Анализ эффективности управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является грамотно организованный процесс труда руководителя, который в свою очередь влияет на производительность предприятия в целом. Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание, особенности и основные направления улучшения организации управленческого труда 6
Содержание и особенности управленческого труда 6
Основные направления улучшения организации управленческого
труда 8
Глава 2. Роль и значение научного подхода к организации управленческого труда 12
2.1 Процессный подход к управлению 12
2.2 Системный подход к управлению 18
2.3 Ситуационный подход к управлению 22
3. Анализ эффективности управленческого труда 27
3.1 Понятие эффективности в управлении 28
3.2 Общие и специальные аспекты эффективности управления 29
3.3 Специфика эффективности и производительности управленческого
труда 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая карайчан.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Новым этапом разработки ситуационной теории стали научно-практические исследования П. Лоранжа и М. Мортона, которые занимались преимущественно изучением внешней среды организаций. Они выделили четыре типа организации в зависимости от их отношений с внешней средой:

1)   организации, функционирующие  в условиях постоянной изменчивости  внешней среды. Их характеризуют  горизонтальная дифференциация  управленческой структуры и слабая  технологическая общность, поскольку  каждое подразделение организации  стремится максимально приспособиться  к изменяющимся условиям, в то  же время имея собственные технологические особенности;

2)   организации, производящие  разнообразные товары по достаточно  устойчивым технологиям и стандартам, что обусловливает высокую технологическую  общность подразделений. Лозунг  организации этого типа: «Устойчивость,  надежность, неизменность, приверженность  традициям». Основной задачей таких  организаций можно считать согласование  целей многочисленных подразделений  для выпуска сложной продукции  разного ассортимента. Необходимыми  моментами функционирования такой  сложной системы являются матричная  структура (т.е. структура, построенная  на разработке проектов) и четкая  система информации и связей  с внешней средой;

3)   организации, выпускающие  достаточно однородную продукцию,  характеризуемые стабильными технологиями  и легко предсказуемыми (хотя  и изменяющимися) рыночными ситуациями, так как контролируют свою  нишу на рынке и не опасаются  экспансии со стороны конкурентов.  Для организации подобного типа  главными моментами выживания  и успешной деятельности являются  удержание престижа, четкость и  бесперебойность поставок ресурсов  из внешней среды, надежность  в работе с клиентами и потребителями.  Внутри организации наиболее  целесообразны линейно-функциональные  структуры, подробно разработанная  система норм, налаженная система  контроля, постоянное пополнение портфеля заказов. Главными функциями управления следует признать планирование и контроль;

4)   организации, отличающиеся  полностью стабильным рынком  и продукцией, которая может выпускаться  практически неизменной в течение  многих лет. Влияние конкурентов  на организацию весьма незначительно.

Одной из характерных для  ситуационного подхода теорий является теория «7-S» - все основные составляющие организации начинаются на «S» (Т. Питерc, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Смысл теории заключается в том, что любая эффективно действующая организация основана на семи составляющих: стратегия (планы); структура организации; система (внутриорганизационные процессы); штат (персонал); стиль руководства; квалификация персонала; ценности. Причем изменение одной составляющей ведет к изменению остальных. Таким образом, если менеджеры гармонично сочетают все семь составляющих, то эффективная деятельность предприятия гарантирована. [5,с. 206].

 

 

3. Анализ  эффективности управленческого труда

Оценка эффективности  является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим  определить уровень прогрессивности  действующей структуры, разрабатываемых  проектов ли плановых мероприятий, и  проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры  или способа её совершенствования. Эффективность организационной  структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе  структур управления действующих организаций  для планирования и осуществления  мероприятий по совершенствованию  управления.

Критерием эффективности  при сравнении различных вариантов  организационной структуры служит возможность наиболее полного и  устойчивого достижения конечных целей  системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

В методологии организационного механизма особое место занимают методы оценки и анализа эффективности  управленческой системы. Под эффективностью управления следует понимать создание благоприятных условий для достижения коллективом предприятия высоких  результатов в обусловленные  сроки с наименьшими затратами.

