Экономическая интеграция стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для Белорусии, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты интеграции, в особенности объективные предпосылки, возможность и необходимость интеграционных процессов. Отдельно разбираются формы интеграции, называемые более точно этапами интеграции, так как они являются последовательными шагами к достижению полной интеграции и даже созданию единого государства. Главенствующая роль в процессе интеграции принадлежит экономическим факторам. Безусловно, преодоление всяческих барьеров на пути сотрудничества стимулирует кооперацию между предприятиями стран, осуществляющих интеграцию. В процессе написания работы было важно изучить сегодняшнее положение дел в СНГ, разобраться с предпосылками и проблемами интеграции Содружества.
Методологической основой работы послужили труды белорусских и российских ученых экономистов в области рыночной экономики, данные статистических ежегодников Республики Беларусь за 2002-2010 годы, периодическая печать.

Содержание

Перечень условных обозначений………………………………………………..3
Введение 4
1.Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ. 5
2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ.
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения.
4. Перспективы постсоветской интеграции.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

3. координация  и согласование совместных действий  стран СНГ в вопросах, связанных  с их вступлением в ВТО.

4. модернизация  правовой базы экономического  сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового,гражданского, иммиграционного законодательств.

    Модельные  законы Межпарламентской ассамблеи  должны стать средством гармонизации национальных законодательств.

5. создание эффективного  переговорно-консультативного механизма  и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного  осуществления многостороннего  сотрудничества и учета позиций  государств СНГ.

6. выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.

7. формирование многосторонней платежной системы, призванной: а) способствовать сокращению издержек осуществления торговых операций между странами Содружества; б) обеспечивать использование соответствующих национальных валют.

    От  выбора интеграционной стратегии будут зависеть эффективность взаимодействия стран СНГ и их мирохозяйственный вес. В условиях глобализации и тотальной конкуренции только совместными усилиями можно выработать единую линию противостояния угрозам внешнего мира.

Исторический  опыт 1990-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран-членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран-членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и начинают всё больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

    Первоначально  должны решаться три важнейшие  задачи интегрирующихся стран  по последовательному формированию  единого информационного, единого  правового, единого экономического  пространств. Под первым понимается  обеспечение необходимых условий  для беспрепятственного и оперативного обмена информацией,

доступ к  ней всех субъектов хозяйственной  деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности  данных. Во-первых, необходимы экономические  сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, во-вторых, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами мирохозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Исходная основа интеграционного развития – соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

    Следует  исходить из того, что интеграционные  признаки международной экономической  интеграции будут складываться  постепенно с разной интенсивностью  в отдельных субрегионах СНГ.  По мере становления единого  информационного, правового и экономического пространств на первом этапе формирования международных экономических отношений интеграционного типа обоснованно (с участием групп стран, а возможно, и всех стран СНГ) создание и развитие зоны свободной торговли, таможенного союза, платежного союза, общего рынка труда, общего аграрного рынка. Совместно с этим в дальнейшем создается общее инвестиционное и научно-технологическое пространство, объединенные транспортная и энергетическая системы и рынок энергоресурсов. На данном этапе необходимо разработать и запустить согласованную программу структурной перестройки и технологического обновления экономик стран-участниц международной экономической интеграции, а также комплексные программы и соглашения по сотрудничеству в важнейших сферах (социальной, экологической, образования и подготовки специалистов и т.п.). Временные рамки первого этапа – 10–15 лет, т.е. до 2010 г. Только по реализации его основных задач может быть осуществлен переход к качественно новому уровню международных экономических отношений в СНГ – созданию интеграционного сообщества, социально ориентированного типа на высокой индустриальной (постиндустриальной) базе, эффективно встроенного в мирохозяйственные отношения на принципиально новой стадии их глобализации.

    Реальной  предпосылкой и стимулом экстенсивного  и интенсивного развития международной  экономической интеграции на  пространстве СНГ должны стать  ощутимые практические преимущества  и результаты взаимных международных  экономических отношений.[11,с.39-52]

 

 

 

 

 

 

Глава 4

 Перспективы постсоветской интеграции

4.1 Перспективы  инерации Республики Беларусь  в мировое хозяйство

Международное разделение труда становится всё более заметным явлением в мировом хозяйстве. Оно ведет к повышению роли внешней среды и современной экономики, ключевую роль в которой играет мировой рынок товаров и услуг. Динамика развития мирового рынка и степень участия в нем каждого государства определяется системой взаимосвязанных тенденций и закономерностей.

Одной из движущих сил экономического развития является рост международной торговли за счет эффекта масштаба и специализации производства. В течение последних четырех десятилетий темпы роста мирового экспорта (в среднем 6% в год) превышают темпы роста (около 4% в год) валового мирового продукта, причем эта тенденция особенно характерна для развивающихся стран. За последние 40 лет объем мирового производства вырос в 6 раз, в то время как объем торговли увеличился в 15 раз.

    Переход Беларуси к новым экономическим  отношениям, кардинальное изменение его геополитического положения после распада СССР превратили внешнеэкономический фактор развития страны в один из решающих. Становление белорусской государственности обуславливает потребность создания эффективной экономики, специализирующейся на производстве наиболее выгодных для республики видов продукции и развитии торговых, производственно-технологических, научных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Система внешнеэкономических отношений - это не что иное, как взаимодействие национальных организационных структур с контрагентами других государств, направленное на решение задач производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей на мировом рынке с использованием  сложившихся в мировой практике форм и методов.

Выход воспроизводственного цикла за рамки национальной экономики представляет собой осуществление тенденции к интернационализации в мировом хозяйстве. Сложившаяся структура международного общения дает экономически оправданную возможность осуществить создание производственных объектов на единой растянутой технологической цепочке, перешагнувшей национальные границы. Это в свою очередь ведет к углублению интернационализации, но уже на производственной основе.

