Теоретические аспекты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:41, лекция

Краткое описание

Теория государственного управления, как и любая иная социально-политическая наука, выявляет и объясняет объективные законы управленческого процесса; формулирует идеальные модели способов управленческого воздействия государственных субъектов на управляемые объекты, т.е. принципы управления. Последние объективно обусловливаются как содержанием законов управления, так и типом государственного строя и уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества. Для Казахстана такими факторами являются: переходное состояние политической, экономической систем и социальной структуры общества, а также политической и правовой культуры правящего слоя и населения.

Содержание

1.Управление и его роль в обществе Определение, предмет, объект и методы науки управления
2. Эволюция государственного управления и школы управления Законы природы и общества в управлении
3.Механизм использования законов общества и природы в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Теоретические  аспекты государственного управления

 

1.Управление  и его роль в обществе Определение, предмет, объект и методы науки управления

2. Эволюция  государственного управления и  школы управления Законы природы и общества в управлении

3.Механизм использования законов общества и природы в управлении.

 

1.Управление  и его роль в обществе Определение, предмет, объект и методы науки управления

 

Теория государственного управления, как и любая иная социально-политическая наука, выявляет и объясняет объективные законы управленческого процесса; формулирует идеальные модели способов управленческого воздействия государственных субъектов на управляемые объекты, т.е. принципы управления. Последние объективно обусловливаются как содержанием законов управления, так и типом государственного строя и уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества. Для Казахстана такими факторами являются: переходное состояние политической, экономической систем и социальной структуры общества, а также политической и правовой культуры правящего слоя и населения.

В современной теории управления доминирует концепция демократизации управленческого процесса, акцентируется  перспектива перехода от традиционных бюрократических стилей администрирования  к антибюрократическим, предполагающим нарастающее участие в управлении управляемых.

Государственное управление - это очень сложное  многогранное общественное явление, характер возможностей и действия, которых определяется людьми. Само оно состоит из института, организационных, правовых, информационных. Теория государственного управления, как и любая иная социально-политическая наука, выявляет и объясняет объективные законы управленческого процесса; формулирует идеальные модели способов управленческого воздействия государственных субъектов на управляемые объекты, т.е. принципы управления. Последние объективно обусловливаются как содержанием законов управления, так и типом государственного строя и уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества. Для Казахстана такими факторами являются: переходное состояние политической, экономической систем и социальной структуры общества, а также политической и правовой культуры правящего слоя и населения.

Для государства важно  в первую очередь видеть в чем заключается национальные интересы своего народа, каковы их взаимосвязь с интересами народов мирового сообщества и зависимость от них и делать все необходимое для их практического осуществления. Особый статус государства в обществе заключается в том, что именно через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, предающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законодательство и принуждение при его реализации.

Сущность государств определяется тем, что для обеспечения реализации своих целей, функций оно создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат. Эта совместность людей профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли институциональным закреплениям последних и проведением государственно-правовых установлений в жизнь.

В виде формы  общества государство выступает  единовременной структурой и механизмом общественного самоуправления.

Государство идет от общества и призвано обслуживать его потребности, интересы, цели и волю. Государство должно иметь только необходимые обществу институты и организовывать их таким образом, чтобы при этом возможно большее число граждан вовлекалось в их формирование и функционирования. С этой точки зрения открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его деятельности характеризуют развитость государства как демократического и правового общественного института.

Понятие «государственное управление» характеризует область научного знания и вид социального управления – сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни. Это организующее - регулирующее воздействие государства может быть подразделено на две составляющие – политическую и административную. В рамках первой – политического управления – решаются вопросы: что, зачем и почему? Вторая представляет собой более конкретное проявление собственно государственного управления, решающего вопросы: как и при помощи чего? В этом смысле его можно назвать административно-государственным управлением. Но в тоже время в таком определении заложена этимологическая путаница.

Между политическим и государственным управлением  имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров, социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально, то есть функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие эти два понятия начала вытекают не только из особенностей государства как политического института, но и из властного характера его организационной деятельности.

Можно выделить три структурных уровня организации  государственного управления. Высший – институциональный – является пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяется общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний – административный уровень – сфера функционального управления (администрирования). На этом уровне любой вид деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты – планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем – технологическом (низшем) – происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации.