Для оценки эффективности  управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления.    Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Важными требованиями, являются, способность адекватного отражения  динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности  отдельных мероприятий по совершенствованию  системы управления допускается  использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

  Все вышеназванные  методологические и практические  вопросы будут рассмотрены ниже  в тексте данного реферата.

3.1 Понятие эффективности  в управлении

Многие теоретические  проблемы эффективности, заключающиеся  в неопределенности тех или иных ее аспектов – в частности, области  применения, виды, способы измерения, – коренятся в недостаточной  конкретизации этого понятия, в  непроработанности ее классификации. Отсутствие классификации видов эффективности приводит к тому, что общее понятие используется в различных конкретных ситуациях, без учета его модификации. Однако с его помощью принципиально невозможно описать различия между видами эффективности. Более того, общее понятие эффективности является качественным, а потому и не ориентирует на измерение эффективности.

Из сказанного следует, что  понятие «эффективность» необходимо конкретизировать. Оно выработано экономической  наукой и означает соотношение затрат и результатов деятельности. Экономическое  происхождение понятия «эффективность»  до сих пор сказывается на степени  его разработанности. В частности, можно отметить, что применительно  к коммерческим организациям данное явление не только хорошо изучено, но является и объектом управления. В  области же государственного и муниципального управления оно находится на стадии теоретического обсуждения, говорить об его использовании для совершенствования  практики управления пока не приходится. «Как уже не раз отмечалось, –  пишет Г.В. Атаманчук, – главной проблемой государственного управления в целом, и практической деятельности по формированию и реализации его многогранных проявлений в частности, выступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективности всех управленческих функций, организационных структур, форм методов и стадий управленческой деятельности»1. Механический перенос опыта менеджмента в область государственного управления не дает положительных результатов, поэтому необходим анализ понятия «эффективность», выявление общего и особенного в его содержании. [8,с. 64].

3.2 Общие и специальные  аспекты эффективности управления

Общие аспекты эффективности  управления. Всеобщим аспектом (признаком) эффективности является соотношение затрат и результатов той или иной деятельности. Это означает, что эффективность как феномен представляет собой вид отношения, а не свойство или связь, причем отношение количественное, поскольку при сравнении всегда говорят о большей или меньшей эффективности. В то же время эффективность – вид отношений, ибо не всякое отношение является эффективностью. (Например, соотношение длины и ширины объекта). Как конкретное отношение эффективность характеризуется определенной величиной. Однако следует иметь в виду, что величина эффективности может изменяться у одного и того же вида деятельности, возрастать или уменьшаться.

Специфические аспекты эффективности  управления. Какие же признаки являются специфическими в эффективности? Это прежде всего виды затрат и результатов. В одной и той же деятельности можно выделить непосредственные и конечные результаты, в силу чего и эффективность выступает в двоякой форме. [10,с. 157].

К непосредственным результатам  деятельности следует отнести такие, которые служат средством осуществления  другой деятельности. Конечными являются изменения в деятельности других людей. Так, применительно к государственному управлению в качестве конечного  результата выступает поведение  других людей.

Государственное управление, в конечном счете, ориентировано  на изменение поведения граждан  или юридических лиц. Это изменение  достигается либо предписанием посредством  норм определенного поведения (которое  без таких предписаний может  и не иметь места), либо запретом каких-либо действий (которые без них будут осуществляться). Запрет на действия для управляемого субъекта означает воздержание от каких-либо действий, а это можно рассматривать как поступок.

Таким образом, как предписанные, так и запрещаемые действия являются в определенном смысле артефактами, они сознательно и намеренно  провоцируются государством. Эти  артефакты, как и всякие другие, требуют  определенных затрат, складывающихся из расходов на содержание депутатов, служащих, обеспечивающих контроль за их выполнением, на технические средства и так далее. Поскольку действия исполнителей требуют затрат, не являются бесплатными, то они характеризуются  эффективностью, а действия управляющих  влияют на эту эффективность.

