Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики - это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. На сегодняшний день, актуальность темы заключается в необходимости развития собственного рынка и расширения экономики, за счет государственного регулирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Взгляды экономических школ на государственное регулирование……...4
1.2. Роль и пределы государственного вмешательства в экономику………...10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики
2.1. Основные направления экономической деятельности государства…….14
2.2. Методы государственного регулирования экономики…………………..19
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России
3.1. Роль и методы государственного регулирования в современной России………………………………………………………………………….....25
3.2. Последние тенденции экономического развития в России………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Сущность государственного регулирования  экономики

1.1. Взгляды экономических школ на государственное регулирование……...4

1.2. Роль и пределы государственного вмешательства в экономику………...10

Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики

2.1. Основные направления экономической деятельности государства…….14

2.2. Методы государственного регулирования экономики…………………..19

Глава 3. Государственное  регулирование экономики в России

3.1. Роль и методы государственного регулирования в современной России………………………………………………………………………….....25

3.2. Последние тенденции экономического развития в России………………32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Государственное регулирование экономики - это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое.                   На сегодняшний день, актуальность темы заключается в необходимости развития собственного рынка и расширения экономики, за счет государственного регулирования. Таким образом, необходимо четко определить роль государства в экономической системе.[2, с.22]

        В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. Поэтому возникает необходимость участия государства в решении проблем, порождаемых рынком. К причинам, вызывающим такую необходимость относятся:

         Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка.[3, с.31]

         Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

         Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.                                                                                              Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

         Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

         Цель работы - изучить сущность и методы государственного регулирования экономики. Для этого необходимо выполнить ряд задач:

- проанализировать теоретические  аспекты государственного регулирования;

- изучить теории экономических  школ государственного регулирования;

- рассмотреть инструментарий  государственного регулирования экономики;

- определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

1.1 Взгляды экономических школ на государственное регулирование

        Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В связи с этим, отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

Экономическая политика государства в период первоначального  накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы торгового капитала и промышленности (тогда они были соединены). Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой - меркантилизмом (фр. mercantilisme; ит. mercante -торговец, купец). Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и Франции. Выдающийся представитель этой школы - А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин «политическая экономия». Основной его труд «Трактат политической экономии» (1615 г.).

Меркантилисты считали  основным источником богатства деньги, точнее говоря - торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.[6, с.77-78]

В середине ХVШ в., как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли - физиократизм (rp.philsis - природа + kratos - власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ - «Экономическая таблица» (1758 г.). Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс  предпринимателей начал рассматривать  государственное вмешательство  и связанные с этим ограничения  как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.[6, с.84-86]

Классическое направление  господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ - кейнсианства. Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что цены, процентные ставки, а в основном - заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро - как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата.[4, с. 91]

Кейнс полагал, что государство  может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке «эффективного» спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

Кейнсианцы считали, что  экономическая политика государства  может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента. К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость.[13, с.94]

Таким образом, экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, проводило  большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики. Рассматривая экономические инструменты регулирования совокупного спроса - денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.

Монетаризм (англ. money - деньги; monetari - денежный). Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.[13, с.99]

Как школа в экономической  науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные  отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный  американский ученый, лауреат Нобелевской  премии Милтон Фридмен (чикагская школа) «Контрреволюция в монетарной теории» (1970 г.), «Деньги и экономический рост» (1973 г.).

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической  активности, монетаристы считают, что  денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием[13, с.103].

Сторонники монетаристского  направления акцентируют внимание на «стабильном спросе на деньги», т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи  между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.[13, с.106]

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной  политики монетаристами и кейнсианцами показывает:

1) монетаристы считают,  что изменение денежного предложения,  т.е. денежной массы, непосредственно  воздействует на совокупный спрос и затем - на объем производства в стране;

2) кейнсианцы в своем  механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная  политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами - принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.[6, с.89-91]

Приоритетная роль монетаризма  в разработке и проведении денежно-кредитной  политики за последние десятилетия  в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами: регулирование количества денег в обращении; регулирование банковских резервов; регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам; регулирование ставкой процента и т.д.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России