Франция в годы Четвертой республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотрение истории Франции в годы Четвертой республики.
Задачи работы:
- показать создание временного режима после второй мировой войны и образование во Франции Четвёртой республики;
- рассмотреть наступление реакции и раскол в рабочем и демократическом движении;
- изучить рост крестьянского движения, выборы 1956 г.;
- выяснить причины падения Четвёртой республики во Франции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3


Глава 1. Временный режим и образование
Четвертой республики ……………………………………. 7

Глава 2. Наступление реакции, раскол рабочего и
демократического движения ……………………………. 19

Глава 3. Подъём рабочего и крестьянского движения.
Выборы 1956 г. Падение Четвёртой республики …….. 29


Заключение …………………………………………………………. 39

Список использованных источников и литературы ……………42
Summary ………………………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

    По  мнению генерала де Голля, «Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Поэтому главная задача всех французских патриотов состоит в том, чтобы вернуть своей стране «ранг» великой державы, оказывающей определяющее влияние на судьбы мира.

    Важным  элементом политики, направленной к  созданию «сильного государства», сплочению  «нации» и достижению величия, де Голль считал социальные реформы. В  военных мемуарах де Голль говорит: «Чувство и размышления давно  убедили меня, что освобождение страны должно сопровождаться глубокими социальными  преобразованиями,-- писал он в своих мемуарах.- Или мы сверху и быстро осуществим заметное изменение положения рабочих и частичное сокращение привилегий денег, или страдающая и разочарованная масса прудящихся вызовет потрясения, в которых Франция может потерять все, что у нее осталось».16 К числу необходимых реформ де Голль относил не только восстановление основных демократических свобод, но и частичную национализацию промышленности, госконтроль над экономикой, систему социального страхования и условий труда, которая могла бы смягчить недовольство трудящихся.

    Внешнеполитическая  программа де Голля ставила вo главу угла проблему национальной независимости. В отличие от многих руководителей  буржуазно-патриотических группировок  Сопротивления, де Голль твердо отстаивал  принцип национального суверенитета. Он выступал за союзные отношения  с Англией и США, но вместе с  тем указывал на необходимость союза  с СССР, который де Голль со времен войны рассматривал как «некоторый противовес по отношению к англосаксонским  странам», гарантирующий независимость  Франции.17

    Взгляды де Голля во многом напоминали идеи традиционного правого национализма, но вместе с тем заключали в  себе существенный новый элемент. Раньше правые националисты были консерваторами, противниками социальных реформ, сторонниками невмешательства государства в  управление экономикой. Де Голль, напротив, выступал с позиций «дирижизма»  и буржуазного реформизма, порывая  с консерваторами.

    Историк Наумова Н.Н. отмечает, что возникновение  голлизма и деятельность МРП показывали, что в среде французской буржуазии  происходит поворот от традиционных консервативных взглядов к доктринам  буржуазного реформизма и «дирижизма».18

    Важнейшим событием внутриполитической жизни  освобожденной Франции стали  выборы в Учредительное собрание, которому предстояло подготовить новую  конституцию. Содержание будущей конституции, а также вопрос о правах и полномочиях  Учредительного собрания явились предметом  упорной борьбы.

    Коммунистическая  партия и ВКТ предлагали предоставить Учредительному собранию широкие полномочия, в частности поручить ему наряду с подготовкой проекта конституции  контролировать деятельность правительства. Партия радикалов требовала вообще не созывать Учредительного собрания, а восстановить действие ликвидированной  правительством Виши конституции 1875г. Генерал де Голль рекомендовал ограничить полномочия Учредительного собрания и  сделать вопрос о его созыве предметом  всенародного опроса (референдума).

    От  имени Временного правительства  де Голль внес проект, по которому будущее  Учредительное собрание лишалось права  контролировать текущую деятельность правительства, а срок его работы ограничивался семью месяцами. МРП, Социалистическая партия и правые группировки  Сопротивления поддержали этот проект.

