниченко
Москва
2013
Содержание
Введение
Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики.
Единый национальный рынок труда при отсутствии необходимого уровня мобильности трудовых ресурсов существует на данном этапе во многом условно, а к ведению федеральных органов власти и управления действующее законодательство относит лишь выработку концепции и основных направлений государственной политики в области занятости. Особую актуальность проблема формирования политики занятости приобретает на региональном уровне.
Интеграция России в ВТО предполагает интеграцию рынков труда различных стран в единый международный рынок трудовых ресурсов. Отечественный кадровый потенциал в результате вхождения в ВТО может стать неконкурентоспособным не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке труда.
Актуальность темы, сходя из вышесказанного, состоит в том, что проблема адаптации российского рынка труда к интеграции в международное экономическое пространство, является чрезвычайно важной и требует реализации мер именно на региональном уровне.
Объект исследования - региональный рынок труда (на примере Архангельской области).
Предмет исследования - социально-экономические факторы развития рынка труда Архангельской области.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании состояния рынка труда Архангельской области, определении его проблем и перспектив развития.
Задачи исследования:
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: метод многомерной оценки, метод анализа, в том числе SWOT-анализ, метод группировки, синтеза, индукции, дедукции, графический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе определены теоретические подходы к пониманию рынка труда, его функции, а так же основные полномочия региональных органов власти в сфере трудовых отношений, охраны труда и занятости населения. Вторая глава посвящена анализу состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007-2011 гг. В третьей главе рассматриваются направления развития регионального рынка труда.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
В рыночном хозяйстве движение работников - собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На нём осуществляется купля - продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы1, который за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах. Региональный рынок труда – сложное явление, развивающееся в результате происходящих в обществе социально – экономических процессов.2 На рынке труда складываются отношения между работодателями и наёмными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых в заработной плате.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. 3
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель - наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия, акционерные общества4, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.). Задача руководителя - оказать помощь подчиненным выбрать для себя тот вид труда, который в наибольшей степени соответствует его профессиональным способностям.
Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.)
Основными же объектами рыночных отношений выступают средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.5
По отношению к рынку труда население любого региона делится на категории:
1. Экономически активное
население - та часть населения, которая
обеспечивает предложения
2. Экономически неактивное население - это та часть населения, которая по ряду объективных причин не может выступить на региональном рынке труда с предложением рабочей силы (дети, нетрудоспособные инвалиды и неработающие пенсионеры).
Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.
Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти.
Управление трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовых ресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением и структурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силы по отраслям экономики и предприятиям – срединная стадия в системе управления. В рамках этой стадии осуществляется процесс повторного распределения действующей рабочей силы, происходит движение работником между территориями. 7
Функции регионального рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. без него невозможно существование ни одной фирмы, невозможен сам производственный процесс. В соответствии с этим выделяют главные функции регионального рынка труда:
- социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников;
- экономическая функция регионального рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции;
- размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование регионального рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям и отраслям. Это означает, что эффективность экономики региона зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы регионального рынка труда;
- селективная
функция заключается в выборе рабочей
силы исходя из спроса и предложения, а
также исходя из профессионально-
- стимулирующая функция способствует развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.8
Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учётом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.
Региональные органы управления в сфере регулирования трудовых отношений, занятости и охраны труда осуществляют следующие полномочия:9
1) осуществление надзора и контроля за:
- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- регистрацией инвалидов в качестве безработных;
-обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением обеспечения государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан;
2) оказание
в соответствии с
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая поддержка безработных граждан;
-профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
-организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
3) осуществление
социальных выплат гражданам, признанным
в установленном порядке
- пособия по безработице;
- стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
- материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;
4) принятие
нормативных правовых актов в
установленных сферах
5) разработка проектов концепций, планов, мероприятий и программ в сфере труда, занятости населения и трудовой миграции;
6) проведение анализа ситуации с задолженностью по заработной плате на территории региона и принятие мер, направленных на ее ликвидацию;
7) подготовка предложений по денежному содержанию государственных гражданских служащих региона;
8) разработка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих должностные оклады (оклады) работников государственных учреждений региона;
9) осуществление предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов по труду субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, за исключением полномочий, отнесенных действующим законодательством к компетенции иных органов исполнительной власти;
Информация о работе Региональный рынок труда (на примере Архангельской области)