Конституция Французской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 02:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является анализ конституции Французской республики, для решения цели необходимо решить ряд задач, что по сути и будет являться содержанием работы.

В данной контрольной работе были использованы Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года (с изменениями), учебники под редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина., учебник Автономова А.С. а также Якушева А.В.

Вложенные файлы: 1 файл

кпзс.франция.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

Введение

 

     Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

     Данная  тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

     Целью работы является анализ конституции  Французской республики, для решения цели необходимо решить ряд задач, что по сути и будет являться содержанием работы.

     В данной контрольной работе были использованы Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года (с изменениями), учебники под редакцией  М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина., учебник Автономова А.С. а также Якушева А.В.

     Франция является демократической страной, а опыт становления демократии особенно важен для современной России.

 

1. Исторические условия  и порядок принятия  Конституции

     В послевоенное время в конституционном  развитии Франции различаются два  периода: первый – период Четвертой  республики – с 1946 по 1958 г., второй –  с момента принятия Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. – наиболее демократичный за всю историю  страны – мог служить юридической  базой для последующих социальных и политических преобразований.

     Ныне  действующая Конституция Франции, оформившая создание Пятой республики, была одобрена подавляющим большинством голосов на референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 г. и вступила в силу 4 октября 1958г. Принятию этой Конституции предшествовало нарастание глубокого политического кризиса в стране. Установленный в 1946г. во Франции режим усиленного парламентаризма, известный под названием Четвёртой республики, способствовал росту политической нестабильности, «правительственной чехарде» и падению авторитета правительственных властей. Прямым поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности – генералу Ш. де Голлю (точнее – «его правительству», если использовать формальное выражение).

     Генерал дал своё согласие, и 1 июня 1958г. Национальное собрание Франции большинством в 329 голосов против 224 наделило де Голля чрезвычайными полномочиями в законодательной области. Одновременно был вотирован конституционный закон, определивший рамки осуществляемой конституционной реформы. В законе были сформулированы пять принципов, которым должно было следовать новое правительство при разработке проекта конституции. Среди них – выборы как источник власти, а равно разделение властей. К числу конституционных принципов было отнесено также установление парламентской ответственности правительства и поддержание независимости судебной власти. В качестве отдельного принципа было сформулировано требование уважения основных свобод. Наличие этого конституционного закона и закрепленных в нем пяти принципов предопределили особенности и характер проекта конституции, выработанного и представленного на референдум. В частности, результатом стал определенный компромисс между концепциями сильной личной власти и парламентского контроля за деятельностью Правительства. История разработки и принятия Конституции 1958г. во многом объясняет, почему во Франции утвердилась такая своеобразная форма правления, как республика, сочетающая в себе элементы президентской и парламентской.

2. Структура и основные  черты Конституции

 

     Акт 1958г. – средний по объему документ среди аналогичных в конституционной  истории страны; он меньше, чем Основной закон 1946г. (106 статей) или Конституция 1848г. (116 статей), но больше актов 1852г. (58 статей) или 1830г. (70 статей).

     Конституция 1958 года в её первоначальной редакции состояла из краткой Преамбулы и 92 статей, сведенных в 15 разделов. Вместе с тем в Преамбуле торжественно заявлялось о приверженности французского народа правам человека и принципам  национального суверенитета в том  виде, как они были определены в  Декларации прав человека и гражданина 1789г. и дополнены и расширены в Преамбуле к Конституции 1946г. Эта отсылка была в последующем истолкована как признание Декларации и Преамбулы 1946 года в качестве действующего французского права страны. Таким образом, структурно французская Конституция оказалась как бы состоящей из трёх законодательных текстов: из основного закона, вотированного на референдуме 28 сентября 1958 года, Декларации 1789 года, и Преамбулы к Конституции 1946 года.

     В течение довольно длительного срока  вопрос о юридической силе Декларации и Преамбулы оставался спорным. Однако начиная с 1970 года Конституционный  совет, являющийся во Франции органом  конституционного контроля, признал  за Декларацией и Преамбулой ту же юридическую силу, что и за постановлениями  текста 1958 года, сформулированными  в виде статей основного закона. Более того, из ряда решений, принятых высшими судебными органами Франции, вытекает, что в этих документах сформулированы основополагающие принципы, обязательные для всех государственных  органов страны. Декларация 1789 года и Преамбула 1946 года содержат положения, преимущественно относящиеся к  правам и свободам человека, утверждению  принципов национального суверенитета, признанию народа в качестве единственного  источника власти.