    21 октября 1945 г. во Франции состоялись  первые после освобождения всеобщие  выборы и одновременно референдум  по вопросу об Учредительном  собрании. Выборы проводились в  один тур до пропорциональной  избирательной системе, в (соответствии  с которой число депутатских  мест, получаемых той или иной  партией, должно быть прямо  пропорционально числу собранных  ею голосов. Возрастной ценз  составлял 20 лет. Впервые право  избирать и быть избранными  получили женщины и военнослужащие. 96,4% избирателей высказались за  отмену конституции 1875 г. и  созыв Учредительного собрания. 66,3% избирателей согласились с  проектом организации власти, предложенным  де Голлем.

    Таким образом, в отличие от довоенной  системы, при которой голоса избирателей  распылялись среди многих партий, три главные партии Учредительного собрания - коммунисты, социалисты и  МРП - собрали почти 75% голосов.19

    С этого времени и до мая 1947 г  трехпартийная система (т. е. сотрудничество трех основных партий) почти неизменно  являлась основой для формирования многочисленных французских правительств.

    Соглашение  трех партий не распространялось на конституционные  вопросы. МРП выдвинула свой собственный  проект конституции, тогда как коммунисты и социалисты решили выступать совместно.

    Благодаря участию коммунистов в правительстве  французские трудящиеся добились немаловажных результатов в области социального  законодательства. По инициативе министра труда А. Круаза был принят закон  о восстановлении 40-часовой рабочей  недели. Работа свыше 40 часов в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились 2-недельные оплачиваемые отпуска  для рабочих и 3-недельные - для  служащих. Под руководством М. Тореза был разработан статут шахтеров, а  затем статут государственных служащих, охранявший интересы лиц этих профессий. Номинальная заработная плата работников промышленности и торговли к лету 1946 г. выросла на 80%, сельскохозяйственных рабочих - на 25%. Размеры пенсий и  семейных пособий увеличились от 80% до 130%, хотя и продолжали отставать  от роста цен. Была создана единая государственная система социального  страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного труда (кроме занятых  в сельском хозяйстве). За ними закреплялось право на пенсии по старости (с 65 лет) и по инвалидности; право на пособия  по болезни и по безработице. С  целью стимулирования рождаемости  вводилась система семейных пособий. Средства социального страхования  составлялись, с одной стороны, из взносов рабочих и служащих (6% от заработка) и, с другой -- из отчислений капиталистов (10% от суммы фонда заработной платы). Этими средствами распоряжались страховые кассы, правление которых избиралось теми, кто пользовался системой социального страхования.20

    Канинская Г.Н. и Наумова Н.Н. в книге «Борьба  классов и партий во Франции в  годы IV республики» говорят о  том, что борьба вокруг конституционных  вопросов особенно обострилась, когда  в нее включился генерал де Голль. В июне 1946 г. он выступил в  г. Байе с речью, в которой потребовал создания «сильной власти». Де Голль  предлагал учредить пост неподотчетного парламенту президента - главы государства, обладающего самыми широкими полномочиями. Президент должен был возглавлять  правительство, назначать и смещать  министров, (командовать вооруженными силами, руководить внешней политикой, иметь право роспуска Национального  собрания и служить арбитром в  политических разногласиях.21

    Проект  «сильной власти» вызвал резкую критику  со стороны демократических сил. После длительных дискуссий второе Учредительное собрание отвергло эту  идею. Пойдя навстречу требованиям  МРП, оно внесло в новый проект конституции положение о двухпалатном парламенте, но подтвердило светский характер государства и сохранило  контроль Национального собрания над  деятельностью президента и правительства. Новый проект поддержали все партии трехпартийной коалиции.

    13 октября 1946 г. состоялся второй  референдум, в результате которого  большинство избирателей одобрило  этот проект. В декабре 1946 г.  новая конституция официально  вступила в силу Текст конституции  1946 г. опубликован в сборнике  «Конституции буржуазных государств  Европы».  Французская конституция 1946 г. воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».

