Региональный рынок труда (на примере Архангельской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании состояния рынка труда Архангельской области, определении его проблем и перспектив развития. Задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к пониманию рынка труда, определить его функции, структурные элементы;
провести анализ современного состояния и развития рынка труда Архангельской области в период 2007-2011гг. в сравнении с другими субъектами Северо-Западного округа;
определить перспективы развития регионального рынка труда.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие и функции регионального рынка труда 5
1.2 Основные полномочия региональных органов управления по регулированию рынка труда 9
Вывод по главе……………………………………………………………14
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2007-2011 ГГ. 16
1.1 Характеристика рынка труда Архангельской области…………..16
1.2.Сравнительный анализ показателей Архангельской области с показателями других регионов Северо-Западного Федерального округа..21
Вывод по главе……………………………………………………………26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА 28
3.1 Комплекс мероприятий по решению основных проблем на рынке труда Архангельской области…………………………………………………28
3.2. Экономическое обоснование………………………………………32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya-Rynok_truda.docx

— 234.18 Кб (Скачать файл)

10) координация организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций;

11) контроль за организацией оплаты труда, предупреждение нарушений трудового законодательства в организациях, финансируемых из областного бюджета, организация мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков;

12) проведение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, контроль за их выполнением;

13) участие в организации альтернативной гражданской службы;

14) организация мониторинга в социально-трудовой сфере;

15) мониторинг состояния условий и охраны труда, информации о несчастных случаях на производстве, участие в их расследовании в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

16) разработка и утверждение по согласованию с соответствующими территориальными объединениями профессиональных союзов региональных перечней минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки, в соответствии с трудовым законодательством;

17) организационно-методическое руководство работой по заключению коллективных договоров, профессиональных и тарифных соглашений между работниками и работодателями;

18) создание комиссии по установлению трудового стажа работников, трудовые книжки которых массово утрачены работодателем в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства);

19) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

20) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределение безработных граждан по группам в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);

21) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

22) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;

23) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда в регионе;

24) проведение оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории региона;

25) участие в работе областной межведомственной комиссии по вопросам внешней трудовой миграции;

26) координация работы подведомственных учреждений по содействию в трудоустройстве граждан в другой местности и переселении их для работы в сельскую местность;

27) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

28) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

29) осуществление в рамках выделяемых из областного бюджета средств функций государственного заказчика планов, мероприятий и программ в сфере труда, занятости населения, охраны труда и миграционной политики, в том числе по централизованным закупкам товаров, работ, услуг по соглашению с подведомственными учреждениями;

30) финансирование в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, в том числе полученных из федерального бюджета на охрану трудовых прав граждан, осуществление полномочий в области содействия занятости населения, миграционной политики, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств;

31) информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о состоянии дел в области защиты трудовых прав граждан, занятости населения, миграционной политики;

32) участие в подготовке и проведении конференций, совещаний, симпозиумов, организация выставок, конкурсов и других мероприятий, в том числе в сфере межрегиональных и международных связей по вопросам, входящим в компетенцию региональных органов управления;

33) внедрение новых технологий и инновационных методов работы при оказании государственных услуг в сфере занятости населения;

34) осуществление в пределах своих полномочий контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

35) участие в пределах своей компетенции в противодействии экстремистской деятельности. 10

 

Вывод по главе:

 

В ходе первой главы были рассмотрены основные понятия и функции регионального рынка труда.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах.

Региональный рынок труда – сложное явление, развивающееся в результате происходящих в обществе социально-экономических процессов.

По отношению к рынку труда население любого региона делится на две категории: экономически активное население и экономически неактивное население.

Управление трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов.

Во второй части первой главы были рассмотрены основные полномочия региональных органов управления по регулированию рынка труда.

Решением социально-экономических задач с учётом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Рассмотрены также полномочия региональных органов управления в сфере трудовых отношений, охраны труда, содействия занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2007-2011 ГГ.

 

1.1 Характеристика рынка труда Архангельской области

 

В последние годы ситуацию на рынке труда Архангельской области можно охарактеризовать как стабильную. На 2012 год число вакансий составило 13 926, а официальное количество безработных — 9 844 человека. Уровень регистрируемой безработицы — 1,6 процента к численности экономически активного населения, что не превышает общероссийские показатели.

Министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Павел Шевелев напомнил, что в 1996–1997 годах количество безработных в регионе доходило до 54 тысяч человек. Это был пик безработицы, вызванный прекращением работы многих предприятий и организаций. Нынешние показатели безработицы в области — одни из самых низких за последние 20 лет.

По данным министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, сегодня из общего числа безработных 8,2 тысячи северян получают социальные выплаты. Из них пособие по безработице выплачивается 8,1 тысяче человек. 80 северян получают материальную помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице.

Только за июнь 2013 года в службу занятости обратились 5 163 человека. Из них трудоустроено 4 538 граждан. Еще 194 человека приступили к профессиональному обучению.

Положение на рынке труда характеризуют такие показатели, как численность экономически активного населения, уровень безработицы и занятости, реальная начисленная заработная плата и другие.

