Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

В рамках научной работы целью является и определение государственной поддержки экономики посредством анализа отдельных элементов системы экономического регулирования. В соответствии с указанными целями в работе были поставлены и решаются следующие задачи:
- проанализировать структуру российской внешней торговли товарами на современном этапе;
- исследовать динамику объемов и товарной структуры внешней торговли РФ в преддверии мирового финансового кризиса;
- рассмотреть структуру и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России;
- изучить систему госрегулирования внешней торговли за рубежом на примере Соединенных Штатов Америки.

Содержание

Введение 3
1 Структура российской внешней торговли товарами на современном этапе 5
1 Внешняя торговля как основная форма участия России в международном разделении труда 5
1.2 Внешнеторговая деятельность России в свете мирового финансового кризиса 7
1.3 Россия в системе мировой торговли товарами (на примере машиностроительного комплекса) 10
1.4 Структура экспорта товаров России 12
1.5 Структура импорта товаров России 14
2 Динамика объемов и товарной структуры внешней торговли РФ 16
2.1 Экспорт и импорт России важнейших товаров за 2008 год 16
2.2 Внешнеэкономические связи России в I квартале 2009 года 21
3 Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России 34
3.1 Понятие, виды, цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности 34
3.2 Принципы государственного регулирования ВТД России 36
3.3 Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности 37
3.4 Структура регулирования ВТД России 38
3.5 Инструменты регулирования ВТД России 40
4 Государственное регулирование внешней торговля за рубежом (на примере Соединенных Штатов Америки) 42
4.1 Государственное регулирование внешней торговли США 42
4.2 Внешнеторговая политика США 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 54

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

О необходимости  решения сырьевой зависимости российской экономики Правительство РФ задумалось давно и всерьез. Так, разрабатываются государственные программы, создаются всевозможные государственные корпорации с целью развития несырьевого сектора экономики. В конце минувшего столетия была одобрена Правительством Федеральная программа развития экспорта на срок до 2005 г., диверсификационная модель развития российской экономики была предложена Минэкономразвития РФ в 2003 году при разработке Среднесрочной программы на 2006-2008 гг. и проекта «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» до 2020 г.

Таким образом, глобальный финансовый кризис однозначно продемонстрировал уязвимость экономического роста, основанного на высокой зависимости от экспорта основных видов сырья и притока иностранного капитала, что требует пересмотра российской политики в области экспорта и принятия действенных решений в сторону диверсификации экспорта и производственной деятельности в целях расширения основы экономического роста страны и уменьшения уязвимости ее экономики от воздействия внешних потрясений.

От диверсификации экспорта во внешнеторговой деятельности России зависит конкурентоспособность российской экономики в целом.

В настоящее время в России остроту  приобрела проблема повышения конкурентоспособности  продукции отечественной промышленности. На мировом рынке конкурентоспособны преимущественно отрасли и подотрасли российской промышленности, экспортирующие сырье, технологически простые полуфабрикаты (металлы, бумага, полимеры) или узкий круг товаров конечного спроса (удобрения). Вероятный рост цен и тарифов может понизить ценовую конкурентоспособность этих отраслей на мировом рынке. Однако по большинству видов экспортной продукции эти отрасли и подотрасли, видимо, сохранят некоторый запас ценовой конкурентоспособности. В ряде указанных отраслей возможности наращивания экспортного потенциала ограничиваются значительной загрузкой имеющихся мощностей и высокой удельной капиталоемкостью проектов по их развитию.

Сохраняется конкурентоспособность  ряда российских высокотехнологичных  отраслей (атомная и оборонная  промышленность и др.). Однако масштабное расширение экспорта соответствующей продукции встречает на внешних рынках противодействие, в том числе и по политическим мотивам.

Присутствие России на мировом рынке  продукции наукоемких отраслей заметно  лишь в таких сегментах, как ядерные  технологии, оружие и военная техника, коммерческие запуски спутников, производство жидкостных ракетных двигателей, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктуры. Высокий экспортный потенциал имеют российские научные разработки в области программного обеспечения. Активизация деятельности на мировом рынке наукоемких технологий необходима России и в связи с отсутствием в стране платежеспособного спроса на часть наукоемкой продукции. Ведь подобная ситуация приводит к застою и старению наиболее передовой технологической базы (авиация, космонавтика, радиоэлектроника, биотехнология, информатика и т.п.).