    По  настоянию левых сил в конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие  возможность серьезных социально-экономических  преобразований. В частности, указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает  черты фактической монополии, должно стать коллективной собственностью. Согласно конституции Франция обязывалась  избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе», обещала  «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда  не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось  равенство прав и обязанностей населения  Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших  в этот союз.

    Высшим  органам государственной власти по конституции 1946 г. являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание, избираемое всеобщим, прямым и равным голосованием, могло издавать законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог лишь отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание. Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент республики избирался парламентом, и все его акты нуждались в утверждении правительством.22

    Таким образом, в целом конституция 1946 г. носила буржуазно-демократический  характер. Провозглашенные в ней  свободы ничем не гарантировались  и на деле нередко не соблюдались. Тем не менее, провозглашение этих прав создавало известную преграду для  произвола властей и облегчало  борьбу рабочего класса. Сохранение контроля выборного Национального собрания над президентом и правительством также создавало препятствия  для злоупотреблений государственной  властью.

    Большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. Конституция 1946 г. воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов». Но на деле интересы личности в деятельности государства не соблюдались, а именно реальное обеспечение прав и свобод личности, что является фундаментальным принципом правовой государственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Наступление реакции, раскол рабочего и

      демократического  движения 

    С вступлением в силу Конституции 1946 г. закончился Временный режим. Начался 12-летний период Четвертой республики. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Четвертой  республики, а в декабре - выборы в Совет Республики. Они ознаменовались новым успехом ФКП.

    После избрания в январе 1947 г. президентом  социалиста Венсана Ориоля однопартийное  правительство Блюма уступило место  коалиционному правительству социалиста Рамадье, в которое вновь вошли  коммунисты, социалисты, члены МРП, а также представители радикалов  и близких к ним групп. Председателем  Национального собрания стал Эррио, Формирование предусмотренных Конституцией высших органов власти завершилось.23

    Первые  годы Четвертой республики совпали  с распадом антифашистской коалиции и резким обострением международных  отношений, получившим название «холодной  войны».

    В ходе «холодной войны» окончательно сложилась биполярная (двухполюсная) система мира. Ее главной чертой было противостояние СССР и США, в  которое оказались втянуты и  многие другие государства, в том  числе Франция. В обстановке «холодной  войны» перешли в наступление  французские правые, которые потребовали  устранить коммунистов из правительства  и проводить жесткий курс по отношению  к СССР. Часть бывших участников движения Сопротивления продолжала сотрудничать с коммунистами, но другая, гораздо более многочисленная, - заняла антикоммунистические позиции и начала сближаться с бывшими вишистами.

    Арзаканян М.Ц. в своей книге «Де Голль  и голлисты на пути к власти» пишет: «В апреле 1947 г. генерал де Голль  объявил о создании новой политической организации - «Объединения французского народа» (РПФ). Руководители РПФ - де Голль и его соратники военного времени, которых прозвали «баронами голлизма» (Жак Сустель, Мишель Дебре, Жак Шабан-Дельмас и др.), - утверждали, что их организация не является обычной политической партией, а представляет собой широкое народное объединение, созданное в соответствии с традициями Сопротивления. Они обвиняли все другие политические партии в том, что их борьба «парализовала государство», требовали отмены Конституции 1946 г. и создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента».24

    С началом «холодной войны» обострились  разногласия внутри трехпартийной  коалиции. Несмотря на возражения министров-коммунистов, правительство Рамадье шаг за шагом отступало от программы  трехпартийной коалиции и склонялось на сторону англо-американского  блока. 4 марта 1947 г. в Дюнкерке был  подписан англо-французский договор о взаимной помощи сроком на 50 лет. Формально договор был направлен против угрозы агрессии со стороны Германии, но фактически он стал важным шагом на пути присоединения Франции к англо-американскому блоку.

Информация о работе Франция в годы Четвертой республики