В таблице 1 рассмотрим текущую ситуацию на рынке труда Архангельской области.

 Таблица 1

Основные показатели рынка труда Архангельской области в период 2007-2011 гг.11

 

2007

2008

2009

2010

2011

2011 к 2007 г.

Численность экономически активного населения, тыс. человек

1790,2

1786,9

1743,6

1739

1736,8

                        97,0%

Уровень занятости, в %

       67,5

67,4

64,5

64,8

65,5

-2 п.п.

Уровень безработицы, в %

4,3

4,2

6,1

5,7

5,1

+0,8 п.п.

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

1592,4

1591,1

1525

1509,4

1504,8

          94,5%

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

11920,7

14674,9

14915,9

16479,4

17044,7

        143,0%

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

113,4

108,2

91,6

104,3

104,4

-


 

В 2011 г. по сравнению с 2007 г. возросла безработица на 0,8 п.п. Снизилась численность экономически активного населения на 3 %.

Уровень занятости в 2011 г. снизился на 2 процентных пункта по сравнению с 2007 г. и составил 65,5 %. Уровень безработицы в Самарской области в 2011 г. составил 5,1 %, что ниже общероссийского на 1 п.п. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 17044,7 руб., что ниже данного показателя в целом по России-22277 руб. Прирост реальной начисленной заработной платы снизился в рассматриваемый период с 13,4 % до 4,4 %.

Основным условием формирования рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Исследуем показатели занятости и безработицы в разрезе отраслей для лиц с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. (Рисунок 2.1,2.2,2.3 соответственно). Показатели занятости и безработицы  могут косвенно отражать сбалансированность рынка труда по различным  видам экономической деятельности.

Рис.2.1 Структура экономически активного населения Архангельской области с высшим образованием по отраслям12

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием высокий уровень занятости отмечается в группах по следующим направлениям профессиональной подготовки: информатика и вычислительная техника (92,2%); энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, физико-математические специальности, гуманитарные науки, здравоохранение (84%), экономика и управление (около 83%). Таким образом, квалифицированные специалисты по данным отраслям востребованы, о чем свидетельствует высокий уровень занятости.

Уровень безработицы выше, чем в среднем по группе населения с высшим профессиональным образованием, в группах специалистов по направлениям: гуманитарные науки, сельское и рыбное хозяйство, экономика и управление (4,5-4,7%).

Наиболее востребованы специалисты по профилю здравоохранение, в данной группе самый низкий уровень безработицы (1,2%).

Проанализируем структуру рабочей силы лиц со средним профессиональным образованием по отраслям. (Рисунок 2.2)

 Рис. 2.2 Структура экономически активного населения Архангельской области со средним профессиональным  образованием по отраслям13

 

Высокий уровень безработицы среди специалистов со средним профессиональном образованием отмечается по направлениям: экономика и управление, сельское и рыбное хозяйство (6,2-6,7%), гуманитарные науки, информатика и вычислительная техника (7,2-7,3%). Высокий уровень безработицы характеризует, что предложение рабочей силы превышает спрос на данных специалистов.

Исследуем структуру экономически активного населения среди населения с начальным профессиональным образованием. (Рисунок 2.3).

  Рис.2.3 Структура экономически активного населения Архангельской области с начальным  профессиональным  образованием по отраслям14

Среди населения с начальным профессиональным образованием наименьший уровень занятости в группах профессий для легкой промышленности (64,7%), для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ (68,4%), должностей служащих (66,7%); наибольший уровень безработицы в группах профессий для сельского хозяйства, должностей служащих, для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ - 7,7-8,9%.

 

1.2.Сравнительный  анализ показателей Архангельской  области с показателями других  регионов Северо-Западного Федерального  округа

 

Для сравнения Архангельской области с другими субъектами Северо-Западного Федерального округа была сформирована система показателей, характеризующих региональный рынок труда, с учетом доступности статистических данных. В группу показателей вошли:

  1. Уровень экономической активности населения,  %
  2. Уровень занятости, %
  3. Уровень безработицы, %
  4. Среднее время поиска работы безработными, месяцев
  5. Население в трудоспособном возрасте, %
  6. Коэффициент демографической  нагрузки (нагрузка на 1000 чел. трудоспособного возраста)
  7. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
  8. Доля занятых, имеющих высшее профессиональное образование,%
  9. Доля безработных, имеющих высшее профессиональное образование, %
  10. Средний возраст занятого населения (лет) 
  11. Среднемесячная номинальная начисленная з/п работников организаций, руб.

С помощью метода многомерной средней был составлен рейтинг субъектов СЗФО по развитости рынка труда.

Метод многомерной средней заключается в вычислении средних величин, простых либо взвешенных, из нормированных значений частных показателей. По каждому показателю, характеризующему рынок труда, вычисляется средняя величина по совокупности, а показатели каждого региона соотносятся с ней. Таким образом, каждый регион получает по каждому показателю свой коэффициент, из которых на заключительном этапе рассчитывается средний. Чем выше многомерная средняя оценка, тем выше рейтинг региона.15

Информация о работе Региональный рынок труда (на примере Архангельской области)