Анализ применения современных средвств cals-технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Т.к. болезнь и история болезни также могут быть рассмотрены с позиции жизненных циклов , возможно применение CALS-технологии для информационной интеграции ЖЦ ИБ.
Цель исследования – изучить основные принципы применения CALS-технологий в медицинских информационных системах.
Объект исследования - CALS-технологии.
Предмет исследования – медицинские информационные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы CALS-технологий 6
1.1. Сущность и назначение CALS-технологий 6
1.2. CALS-технологии и медицинские информационные системы 13
2. Проектирование МИС с использованием принципов CALS технологий на примере ГЛПУ Областная клиническая больница №1 г. Тюмени 19
2.1. Моделирование и описание бизнес-процессов ЛПУ 19
2.2. Информационные объекты 20
2.3.Структура БД, проектирование и реализация 23
2.4. Реализация принципов CALS-технологий в МИС 26
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсCALS.doc

— 928.00 Кб (Скачать файл)

Управление конфигурацией. Функционирующая в ГЛУП Областная клиническая больница 1 МИС позволяет управлять структурой карты пациента, определяя заранее два типа карт – амбулаторную и стационарную. Был разработан механизм создания необходимого врачу ИО, определяющего тот или иной медицинский документ. Посредством кнопок управления врач выбирает необходимый шаблон медицинской записи, которая автоматически создается и связывается в БД с конкретной картой пациента.

Ещё одной функцией управления конфигурацией является наглядное отражение хода выполнения плана лечения. Врач на своем мониторе видит, выполнено ли то или иное назначенное обследование, а также может оперативно вносит изменения в план лечения, основываясь на результатах предыдущих шагов.

Естественно, что за время функционирования системы структура документов может меняться, появляются новые типы ИО. Поддержкой изменения конфигурации занимаются системные администраторы МИС в связи с тем, что данные действия зачастую требуют внесения изменений в программный код МИС.

Управление потоком работ. Информационная интеграция ЖЦ ИБ возможна только при переходе от автоматизаций отдельных функций к автоматизации процесса лечения. Для этого МИС изначально позволяет создавать последовательность шагов, определять необходимые ресурсы и назначать ответственных лиц, а также контролировать ход лечения – загрузку кабинетов, сроки выполнения заданий, правильность задания последовательности обследований, расход лекарственных ресурсов и т.п.

Пример распределения пациента на обследование, иллюстрирующий процесс управления потоком работ, представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Управление потоком работ на примере распределения пациента на обследования.

 

 

Пользователь с необходимым уровнем доступа может просматривать журналы назначения, контролировать степень использования ресурсов ЛПУ, включая врачей (Рисунок 5), а также сроки выполнения назначенных работ.

Рис. 5. Управление потоком работ на примере контроля загрузки врачей.

Анализ и реинжиниринг бизнес-процессов. Данный принцип в основном относится к этапу внедрения и доработке МИС. Следует отметить, что система каждый раз дорабатывается в той или иной степени в зависимости от конкретных требований ЛПУ, однако принципы построения системы, описанные выше, остаются неизменными.

Управление изменениями структур. Данный принцип был реализован двумя различными способами. Те изменения, которые не являются критичными с точки зрения сохранения целостности данных, возможно проводить с помощью редактирования справочников, в которых содержится нужная информация. Например, список отделений, кабинетов, перечень диагностического оборудования с его кратким описанием, длительность и стоимость процедур, справочник работников ЛПУ – вся эта информация может редактироваться администратором системы без изменения программного кода модулей МИС. Пример формы редактирования справочника врачей представлен на рисунке 6.

Рис. 6. Справочник врачей.

 

Изменения другого типа, которые влекут за собой редактирование форм документов, модернизацию процесса лечения или какой-либо другой бизнес-логики, могут вноситься лишь специальной службой поддержки системы т.к в подавляющем большинстве случаев это напрямую связано с редактирование или созданием нового программного кода.