     В настоящее время, после ряда внесенных  в нее поправок Конституция состоит  из преамбулы, 17 разделов и 89 статей, причем некоторые из них (47, 68, 88) имеют значки 1, 2 и т.д., т.е. под одним номером  имеется несколько статей. Разделы  Конституции различны по объему. Например, разделы XIV и XVI включают по одной статье – 88 и 89 соответственно. Наиболее крупные  разделы посвящены Президенту Республики (15 статей) и отношениям между парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений указывает на основное в акте – систему органов государственной власти и на исключительное положение среди них главы государства. Порядок расположения разделов также весьма показателен: первый раздел – положения о суверенитете, второй – о Президенте республики, четвертый посвящен парламенту. В Конституции 1946 года положения о парламенте занимали второй раздел, а о Президенте – пятый. Такое расположение разделов Конституции явно указывает на перераспределение власти между различными частями государственного механизма.

     Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Широкие  полномочия единоличного главы государства  в значительной мере уравновешиваются наличием института парламентской  ответственности правительства.

     Принцип «правление народа, через народ и  для народа» остается основным принципом  Французской Республики.

     Конституция 1958 года закрепляет республиканскую  форму правления во Франции, причем особо оговаривает, что данная форма  правления не может быть предметом  пересмотра, по форме территориально-политического  устройства — сложное унитарное  государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония —  нечто вроде «ассоциированного  штата»), член Французского Сообщества. Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам правового, светского  и социального государства, что  находит свое отражение как в  постановлениях Конституции, так и  в текущем законодательстве.

     В Конституции определено соотношение  внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992г., осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

     Конституция содержит развернутые постановления, относящиеся к организации законодательной  власти, определяет статус Конституционного совета, закрепляет независимость судебной власти и содержит некоторые нормы, касающиеся организации самоуправления на местах.

     Специфика Конституции заключается прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных  властей. Конституция 1958 года вводит такие  новые и сравнительно редко встречающиеся  в развитых странах нормы, которые  устанавливают определенные рамки  законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной  мере контролю со стороны исполнительной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о том, что в Конституции 1958 года прослеживаются определенные авторитарные тенденции.

     Конституция 1958 года наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу французского государства. Это обстоятельство послужило основанием для утверждений об установлении в стране режима личной власти. Однако практика функционирования конституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах правового государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью со стороны представительных учреждений, а следовательно, нет оснований характеризовать эту Конституцию как антидемократическую или авторитарную.

3. Порядок пересмотра  и конституционные  реформы

 

     Конституция 1958г. по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов –  принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен  палатами парламента в идентичной редакции. При этой процедуре палаты – Национальное собрание и Сенат – находятся  в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе – на совместном заседании  парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации  в Конгрессе требуется, чтобы  автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура  ратификации в Конгрессе предусмотрена  для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума  нецелесообразно. Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой принятия поправок, в то время как, по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89 Конституции, нормой должен быть референдум. Большинство принятых поправок к Конституции было одобрено в Конгрессе.

     В Конституцию 1958 г. неоднократно вносились  поправки. Они указаны в прилагаемом  тексте. Все они были приняты по инициативе Правительства. Некоторые  из поправок внесли глубокие изменения  в отношения между органами государственной  власти и в основы политической системы. Предметом этих поправок были: изменение  порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов (закон от 6 ноября 1962 г.), расширение права запроса  Конституционного совета (закон от 29 октября 1974 г.), включение в Конституцию  норм Маастрихского договора (закон от 25 июня 1992 г.). Предмет других поправок носил скорее технический характер: предоставление возможности африканским государствам – бывшим французским колониям – оставаться членами Сообщества (закон от 4 июня 1960 г.); совмещение парламентских каникул со школьными и в связи с этим изменение сроков проведения сессий парламента (закон от 30 декабря 1963г.); регулирование процедуры избрания Президента республики в связи со смертью кандидатов во время избирательной кампании (закон от 18 июня 1976г.) и др.

     На  практике процедура пересмотра основного  закона до сих пор всегда начиналась по инициативе Правительства. Это не означает, что парламентарии не предпринимают  никаких усилий для того, чтобы  изменить Конституцию. С начала действия этого акта по 31 декабря 1995г. было внесено 290 предложений о его пересмотре со стороны членов парламента, в  каждом из которых предлагалось изменить от одной до семнадцати статей. С  наиболее кардинальной реформой выступал депутат от фракции Демократического центра Кост-Флоре 2 ноября 1962г. (предложил изменить 17 статей и ввести президентскую форму правления).

     Осуществленные  за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функционирования, и даже в определенной степени в международно-правовой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы государственных институтов не претерпели радикальных изменений. Речь идет, скорее о том, что в условиях Пятой республики наметилась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и авторитета правительства как коллегиального органа.

4. Конституционный  контроль

     конституция франция реформа

     Еще одна особенность Конституции 1958 г. – учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. В Четвертой республике юридически существовал Конституционный комитет, который за 12 лет провел лишь одно заседание. Современный Конституционный совет по сравнению с его предшественником обладает гораздо большими правами и реальной властью.

Информация о работе Конституция Французской республики