Анализ конъюнктуры на мировом  рынке высоких технологий показывает, что Россия способна достаточно успешно  конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции из 50. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий не может себе позволить сейчас ни одна страна, правильный выбор приоритетов позволил бы России уже в обозримой перспективе претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции. В стране имеются возможности для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в следующих наукоемких и высокотехнологичных отраслях: оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, в частности оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение.

Большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или вовсе неконкурентоспособно. Довольно большое количество товаров российского перерабатывающего комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий до элементной базы электронной промышленности) конкурентоспособны по качеству и ценам и на практике находят сбыт на рынках промышленно развитых и развивающихся стран. Наращивание экспортного потенциала этих отраслей тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, осуществлению мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.

 

 

1.3 Россия в системе мировой торговли товарами (на примере машиностроительного комплекса)

 

 

Чтобы вернуть себе статус мировой  промышленной державы, России необходимо развитие таких отраслей экономики, как машиностроения, станкостроения, авиации, судостроения и др.

Повышение экономической эффективности внешней торговли на основе увеличения в экспорте доли товаров с более глубокой степенью промышленной обработки, прежде всего машиностроительной продукции, и оптимизация импорта является одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Эта проблема остро стояла еще в советское время. Несмотря на осуществление некоторых позитивных сдвигов в структуре советского экспорта, задачи по ее совершенствованию решались медленно.

Существующая  в настоящее время структура экспорта Российской Федерации имеет однобокий характер. Наш экспорт находится в большой зависимости от сравнительно узкого круга товаров - нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, лесотоваров. Так, в 2007 г только удельный вес топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия) превысил 68%; около 17% всего экспорта приходится на металлы: продукция химической промышленности занимает 5% в экспорте, лесотовары - свыше 3%- Таким образом, доля топлива, сырья и полуфабрикатов составляет в настоящее время более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья [27].

Доля машин  и оборудования в экспорте в страны дальнего зарубежья в текущих  ценах значительно сократилась  в 1990-е и 2000-е годы и в 2007 г. составила, даже с учетом военно-технических поставок, лишь 3,4% (доля гражданской машинотехнической продукции -2%). Удельный вес готовых изделий не достигает даже 10%. В 1990 г. доля машин и оборудования в экспорте РФ без военно-технического сотрудничества была 17,6%, а доля готовых изделий - 33%. За период 1991-2007 гг. экспорт машин и оборудования РФ сократился на 20%. Еще более сырьевой и однобокий характер имеет структура внешней торговли РФ с отдельными торговыми партнерами из группы развитых стран.

Такой показатель удельного веса машин и оборудования недопустимо мал для развитой страны. В целом в мировом экспорте доля машин и оборудования составляет в настоящее время около 40%.

Доля экспорта машин и оборудования РФ в мировом  экспорте этой продукции составила в 2007 г. лишь 0,4%, по сравнению с 2.7% доли всего российского экспорта в мировом экспорте. Отечественный экспорт машин и оборудования в 2006 г. был в 25 раз ниже аналогичного показателя США, в 10 раз Республики Корея, в 8 раз Сингапура, в 4 раза Малайзии и в 6 раз - Тайваня [27].

Об имеющихся  резервах и возможностях увеличения экспорта Российской Федерацией машин  и оборудования говорит, как уже  отмечалось, низкий коэффициент структурной  специализации продукции машиностроения, а также тот факт, что на долю России в 2006 г. приходилось 6% мирового производства стали, тогда как доля России в мировом экспорте машин и оборудования составила лишь 0,3%. Для сравнения можно отметить, что удельный вес Франции в мироном производстве стали 3%, доля же в мировом экспорте машин и оборудования - 5%.

Что же касается США, Японии, ФРГ, то доля этих стран в мировом производстве стали в начале 2000 г. составила: США - 14%, Японии - 14, ФРГ - 6%; доля же указанных стран в мировом экспорте машин и оборудования в 2006 г. соответственно была: 11%, 10% и 12%.

Структура экспорта РФ в страны ближнего зарубежья (СНГ) в целом носит более прогрессивный  характер по сравнению с торговлей  России со странами дальнего зарубежья. Вместе с тем в долгосрочном плане  нет предпосылок для увеличения доли готовых изделий в экспорте РФ в страны СНГ. Падают российские поставки военной техники в эти страны.

Кроме того, там, по-видимому, надолго сократился спрос на российскую машинотехническую продукцию гражданского профиля, так как страны предпочитают иметь отношения с поставщиками из дальнего зарубежья с их более высокими технологиями и готовностью вкладывать капиталы в их экономику.

В целом в  настоящее время только около 15% серийно производимой в РФ машиностроительной продукции соответствует мировому уровню.