Таким образом, реализация инвариантных принципов CALS-технологий при создании МИС позволила существенно повысить функциональность системы и обеспечить высокую экономическую эффективность от её внедрения и использования в ЛПУ.

 

 

 


Заключение

 

В данной курсовой работе проанализировано понятие CALS-технологии и принципов, которые лежат в основе указанной технологии.

Базовыми принципами CALS являются:

   безбумажный обмен данными с использованием электронной цифровой подписи;

   анализ и реинжиниринг бизнес-процессов;

   параллельный инжиниринг;

   системная организация постпроизводственных процессов ЖЦ изделия - интегрированная логистическая поддержка.

К базовым технологиям можно отнести управление: проектами; конфигурацией изделия; интегрированной информационной средой; качеством; потоками работ; изменениями производственных и организационных структур.

Описан опыт применения CALS-технологий при построении интегрированных медицинских информационных систем (МИС). Основная цель разработки – информационная интеграция жизненного цикла электронной истории болезни. Описаны МИС конкретного назначения, особенности моделирования и проектирования интегрированной МИС и ее подсистем. Приведены экранные формы для ряда подсистем. Полученные результаты были внедрены в  ГЛПУ Областная клиническая больница №1 г. Тюмени.

 

 


Список ключевых понятий

 

1.      «Толстый клиент»- это приложение, обеспечивающее (в противовес тонкому клиенту) расширенную функциональность независимо от центрального сервера. Часто сервер в этом случае является лишь хранилищем данных, а вся работа по обработке и представлению этих данных переносится на машину клиента.

2.      «Тонкий клиент»- компьютер или программа-клиент в сетях с клиент-серверной или терминальной архитектурой, который переносит все или большую часть задач по обработке информации на сервер. Примером тонкого клиента может служить компьютер с браузером, использующийся для работы с веб-приложениями.

3.      CALS-технологии-(англ. Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла) — современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.

4.      IDEFO моделирование- является технологией анализа системы в целом как набора связанных между собой действий или функций. Действия системы анализируются независимо от объектов, которые обеспечивают их исполнение. Моделировать деловой процесс можно исходя из различных перспектив и временных рамок. Например, вы можете моделировать процесс заказа услуг клиентом так, как вы видите его в идеале, а не так, как это происходит в настоящее время.

5.      Безбумажные технологии проектирования- контроль докумертов вэлектронном виде, система, предназначенная для облегчения интеллектуального (не нормируемого) труда инженера в процессе творческого проектирования.

6.      Безбумажный оборот- (электронный обмен данными, Electronic Data Interchange, EDI) - безбумажный электронный документооборот (электронный обмен данными, Electronic Data Interchange, EDI) - обмен электронными документами, такими как заказы, подтверждения и счета-фактуры, между предприятиями. Электронный документооборот предполагает внесение непосредственных обновлений в корпоративные базы данных.

7.      Виртуальные предприятия- предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных экономических субъектов, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций

8.      Жизненный цикл изделия (ЖЦИ)- 1)все этапы «жизни» продукции. Включает этапы дизайнерской задумки, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления, обслуживания, утилизации и т. п. В основном, применяется по отношению к сложной наукоёмкой продукции высокотехнологичных предприятий в рамках CALS-технологий;2)как определяет его стандарт ISO 9004-1, — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.

9.      Инжиниринг- (англ. engineering) – услуги инженерно-консультационного плана или соответствующие работы, которые имеют расчетно-аналитический, исследовательский, проектно-конструкторский характер.

10. Интеграционная информационная среда (ИИС)-

11. Информатизация- по определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

12. Информационная система обслуживания (ИСО)- (ИТ, англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления, накопления, обработки и передачи информации. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

13. ИПИ CALS-концепции- ИПИ (информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий) — русскоязычный аналог понятия CALS.

 

14. История болезни (ИБ)- основной медицинский документ, который составляют на каждого больного, изменения в состоянии больного и течении заболевания вносятся в И. б. в поликлинике при каждом осмотре больного.