Таким образом, государственная администрация  в теоретических представлениях находится вне сферы политики, тогда как государственное управление на институциональном уровне политично и основано на учете разнообразия конфликтующих интересов, идей и целей. Профессионально ориентированная область государственного управления сосредоточена именно на административном уровне и является как бы посредником между сильно политизированным институциональным и аполитичным бюрократизированным технологическим уровнями.

С научных  позиций рациональное объяснение природы  и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

Система государственного управления образуется подсистемами целей  и принципов осуществления государственно-властного  воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает в себя организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную  с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняются определенные действия, приводящие к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

Изучение  социальной среды, где реализуется  государственное управление, на которую оно влияет и которое, в свою очередь, оказывает на него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и гражданского общества, то есть взаимодействия политических институтов при реализации государственного управления.

Применительно к современному Казахстану в государственном управлении можно отметить причудливое переплетение двух противоречивых тенденций. Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении государственного сектора экономики, превращении государства в одного из субъектов регулирования общественных процессов, хотя и наиболее влиятельного. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач инфраструктуры, формирования новых законодательных и иных нормативно-правовых процедур социальных, экономических и политических отношений, необходимости регулировать становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного управления, особенно если оно не замещается самоуправленческими механизмами гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени всегда присутствуют в переходном обществе.

Важнейшая сфера  деятельности государства – управление общественной жизнью людей – объект и предмет относительно самостоятельной научной дисциплины социального управления – теории государственного управления. Государственное управление как объект научного познания представляет собой многоплановое образование. Изучающая его теория в качестве своего предмета выделяет проблемы сущности и специфики государственного управления, его законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного управления. Предметная область данной научной дисциплины очерчена в основном понятиями: государство, политика, государственное управление и власть. В связи с этим теория государственного управления является наукой политической и правоведческой.

Концепция, положенная в основу настоящей дисциплины, исходит  из взаимосвязи политики, права, управления и власти. Она противоположна либеральной парадигме «политико-административной дихотомии», бытовавшей в западной политической мысли вплоть до 90-х годов ХХ века. Отрыв политики от управления, противопоставление государственного управления политике породили двоякий подход в теории: а) государственное управление суть отрасли науки администрирования, т.е. хозяйственного управления; б) государственное управление – это политическая наука.

Деятельность  государства в области социального управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Отсюда юридический аспект теории государственного управления. В этом смысле она может быть охарактеризована как политико-юридическая отрасль знания.

Определение теории государственного управления как  науки политической или политико-юридической  было бы неполным, если бы мы не учли ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие государства как ядра политической системы на общество в целом, т.е. на социум, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы. Поэтому государственное управление по своему определению – это деятельность и отношения политико-правовые и социальные. Соответственно и теория государственного управления – это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных понятий. Они характеризуют явления и процессы, в сущности которых сплетены воедино признаки политического и социального, как это воплощается, например, в основополагающей категории «государство». Последнее представляет собой не только институт публичной (политической) власти, но также и обозначает общественный институт, а конкретнее – высшую форму организации современного общества. Понятие «политическое управление» (руководство) также означает действие и взаимодействие, связанные с использованием государственной власти и власти общественной (в частности, институтов гражданского общества).

Определение теории государственного управления как  науки политико-правовой и социальной и соответствующая характеристика ее собственных понятий ориентируют, во-первых, на понимание государственного управления как стороны и формы проявления саморегуляции общественной системы, как ее самоуправления; во-вторых, на подход к данной научной дисциплине как комплексной, пограничной, сформировавшейся на базе политических, правовых и социальных областей научных знаний.

Таким образом, предметная область теории государственного управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества как субъекта и объекта управления и самоуправления.

Главное, что  составляет содержание теории государственного управления как научной дисциплины, - это изучение важнейшей функции государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики как ядра и системообразующего элемента управления. Функциональный анализ государства, деятельности его органов власти как политико-правового института управления обществом и складывающихся при этом политико-правовых и социальных отношений – таков предмет теории государственного управления.

Информация о работе Теоретические аспекты государственного управления