Экономическая интеграция стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для Белорусии, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты интеграции, в особенности объективные предпосылки, возможность и необходимость интеграционных процессов. Отдельно разбираются формы интеграции, называемые более точно этапами интеграции, так как они являются последовательными шагами к достижению полной интеграции и даже созданию единого государства. Главенствующая роль в процессе интеграции принадлежит экономическим факторам. Безусловно, преодоление всяческих барьеров на пути сотрудничества стимулирует кооперацию между предприятиями стран, осуществляющих интеграцию. В процессе написания работы было важно изучить сегодняшнее положение дел в СНГ, разобраться с предпосылками и проблемами интеграции Содружества.
Методологической основой работы послужили труды белорусских и российских ученых экономистов в области рыночной экономики, данные статистических ежегодников Республики Беларусь за 2002-2010 годы, периодическая печать.

Содержание

Перечень условных обозначений………………………………………………..3
Введение 4
1.Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ. 5
2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ.
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения.
4. Перспективы постсоветской интеграции.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Процесс нахождения белорусской экономикой своей «ниши» на мировом рынке предполагает региональную (территориальную) направленность процесса интеграции, т.е. выбор ориентации на определенный мировой экономический центр (МЭИ). Последний представляет собой «ядро» и группы стран, имеющих торговые, производственные, культурные взаимосвязи. В современной мировой экономической литературе традиционно пишут о трех мировых экономических центрах: североамериканском (ядро - США), западноевропейском (ядро-Германия), восточно-азиатском (ядро-Япония). Данная классификация может быть дополнена и МЭИ стран-членов, ранее входивших в СЭВ (ядро-Россия). После распада СЭВ восточно-европейские страны пытаются примкнуть к тому или иному экономическому центру, но жесткая . конкуренция между странами-членами экономических центров ставит на повестку дня вопрос о воссоздании данного МЭЦ на принципиально новой основе.

Белорусские теоретики предлагают несколько вариантов регионального интегрирования республики.

Для первого варианта характерна восточно-европейская (пророссийская) ориентация на восстановление разорванных хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, а также связей со странами, ранее входившими в СЭВ. Важнейшее внешнеполитическое направление - построение Союзного государства России и Беларуси. Российская Федерация - основной партнер Беларуси в экономических, политических и культурных связях. Так, внешнеторговый оборот с Россией за 1995г. составил 5150 млн. долл. США, за2003 - 12 482 млн. долл. США, за 2004 - 17 705 млн. долл. США, за 2005 - 15 834 млн. долл., за 2006 - 19 934 млн. долл. Объем внешней торговли между Беларусью и Россией в первом полугодии нынешнего года составил более 9 млрд. долларов, или примерно 130% к аналогичному периоду прошлого года. Взаимный внешнеторговый оборот стран превысил 10,5 млрд. долларов. Общее падение товарооборота по сравнению с аналогичным периодом 2008г. составило 41,4 процента. Вместе с тем Беларусь продолжает оставаться одним из основных торговых партнеров России и по итогам первого полугодия 2009г. занимала пятое место по объему внешнеторгового оборота России. Беларусь импортирует из России подавляющую долю энергоносителей, металлов и других сырьевых товаров. Это является основой сохранения жизнеспособности нашей экономики и способствует расширению экспорта в дальнее зарубежье. Российская Федерация была и остается рынком технологий и наукоемкой продукции: 55% экспорта наших высокотехнологичных товаров приходится на Россию.

Казахстан также является перспективным торговым партнером среди стран Центральной Азии. С 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Документы, регулирующие торговлю в союзе трех, будут постепенно вступать в силу. Ожидается, что Таможенный кодекс Таможенного союза и Единый таможенный тариф будут утверждены 27 ноября текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза - Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Должен быть принят и ряд международных договоров, в том числе в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории. Второй вариант интеграции Беларуси (западноевропейский) может быть осуществлен двояким образом: наша страна интегрируется в региональный, Черноморско-Балтийский союз, ориентированный на Западную Европу, либо Беларусь непосредственно входит в состав ЕС в качестве «моста» между Востоком и Западом. В экономическом плане этот союз должен базироваться на общей таможенной территории и платежном союзе. Это приведет к воссозданию разорванных хозяйственных связей в рамках данного региона и облегчит движение товаров, капитала и рабочей силы, создаст условия для выхода стран Балтийского региона к черноморским коммуникациям, а Украины - к балтийским. По мнению сторонников данного варианта, этот союз позволит «выторговать» определенные уступки у России (по поставкам сырья, энергоносителей) и у ЕС (по возможным перспективам открытия рынков для товаропроизводителей данного региона). Развитие интеграционных связей со странами вне СНГ предполагается направить на обеспечение сбалансированности торговых операций, создание условий для закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширения географии экспортных рынков, а также на завершение процесса присоединения Республики Беларусь к ВТО. Во взаимоотношениях с Европейским Союзом наша держава готова идти так далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многие тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области коренятся в экономической разобщенности Европы — военно-политические разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим рубежам. С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции государств и его использование в процессе сближения нашей республики и России, Беларуси и европейских стран.

