Экономическая интеграция стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для Белорусии, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты интеграции, в особенности объективные предпосылки, возможность и необходимость интеграционных процессов. Отдельно разбираются формы интеграции, называемые более точно этапами интеграции, так как они являются последовательными шагами к достижению полной интеграции и даже созданию единого государства. Главенствующая роль в процессе интеграции принадлежит экономическим факторам. Безусловно, преодоление всяческих барьеров на пути сотрудничества стимулирует кооперацию между предприятиями стран, осуществляющих интеграцию. В процессе написания работы было важно изучить сегодняшнее положение дел в СНГ, разобраться с предпосылками и проблемами интеграции Содружества.
Методологической основой работы послужили труды белорусских и российских ученых экономистов в области рыночной экономики, данные статистических ежегодников Республики Беларусь за 2002-2010 годы, периодическая печать.

Содержание

Перечень условных обозначений………………………………………………..3
Введение 4
1.Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ. 5
2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ.
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения.
4. Перспективы постсоветской интеграции.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Монголия участвует в  некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя.  

Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

О своём намерении  войти в СНГ, заявляли, в разные годы, власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения  такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям.

СНГ основано на началах суверенного равенства  всех его членов, поэтому, — все  государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество  не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

сотрудничество  в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее  развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество  в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего  и полного разоружения;

взаимная правовая помощь;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество  в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество  в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с  организованной преступностью;

сотрудничество  в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Основная статья: Органы СНГ

Высшим органом  организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который  обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью  организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

СНГ как международная  организация имеет слишком небольшое  количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Организация Договора о коллективной безопасности  (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.  

— Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.[8,с.129-138]

 

2.2 Формы и механизмы интеграции стран СНГ

 

    Самая  простая, начальная форма международной экономической интеграции - зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран - участниц интеграционной группировки, и, прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах свободной торговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.

    Как  показывает практика, межгосударственные  соглашения о создании зон  свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцированно по позициям.

    Соглашения  о зонах свободной торговли  обычно предусматривают обязательства  партнеров не повышать в одностороннем  порядке таможенные пошлины и  не возводить новые торговые  барьеры, т.е. придерживаться принципа  взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий внешней торговли. При этом в соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутренним законодательным актам стран - участниц соглашения.

    Участие  в зонах свободной торговли  может осложнить положение стран-производителей, так как либерализация импорта  создает благоприятные условия  для соперников из числа стран  - участниц соглашения, продукция  которых может быть более высокого качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг.

    Формой  более тесного сотрудничества  является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.

    В  рамках таможенного союза, представляющего  собой более совершенную, чем  зоны свободной торговли, интеграционную  структуру, страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенно-тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран - участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что также положительно сказывается на экономическом развитии стран-участниц.

    Если устанавливаемый на внешних границах стран - участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта.

    В  случае установления уровня внешнего  тарифа ниже средневзвешенного для стран - участниц таможенного союза последние ориентируются на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями, чтобы создать стимулы для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции.

    При  дальнейшем развитии процесс  интеграции стран - членов группировки  достигает формы общего рынка.  Она знаменуется подписанием  договора, охватывающего «четыре  свободы» пересечения государственных  границ - для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и до некоторой степени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

    Указанные  три формы международной экономической  интеграции охватывают главным  образом сферу обмена, создавая  формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

    Наиболее  сложная форма международной  экономической интеграции с высокоразвитыми,  прочными, долговременными внешнеэкономическими  и политическими связями - экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом - совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д. [5,с.759-785]

 

 

 

 

Глава3

 Проблемы экономической интеграции и пути их решения

3.1 Проблемы экономической  интеграции и пути их решения

 

    Факты  таковы, что в ареале СНГ сформировался  феномен разноскоростной интеграции, в результате которой сложился  ряд вышеотмеченных субрегиональных  объединений с различными принципами  взаимодействия. В связи с этим, перед государствами-участниками Содружества сегодня стоит сложная двуединая задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ появления небольших группировок которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, усилить привлекательность продвинутых форм интеграции, выполнение данной задачи требует выработки принципиально новой стратегии развития взаимоотношений между странами СНГ.

    Исходя из накопленного  опыта интеграции учитывая инерционность  интеграционных процессов, это  развитие, как и прежде, будет происходить посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами – членами Экономического союза СНГ.  Речь идет о переходе от разноскоростной интеграции к дифференцированной интеграции государств.

    Таким образом,  сначала должны интегрироваться  взаимодополняемые государства,  а затем к образованной ими  зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.

    С  созданием новых независимых  государств на постсоветском  пространстве произошёл переход  от командно-распределительной к  рыночной экономике. Новые предпосылки  и факторы международной интеграции  предопределяют необходимость исходить  из экономической заинтересованности. В сегодняшних мирохозяйственных процессах особая роль переходит на микроуровень интеграции, на уровень фирм, компаний, предприятий. Другими словами, если есть экономическая заинтересованность субъектов рынка, значит интеграционные процессы, подстегиваемые со стороны микроуровня фирм «набирают обороты», и интеграционный процесс получает динамичное развитие. Микроуровень определяет формирование структурообразующих интеграционных звеньев в определенных сферах, отраслях и секторах, определяющих субкомплексы региональных интеграционных связей: энергоносители – газ, нефть, системы их транспортировки, электроэнергетические системы, высокотехнологические производства.

     Рыночная  интеграция на микроуровне, развитие  горизонтальных связей, создание  совместных предприятий и транснациональных  коммерческих и финансовых структур  – в реальности главное для  восстановления единого экономического пространства. Во всех государствах Содружества определенные надежды возлагаются на финансово-промышленные группы, в том числе транснациональные: способствуя развитию межгосударственной торговли и расширению сбыта продукции на всей территории СНГ путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов, они тем самым структурно организуют и «стягивают» постсоветское пространство.

    Основные  принципы новой стратегии –  прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.

    Главный  стратегический ориентир – создание  зоны свободной торговли (посредством  открытия национальных границ  на пути движения товаров, услуг,  труда и капитала) – свободной  настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие: 

1. определение  согласованных, максимально универсальных  и прозрачных целей и средств  экономической интеграции республик СНГ исходя из интересов каждой из них и Содружества в целом.

2. совершенствование  тарифной политики, обеспечивающей  справедливую конкуренцию на  национальных рынках. Снятие необоснованных  ограничений во взаимной торговле  и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».

Информация о работе Экономическая интеграция стран СНГ