15. Кодификация изделий- это операция приведения в символический порядок или поддержки символического порядка.

16. Лечебно-профилактическое учреждение (ЛЧП)-

17. Логистика- часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах

 

18. Логистическая поддержка-

19. Логистический анализ-

20. Медицинские информационные системы (МИС)-

21. Наукоёмкая продукции- продукция, в себестоимости которой доля расходов на НИОКР существенно превышает значение среднеотраслевого показателя, либо значения аналогичных показателей смежных отраслей. В ряде случаев, к такой продукции (производствам, ее выпускающим) относят товары (производства), где усредненная доля удельных расходов на НИОКР в обороте (отгрузках) или в объеме условно чистой продукции превышает заранее оговоренную величину (например, более 5 %).

22. Параллельный инжиниринг- 1)это создание условий для одновременной работы всех участников проекта в режиме параллельного инжиниринга ( Concurrent Engineering ). 2)метод, котором специалисты различных прикладных областей работают в режиме распараллеливания бизнес – процессов. 3)методология организации работ по одновременной разработке изделия,производственной среды, способов и средств поддержки эксплуатации

23. Постпроизводственные процессы жизненного цикла изделия-

24. Программный комплекс PDM STEP Suite-

25. Промышленные кооперативы-

26. Реинжиниринг- 1) процесс оздоровления предприятий, фирм, компаний посредством подъема технических решений на новый уровень; 2) создание принципиально новых эффективных бизнес-процессов в управлении, которых прежде не было в организации, на предприятии.

27. Управление качеством- общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

28. Управление конфигурацией-

29. Управление проектами- область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от него, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).

30. Электронно-цифровая подпись- реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП

31. Эпикриз- суждение о состоянии больного, о диагнозе, причинах возникновения и развитии болезни, об обосновании и результатах лечения, формулируемое по завершении лечения или на определённом его этапе. Эпикриз является обязательной составной частью медицинских учетных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Айламазян А.К., Гулиев Я.И. Разработка информационных систем лечебно-профилактических учреждений: проблемы и решения [Текст].- М.: тез. Доклада Международного форума «Информатизация процессов охраны здоровья и населения – 2000», 2009.- С.235-260.

2.   Евдонин Е.С. Отчет о научно-исследовательской работе на тему «Создание автоматизированной системы для ведения электронной истории болезни» [Текст]. М.: МИФИ, 2002.- 98 c.

3.   Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии [Текст].- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 360 с.

4.   Евдонин Е.С. Применение CALS-технологий для ведения электронной истории болезни в открытых медицинских информационных системах [Текст]/ «Информационные технологии и вычислительные системы», №3, 2006.- С. 25-33.

5.   Евдонин, Е.С. Создание второго рабочего места врача, работающего с компьютерным томографом [Текст] / Евдонин Е.С.// Научная сессия МИФИ - 2001. Сборник научных трудов. - 2001. - Т.12, С.174-176.

6.   Румянцев В.П., Евдонин Е.С., Система обработки изображений, полученных при УЗИ-диагностике [Текст] / Евдонин Е.С.// Научная сессия МИФИ - 2002. Сборник научных трудов. - 2002. - Т.11, С.190-196.

7.   Румянцев В.П., Евдонин Е.С. Функциональные возможности системы ведения электронной истории болезни [Текст] / Е.С. Евдонин// Научная сессия МИФИ - 2005: сборник научных трудов. - 2005. - Т.13, С. 112-113.

8.   Судов Е.В., Левин А.И., Петров А.В., Чубарова Е.В. Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения [Текст].- М: ООО Издательский дом «ИнформБюро», 2006.- 232 с.

11. Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. [Текст]- М: Анахарсис, 2008. – 304 с.

12. Судов Е.В. Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели [Текст].- М.: ООО Издательский дом «MBM», 2007.- 224 с.

38

 



Информация о работе Анализ применения современных средвств cals-технологий