Нельзя также не отметить такой  важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис, который  требует к себе постоянного внимания. Многие наши предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых  машин и мало заботятся о выпуске  запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей в ряде случаев не дает возможности удовлетворять требования покупателей, что является тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения.

В этой связи увеличение в торговле РФ машинами и оборудованием доли комплектующих изделий и запасных частей на базе расширения их производства, улучшение технического обслуживания реализованной машинотехнической продукции является важным направлением расширения ее экспорта.

 

 

1.4 Структура экспорта товаров России

 

 

Важным показателем  эффективного развития внешнем торговли является ее товарная структура, т.е. доля в экспорте и импорте отдельных  товарных групп. В связи с этим изучение и анализ товарной структуры  имеют важное значение и проводятся на базе сгруппированных товарных групп по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России.

Основу современного российского экспорта продолжают составлять энергоносители и сырье. Они по-прежнему занимают ведущее место в экспорте нашей страны, стали определяющим источником его развития. На топливо, древесину, руды, пушнину и драгоценные камни приходится более 55% стоимости российского экспорта. Большая их часть вывозится в сыром, необработанном виде, а выработанные из них изделия приходится завозить в нашу страну.

Другой особенностью структуры российского экспорта является сравнительно узкая номенклатура вывозимых товаров. В 2005 г. нефть, нефтепродукты  и природный газ составили  около 40% всей экспортной выручки. На готовые  изделия приходится не более 15% экспорта, в том числе машинотехнической продукции - около 11% [16].

Наиболее динамично  развивающейся и значимой составляющей машинотехнического экспорта России стали  товары военно-технического назначения. Уникальное качество российского вооружения и в настоящее время позволяет формировать весомый пакет экспортных заказов. Однако, несмотря на рост объемов, происходит сокращение количества стран - импортеров российской продукции военного назначения. Заметно сократились против дореформенного уровня и поставки военной техники. Это является следствием изменений на политической карте мира, усиления конкурентной борьбы на мировом рынке оружия, недостаточно активной политики российских экспортеров в этой сфере.

Топливно-сырьевая специализация России делает ее положение на мировом рынке крайне уязвимым.

Низкая степень  участия российского машиностроения в экспорте объясняется не только такими объективными причинами, как  свертывание производства в соответствующих  отраслях, неконкурентоспособность  значительной части их продукции, потеря традиционных рынков сбыта, но и недостаточной поддержкой со стороны государства.

Повышение экономической  эффективности экспорта и совершенствование  его товарной структуры невозможно без той широкой и многоплановой  государственной поддержки, какую получают экспортеры во многих развитых странах, что содействует их успешной конкуренции на мировых рынках.

Мировой опыт свидетельствует, что одним из ключевых направлений  в политике структурных изменений  в национальной экономике является поддержка тех ее сфер, которые могут стать основой экспортоориентированного экономического роста. В немалой степени этому способствует система поддержки со стороны государства. Но сложившаяся экономическая ситуация России пока не дает оснований рассчитывать на возможность выделения из государственного бюджета необходимых для технического перевооружения отечественного производства средств.

Структура экспорта России важнейших товаров в 2008 г. представлена в Приложение А.

 

 

1.5 Структура импорта товаров России

 

 

Структура импорта России четко ориентирована на удовлетворение текущих потребительских нужд. Основное место в импорте занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырье, медикаменты, алкогольные и другие напитки, сигареты, различные изделия легкой промышленности, машины.

Для импорта  характерна значительно более широкая  и разнообразная номенклатура товаров, большинство которых представлено готовыми продуктами. Ввозится ряд  видов сырья и полуфабрикатов, которые не производятся или производятся в недостаточных количествах в стране (хлопок и пряжа, натуральный каучук, табак, кофе, чай и др.). Огромное значение приобрели в последние годы закупки различных компонентов и химических материалов, необходимых для производства потребительских товаров улучшенного качества. Существенную социальную роль играет импорт медикаментов и сырья для их производства, обеспечивающий примерно на 70% внутрироссийские потребности [16].

Ориентируясь  на специфику российского внутреннего  рынка, товарная структура импорта  приобрела ярко выраженный потребительский характер. С учетом нерегистрируемого ввоза, включая челночную торговлю, товары народного потребления явно доминируют в российском импорте. Российский рынок оказался чрезмерно открыт, и удельный вес импортной продукции на внутреннем рынке по ряду позиций превышает порог экономической безопасности страны.

Информация о работе Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России