тенденция всегда сосуществовала со стремлением к национальному обособлению. Современной формой разрешения данного противоречия выступает образование региональных и субрегиональных экономических центров в рамках мирового хозяйства.

Торговля  исторически и логически является отправным моментом в формировании мировой экономики. Формируя мировой рынок, она не оставалась чем-то застывшим; от простого хаотичного обмена готовых товаров и сырья до торговли полуфабрикатами, комплектующими изделиями; услугами, технологиями, регулирования товаропотоков в рамках региональных торговых организаций. Развившись сама, торговля заложила основы для становления более зрелых форм внешнеэкономического сотрудничества экономических агентов государства - прямых производственных связей и транснационализации производства, платежных и валютных союзов, международной валютно-финансовой системы.

Большинство производителей считает: чем больше рынок сбыта, тем выше его потенциал в плане достижения эффективных масштабов деятельности по получению доступа к большему числу покупателей. Для экономики, обладающей относительно небольшим потенциалом, важную роль играет развитие внешнеэкономических связей как источник создания предпосылок для преодоления узости внутреннего рынка. Поэтому развитие экспортной ориентации выступает важным фактором разрешения этой проблемы.

Формирование  модели внешнеэкономической деятельности Беларуси должно происходить с учетом выявления экономико-политических координат, постановки целей и изменения положения республики в системе мирового хозяйства, определения способов и форм включения республики в международное разделение труда.

Вхождение в мировую экономику связано  с необходимостью выбора модели данного  процесса, оценки возможных альтернатив. Варианты основных моделей открывания экономики могут быть классифицированы на четыре основных типа: тотальное, секторное (отраслевое), «точечное» (на уровне отдельных предприятий) и территориальное. Данное деление выработано с учетом и на основе классификации, приведенной группой белорусских ученых (А. Моровой, Л. Заико, П. Васючонок, Е. Медведевым, А. Семеновым) в тематическом докладе «Внешнеэкономическая стратегия: альтернативы, варианты». Предлагаемая

классификация строилась с учетом реальной мировой  экономической практики. Базовым явился опыт так называемых «новых индустриальных стран». Следует отметить, что феномен быстрого индустриального роста и приближение по основным социально-экономическим показателям к экономически развитым странам свойственен не только ряду восточно-азиатских государств. К этой группе в последние десятилетия стали относить и ряд латиноамериканских стран (Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили).

В случае тотального открывания экономики снимаются ограничения и запреты для резидентов по работе на мировом рынке и по допуску на внутренний (национальный) рынок иностранного капитала. Отсутствует таможенное налогообложение, земля является объектом свободной купли - продажи как для резидентов, так и для нерезидентов, может ввозиться и вывозиться любая валюта и в любом количестве, нет никаких дискриминационных мер в отношении нерезидентов по сферам и видам приложения капитала.

На  практике такой вариант открывания экономики был реализован в Тайване, Сингапуре, Гонконге. Роль государства в этих странах сводилась к минимуму: деятельность в области социального обеспечения, здравоохранения, образования. Развитие экономики осуществлялось исключительно за счет частного капитала, зачастую иностранного. Эффект от такой политики был невероятно большим и быстрым. В условиях Республики Беларусь реализация данного направления весьма проблематична. Она не вписывается в представление о будущем республики большей части населения, а также не сочетается с особенностями социально-экономической традиции развития Беларуси.

При втором варианте страна формирует несколько приоритетных экспортных отраслей, ориентированных на вхождение в определенную нишу мирового рынка. В этом случае за счет данных отраслей происходит частичное «подтягивание» (технологическое, техническое, финансовое и т.п.) оставшихся отраслей экономики до среднемирового уровня. В этом плане интерес представляет опыт Японии, Южной Кореи, Бразилии, Аргентины, Мексики. Интеграция экономик этих стран в мировое хозяйство произошла на основе долговременной государственной стратегии, ориентированной на существенную материальную, финансовую, интеллектуальную поддержку приоритетных отраслей

В третьем  случае сценарий интегрирования во многом подобен второму варианту. Однако в условиях внутренней ограниченности финансовых (инвестиционных) ресурсов, необходимых для модернизации и технического перевооружения отрасли (отраслей), включение национальной экономики происходит «точечно», т.е. отдельными предприятиями. В качестве примера может рассматриваться опыт добывающих предприятий Чили.

Четвертый вариант открывания страны связан с географией. Создаются зоны с особым льготным экономическим и правовым режимом хозяйствования для национального и иностранного капитала. Наиболее известным примером такого открывания экономики выступает опыт Китая. Страна открывалась географически с востока на запад, начиная с приграничных районов. В свободных, экономических зонах создавались налоговые и инвестиционные «ямы», что весьма активно стимулировало создание совместных предприятий, банков, венчурных и оффшорных фирм. Однако создание особых зон имеет и отрицательные моменты. Как показывает опыт Китая, учреждение свободных экономических зон сопряжено не только с территориальным обособлением (строительство пограничных заграждений), но и с особым правовым режимом. В итоге за 8 лет существования зон уровень жизни на их территории стал в 5 раз выше, чем на основной части страны.

Изучив  данные варианты, можно сделать вывод, что наиболее приемлемым вариантом открывания экономики для Республики Беларусь является «точечное» вхождение (на уровне отдельных предприятий) в международное разделение труда. Основанием для этого служит дифференцированность структуры экономики, неразвитость рыночных отношений, ограниченность инвестиционных ресурсов, неготовность населения к восприятию других, кроме традиционных, вариантов вхождения в мировое хозяйство.

Информация о работе Экономическая интеграция стран СНГ