Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

В рамках научной работы целью является и определение государственной поддержки экономики посредством анализа отдельных элементов системы экономического регулирования. В соответствии с указанными целями в работе были поставлены и решаются следующие задачи:
- проанализировать структуру российской внешней торговли товарами на современном этапе;
- исследовать динамику объемов и товарной структуры внешней торговли РФ в преддверии мирового финансового кризиса;
- рассмотреть структуру и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России;
- изучить систему госрегулирования внешней торговли за рубежом на примере Соединенных Штатов Америки.

Содержание

Введение 3
1 Структура российской внешней торговли товарами на современном этапе 5
1 Внешняя торговля как основная форма участия России в международном разделении труда 5
1.2 Внешнеторговая деятельность России в свете мирового финансового кризиса 7
1.3 Россия в системе мировой торговли товарами (на примере машиностроительного комплекса) 10
1.4 Структура экспорта товаров России 12
1.5 Структура импорта товаров России 14
2 Динамика объемов и товарной структуры внешней торговли РФ 16
2.1 Экспорт и импорт России важнейших товаров за 2008 год 16
2.2 Внешнеэкономические связи России в I квартале 2009 года 21
3 Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России 34
3.1 Понятие, виды, цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности 34
3.2 Принципы государственного регулирования ВТД России 36
3.3 Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности 37
3.4 Структура регулирования ВТД России 38
3.5 Инструменты регулирования ВТД России 40
4 Государственное регулирование внешней торговля за рубежом (на примере Соединенных Штатов Америки) 42
4.1 Государственное регулирование внешней торговли США 42
4.2 Внешнеторговая политика США 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 54

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                             3

1 Структура российской внешней торговли товарами на современном этапе     5

1 Внешняя торговля как основная форма участия России в международном разделении труда                            5

1.2 Внешнеторговая деятельность России в свете мирового финансового кризиса   7

1.3 Россия в системе мировой торговли товарами (на примере машиностроительного комплекса)                            10

1.4 Структура экспорта товаров России                12

1.5 Структура импорта товаров России                14

2 Динамика объемов  и товарной структуры внешней  торговли РФ       16

2.1 Экспорт и импорт России важнейших товаров за 2008 год        16

2.2 Внешнеэкономические связи России в I квартале 2009 года        21

3 Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России                         34

3.1 Понятие, виды, цели и задачи  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности                            34

3.2 Принципы государственного регулирования ВТД России         36

3.3 Законодательство  Российской Федерации о внешнеторговой  деятельности  37

3.4 Структура регулирования ВТД России               38

3.5 Инструменты регулирования ВТД России              40

4 Государственное регулирование внешней торговля за рубежом (на примере Соединенных Штатов Америки)                     42

4.1 Государственное регулирование внешней торговли США        42

4.2 Внешнеторговая  политика США                 47

Заключение                          49

Список использованной литературы                 51

Приложения                          54

 

Введение

 

 

Международная торговля представляет собой исторически первую, наиболее развитую и распространенную форму  международных экономических отношений. Ее влияние на экономику стран значительно и крупномасштабно. В настоящее время активное участие стран в мировой торговле позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, использовать мировые достижения науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Россия, находясь на перекрестке дорог между Востоком и Западом («шелковый путь»), между Севером и Югом («путь из варяг в греки»), что называется, испокон веков поддерживала оживленные торговые связи с ближними и дальними соседями. С начала XX века внешняя торговля начинает играть заметную роль в российской экономике. Значение внешней торговли для страны в течение всего века увеличивалось. Страна за это время все глубже втягивалась в международное разделение труда и, соответственно, в международную торговлю, используя свои абсолютные и сравнительные экономические преимущества для решения задач, которые ставило перед ней время.

Мировая экономическая  наука однозначно отводит государству ведущую роль в разработке и реализации национальной внешнеторговой политики. Международная торговля практически нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. Это обусловлено тем, что экспорт и импорт товаров составляют существенную часть валового внутреннего продукта каждого современного государства, и национальная экономика может нормально функционировать только при условии регулирующей роли государства.

Роль государственного регулирования внешнеторговой деятельности заключается в том, что в процессе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. В условиях глобализации национальная экономика становится все более открытой, поэтому государство должно учитывать в своей торгово-экономической политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Следовательно, государство не может достичь внутреннего экономического равновесия, не используя мер внешнеторгового регулирования.

Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается также рядом объективных обстоятельств. Во-первых, формирование в России рыночной экономики в условиях современной глобализации предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. Во-вторых, одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары, так как на сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами нельзя признать удовлетворительным. Недостаточный уровень инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, доминирование топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики. Кроме того, создание системы государственного регулирования экономики России вообще и внешнеторговой деятельности - это фундаментальная, стратегическая основа развития общества в условиях перехода к рыночной экономике, гарантия подъема экономического потенциала страны и повышения жизненного уровня населения. А в период мирового экономического кризиса рассмотрение данной темы особенно интересно в связи с возникающими трудностями в управлении экономиками стран, что в свою очередь оказывает воздействие на изменение внешней конъюнктуры этих стран, имеющих торговые отношения друг с другом.

Основной целью данной работы является определение места России в системе мировой торговли, проведение анализа экспортно-импортных отношений России со странами, торговыми партнерами, а также исследование динамики торгового баланса России за последние годы. В рамках научной работы целью является и определение государственной поддержки экономики посредством анализа отдельных элементов системы экономического регулирования. В соответствии с указанными целями в работе были поставлены и решаются следующие задачи:

  • проанализировать структуру российской внешней торговли товарами на современном этапе;
  • исследовать динамику объемов и товарной структуры внешней торговли РФ в преддверии мирового финансового кризиса;
  • рассмотреть структуру и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России;
  • изучить систему госрегулирования внешней торговли за рубежом на примере Соединенных Штатов Америки.