Важное  значение для нашей страны имеет развитие политических и торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международных проблем, созданной еще во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.

Развитие  дружественных отношений с такими влиятельными государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Иран - важное направление внешней политики Беларуси в Азии. Потенциальным и перспективным партнером Республики Беларусь в Юго-Восточной Азии является Китайская Народная Республика. По итогам 2009 г. КНР заняла пятое место по объему товарооборота, 11-е-по экспорту Беларуси и 2-е место по импорту среди стран дальнего зарубежья.

Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово-экономических связей и в первую очередь - привлечение инвестиций богатых арабских государств в нашу экономику.

[12,с.71-76]

 

4.2 Перспективы постсоветской интеграции

 

Развитие процессов  интеграционного развития на пространстве бывшего Советского Союза идет неоднозначно, а порой и непредсказуемо. Спустя много лет можно констатировать, что созданное в декабре 1991 г. СНГ обозначило в принципе выбор республиками бывшего СССР интеграционного пути развития дальнейших отношений.

Факты таковы, что  в ареале СНГ сформировался феномен  разноскоростной интеграции, в результате которой сложился ряд вышеотмеченных субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим, перед государствами-участниками Содружества сегодня стоит сложная двуединая задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ появления небольших группировок которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, усилить привлекательность продвинутых форм интеграции, выполнение данной задачи требует выработки принципиально новой стратегии развития взаимоотношений между странами СНГ.

Исходя из накопленного опыта интеграции учитывая инерционность  интеграционных процессов, это развитие, как и прежде, будет происходить  посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами – членами Экономического союза СНГ. Характерной является практика заключения соглашений ОАО «ЗЭиМ» со своими зарубежными контрагентами. Каждой стране соответствует свой типовой договор. Здесь присутствует практика двусторонних соглашений о покупке российской продукции. Вместе с тем возможно и целесообразно задействование иной модели эволюции. Речь идет о переходе от разноскоростной интеграции к дифференцированной интеграции государств. Приоритет следует отдать укреплению торгово-экономического сотрудничества с наиболее важными для Белорусии партнёрами, исходя из критериев их хозяйственного потенциала и геополитического положения. Экономические интересы Белорусии в СНГ связаны, главным образом, с Белоруссией (2-е место в торговле в 2003 г.), Украиной (3-е место) и Казахстаном (6-е место), на долю которых приходится 90% внутрирегионального товарооборота РФ.

Системным недостатком  интеграционной дипломатии Белорусии на постсоветском пространстве является постоянное «забегание вперёд» в плане декларируемых целей интеграционного сближения: не решив до конца задачи создания зоны свободной торговли, Россия и её партнеры уже переходят к формированию таможенного союза, а затем и общего рынка, отрываясь тем самым от реальных возможностей достижения баланса интересов и потребностей самих хозяйствующих субъектов. В связи с этим, на мой взгляд, было бы целесообразно чётко определить круг приоритетных интеграционных партнёров Белорусии для формирования на первом этапе эффективно функционирующей зоны свободной торговли между ними и последующего – по мере накопления благоприятных хозяйственных предпосылок – движения к более высоким стадиям интеграции.

Таким образом, сначала должны интегрироваться взаимодополняемые государства, а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.

С созданием  новых независимых государств на постсоветском пространстве произошёл  переход от командно-распределительной  к рыночной экономике. Новые предпосылки и факторы международной интеграции предопределяют необходимость исходить из экономической заинтересованности. В сегодняшних мирохозяйственных процессах особая роль переходит на микроуровень интеграции, на уровень фирм, компаний, предприятий. Другими словами, если есть экономическая заинтересованность субъектов рынка, значит интеграционные процессы, подстегиваемые со стороны микроуровня фирм «набирают обороты», и интеграционный процесс получает динамичное развитие. Микроуровень определяет формирование структурообразующих интеграционных звеньев в определенных сферах, отраслях и секторах, определяющих субкомплексы региональных интеграционных связей: энергоносители – газ, нефть, системы их транспортировки, электроэнергетические системы, высокотехнологические производства.