Однако в государственном  управлении имеет место и непосредственная эффективность. Например, парламент  издает законы, выступающие результатом  деятельности этого органа, и эта  деятельность требует определенных затрат. Из факта существования в  этой деятельности результатов и  затрат можно сделать вывод о  возможности применения понятия  «эффективность» к парламентской  деятельности, поскольку затраты  и результаты представлены в определенном соотношении. И согласно этому понятию, эффективность деятельности парламента будет повышаться, если он будет  принимать больше решений в установленный  отрезок времени.

Различие непосредственной и конечной эффективности наблюдается  и применительно к деятельности частных организаций. Так, издержки на производство товара или услуги являются показателем непосредственной эффективности, а на создание и использование  товара и услуги – показателем  конечной эффективности. [11,с. 368].

Непосредственная эффективность  отличается от конечной прежде всего сферой своей применимости. Непосредственная эффективность фиксирует внутренние параметры деятельности, а конечная – внешние параметры той же самой деятельности. Из этого следует, что названные виды эффективности дополняют друг друга, ни один не может заменить другой, оба они всеобщи и универсальны. Из факта двоякости эффективности следует и то, что при сравнении видов деятельности с точки зрения эффективности должны сравниваться однородные виды эффективности. Нельзя сравнивать внутреннюю эффективность одной деятельности с внешней эффективностью другой, и наоборот.

Внешняя и внутренняя эффективности  несопоставимы и относительно автономны. Их количественные соотношения характеризуются  следующими ситуациями. Высокая внутренняя (непосредственная) эффективность может  сопровождаться высокой внешней  эффективностью. Низкая внутренняя эффективность, в свою очередь, исключает высокую  внешнюю. Это следует из того факта, что внешняя эффективность является ведущей, то понятно, что внешняя  эффективность требует и соответствующей  внутренней. Можно утверждать, что  автоматического соответствия двух форм эффективности не существует, необходимы какие-то механизмы, направленные на поддержание такого соответствия. Для частных фирм таким механизмом выступает конкуренция, которая  обусловливает необходимость внешней  эффективности, реализовать которую  можно только через эффективность  внутреннюю. В области государственного управления конкуренция отсутствует, поэтому востребованности внешней  эффективности может и не быть, а внутренняя является низкой и часто  представляется как единственная: о  работе судят по числу заседаний, решений, мероприятий.

3.3 Специфика эффективности  и производительности управленческого  труда

Сущность управления, его  функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые  оно решает, с другой -  содержанием  «простых» моментов процесса управленческого  труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – это разновидность умственного труда. Он непосредственно не выступает созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а потому и производительным трудом.

 Основная цель управления  как такового – создание необходимых  условий (организационных, технических,  социальных, психологических, и других) для реализации задач организации,  «установление гармонии» между  индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной  деятельности работников ради  достижения конкретных запланированных  результатов. Таким образом, управление  - это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Трудовая деятельность людей  в производстве как предмет управленческого  труда может опосредованно выступать  в виде информации в ее различных  формах. Информация – специфический  объект приложения управленческого  труда. В связи с этим управленческий труд имеет информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные  с обработкой информации, а обмен  деятельностью между субъектом  и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер. Следует отметить, что  специфика решаемых в сфере менеджмента  задач в основном предопределяет преимущественно умственный и творческий характер управленческого труда, в  котором постановка целей, выработка  способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности членов организации составляет главный смысл и содержание труда  людей, которых относят к управленческому  персоналу. Эта категория работников, используя особый предмет труда  – информацию и преобразуя ее, вырабатывает и принимает решения, необходимые  для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают прежде всего средства работы с информацией (организационная и вычислительная техника), а результат их деятельности проявляется в управляющих воздействиях (управленческих решениях) и оценивается на основе достижения стоящих перед организацией целей. Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий.  Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность – это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

Информация о работе Анализ эффективности управленческого труда