 

1 Структура российской внешней торговли товарами на современном этапе

 

 

1.1 Внешняя торговля как основная форма участия России в международном разделении труда

 

 

Международное разделение труда является объективной основой международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономического развития и характера общественного строя.

Место и роль любой страны в МРТ зависят  от следующих факторов: уровня и  динамики развития национальной экономики, степени ее открытости и вовлеченности в МРТ, развитости внешнеэкономических связей, умения национальной экономики адаптироваться к внешним условиям хозяйствования и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

В современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами, В то же время она слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций. Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень открытости национальной экономики перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство  должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемерном  учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.

К наиболее значимым преимуществам можно отнести  наличие:

  • крупных и в основном комплексных минерально-сырьевых ресурсов, имеющих по некоторым категориям мировое значение;
  • отвечающих мировому уровню, а в отдельных точках превосходящих его, промышленных и научно-технических мощностей;
  • многочисленных трудовых ресурсов с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • больших объемов основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющих экономить на инвестиционных затратах.

В сложившихся  условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики  с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также  обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику в целях вхождения в МРТ перед Россией стоят следующие основные задачи:

  • повышение конкурентоспособности российской экономики и дальнейшая интеграция в систему международных экономических отношений;
  • обеспечение равноправных условий доступа российских Товаров на мировые рынки;
  • дальнейшее проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности;
  • сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли;
  • содействие развитию высокотехнологичных отраслей промышленности, способных производить конкурентоспособную продукцию;
  • налаживание торгово-экономических связей с важнейшими зарубежными торговыми партнерами.

Главной задачей  российской экономики в XXI веке становится повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. В мировой науке и практике конкурентоспособность рассматривается как определяющий критерий эффективности рыночной экономики, отражающий в синтезированном виде основные показатели ее развития.

Для России проблема повышения конкурентоспособности  приобретает в сущности универсальный  характер в плане как качественного  удовлетворения потребностей внутреннего  рынка, так и обеспечения устойчивого  выхода на внешние рынки.

В то же время сложность экономической ситуации в стране, прежде всего ограниченность финансовых ресурсов, диктует необходимость строго избирательного подхода к этой проблеме. При выборе приоритетных направлений ее решения необходимо сосредоточить основные усилия на отраслях обрабатывающей промышленности, связанных с высокими технологиями, при ориентации на развитие производства не только готовых изделий, но и широкого спектра высококачественных узлов, деталей и полуфабрикатов на основе кооперации с ведущими зарубежными фирмами. Особое внимание целесообразно уделить также расширению сотрудничества в сфере услуг, являющейся наиболее динамичным сегментом мирового развития. Потенциальные возможности, которыми располагает Россия в области транзитных перевозок, строительных услуг, а также в секторе космических запусков и ряде секторов информационных услуг, открывают перспективы для активного наращивания экспорта услуг и выравнивания внешнеторгового баланса.

 

 

1.2 Внешнеторговая деятельность России в свете мирового финансового кризиса

 

 

В условиях кризиса мировой финансовой системы решение проблем, связанных с диверсификацией отечественного экспорта, во многом предопределяет возможности успешного преодоления кризисной ситуации в российской экономике и повышения ее международной конкурентоспособности.

Низкая диверсификация российского экспорта - одна из наиболее острых проблем российской экономики. По данным Федеральной таможенной службы, за 2007 г. более 67% отечественного экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось на топливно-энергетический сектор. На втором месте находится металлургия, занимающая порядка 14% отечественного экспорта в страны дальнего зарубежья.

Таким образом, структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10% [20].

В последнее  десятилетие не один раз ставился вопрос о том, что в российской экономике уже сформировались основные предпосылки развития процесса диверсификации экономики России:

  • конкурентное развитие рынка и рост потребностей;
  • необходимость интенсификации использования производственных и финансовых ресурсов;
  • стремление к сглаживанию конъюнктурных колебаний на рынке;
  • усиление неравномерности распределения инвестиционного климата между отраслями и комплексами;
  • гармонизация государственных регуляторов экономического (и в частности промышленного) развития в соответствии с нормами Всемирной торговой организации;
  • ускоренный чистый приток иностранных инвестиций и превращение российской промышленности в нетто-получателя инвестиционных ресурсов.

Сегодня в условиях мирового финансового кризиса становится очевидным то, что модель экономики  России, по которой страна развивалась  в последние годы, себя исчерпала. «Сырьевая» модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Критерием сырьевого характера экономики является доля сырьевых товаров в экспорте. Если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения [21].

По словам Главы  Минэкономразвития России Э. Набиуллиной, мировой финансовый кризис показал  исчерпанность модели роста российской экономики, которая строилась на высоких ценах на нефть, а также  на доступности дешевых иностранных кредитов для банков и предприятий. В условиях же кризиса цены на нефть значительно упали, а российская экономика перестала получать средства из-за рубежа. Среди причин несостоятельности модели российской экономики были названы: недостаточное развитие собственного финансового рынка, чрезмерная зависимость от экспорта только нескольких секторов экономики, а также низкая диверсификация. Все это доказывает, что стратегия диверсификации должна стать одной из доминирующих базовых стратегий развития реального сектора экономики нашей страны, в условиях кризиса она является оптимальной. При современном раскладе мировых цен на нефть и металлы российскому руководству придется форсировать процессы диверсификации экономики. Ждать очередного взлета цен на энергоносители и другие вида сырья, не предпринимая мер по диверсификации, поставит всю российскую экономику в долгосрочный тупик.

Информация о работе Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России