Здесь следует  задуматься об эффективности внешнеторговых операций ОАО «ЗЭиМ» на территории СНГ. Для повышения эффективности осуществления внешнеэкономической деятельности возможно создание сети операторов, через которых бы осуществлялась внешняя торговля ОАО «ЗЭиМ», что значительно облегчило бы работу предприятия в этой сфере. Под операторами, однако, понимаются не представительства предприятия (хотя такой вариант также уместен и имеет право на существование, но связан с дополнительными капиталовложениями), а уже функционирующие фирмы, занимающиеся схожей деятельностью, т.е. приборостроением. Давая возможность данным предприятиям приобретать продукцию завода на льготных условиях и заводя с такими предприятиями партнёрские отношения, ОАО «ЗЭиМ» будет создавать дилерскую сеть своей продукции. Возможно также и приобретение определённой продукции этих компаний, как по взаимозачёту, так и за наличный расчёт. Данный вариант выгоден как для ОАО «ЗЭиМ», так и для потенциальных дилерских фирм. Такой опыт ведения внешнеэкономической деятельности уже имеется. В 2004 г. были установлены связи с казахским трестом «Автоматика», производящим приводную арматуру и объединяющим Балхашский завод по производству рафинированной меди – Балхашмедь и НПО «Джезказганцветмет». В настоящее время он осуществляет продажу продукции ОАО «ЗЭиМ» в Казахстане, наиболее перспективной стране СНГ для экспорта изделий предприятия.

Рыночная интеграция на микроуровне, развитие горизонтальных связей, создание совместных предприятий и транснациональных коммерческих и финансовых структур – в реальности главное для восстановления единого экономического пространства. Во всех государствах Содружества определенные надежды возлагаются на финансово-промышленные группы (ФПГ), в том числе транснациональные: способствуя развитию межгосударственной торговли и расширению сбыта продукции на всей территории СНГ путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов, они тем самым структурно организуют и «стягивают» постсоветское пространство.

Основные принципы новой стратегии – прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.

Главный стратегический ориентир – создание зоны свободной  торговли (посредством открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и капитала) – свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.

Определение согласованных, максимально универсальных и  прозрачных целей и средств экономической  интеграции республик СНГ исходя из интересов каждой из них и Содружества  в целом.

Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».

Координация и  согласование совместных действий стран  СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО.

Модернизация  правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового, гражданского, иммиграционного законодательств. Модельные законы Межпарламентской ассамблеи должны стать средством гармонизации национальных законодательств.

Создание эффективного переговорно-консультативного механизма  и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного осуществления многостороннего сотрудничества и учета позиций государств СНГ.

Выработка общих  научно-технических приоритетов  и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного  сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.

Формирование  многосторонней платежной системы, призванной: а) способствовать сокращению издержек осуществления торговых операций между странами Содружества; б) обеспечивать использование соответствующих национальных валют.

От выбора интеграционной стратегии будут зависеть эффективность  взаимодействия стран СНГ и их мирохозяйственный вес. В условиях глобализации и тотальной конкуренции  только совместными усилиями можно  выработать единую линию противостояния угрозам внешнего мира.

Исторический  опыт 1990-х гг., несомненно, самых трудных  в развитии стран-членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота  по сравнению с межреспубликанскими  поставками в советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран-членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и начинают всё больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

Оценивая действия факторов, обуславливающих центростремительные  тенденции, надо отметить два обстоятельства – первое состоит в том, что  за последние два-три года многим странам СНГ удалось приостановить спад производства и добиться определённого подъёма; второе связано с наметившимся в странах СНГ некоторым сближением характера и темпов экономических преобразований, что находит своё выражение, в частности, в повышении роли предпринимательских структур на национальных рынках.

Главное из этих направлений – высокая степень  взаимозависимости экономик стран  СНГ, потенциал которых может  быть эффективно использован лишь в  условиях совместной слаженной работы. Сохраняются также технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие транспортные коммуникации.

В любом случае первоначально должны решаться три  важнейшие задачи интегрирующихся  стран по последовательному формированию единого информационного, единого правового, единого экономического пространств. Под первым понимается обеспечение необходимых условий для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Во-первых, необходимы экономические сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, во-вторых, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами мирохозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Исходная основа интеграционного развития – соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

Информация о работе Экономическая интеграция стран СНГ