Современное состояние и основные виды банковских услуг в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
- раскрыть содержание понятия «банковская услуга» и дать классификацию банковских услуг;
- рассмотреть функции коммерческие банки в международных торговых операциях;
- проанализировать основные тенденции современного рынка международных банковских услуг;
- исследовать состояние и перспективы банковских услуг, предоставляемых ОАО Банк ВТБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
5
1 Рынок банковских услуг и его роль в международной торговле………………………………………………………………………….

6
1.1 Понятие и классификация банковских услуг………………………………….
6
1.2 Коммерческие банки в международных торговых операциях…………………
8
2 тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле………………………………………………………………

13
2.1 Современное состояние и развитие банковских услуг в мировой торговле
13
2.2 Тенденции развития банковских услуг в мировой торговле………………
21
3Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ

24
3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ……………………………………….
24
3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году………………………...
28
3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли……………………….
38
3.2 Перспективы развития банковских услуг ОАО Банк ВТБ…………………..
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая банковские услуги в мировой торговле.docx

— 205.42 Кб (Скачать файл)

Организационная структура  группы ВТБ представлена в Приложении А.

Группа ВТБ сегодня  – это ведущая российская универсальная финансовая группа, работающая на международных рынках.

Банк ВТБ и его дочерние компании образуют международную финансовую группу, которая осуществляет свою деятельность на российском и зарубежных рынках. Основная деятельность группы ВТБ представлена двумя бизнес-линиями: корпоративно-инвестиционной и розничной.

В рамках этих бизнес-линий  ВТБ предоставляет своим клиентам весь комплекс финансовых услуг, в том числе: банковские услуги для корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, розничные банковские услуги. Кроме того, ВТБ активно развивает небанковский финансовый бизнес – лизинг, факторинг, страхование, пенсионное обеспечение.

Развитая система перекрестных продаж продуктов компаний Группы позволяет комплексно удовлетворять потребности самых взыскательных клиентов и создает большой потенциал развития бизнеса.

В России Группа осуществляет банковские операции через головной банк Группы – ОАО Банк ВТБ, а также через ВТБ24 (ЗАО), ОАО «Банк Москвы» и ОАО «ТрансКредитБанк».

За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через (по

состоянию на 31 декабря 2011 года):

– 15 банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина (два банка), Беларусь (два банка), Казахстан и Азербайджан) и Грузии,

– в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция, Великобритания и

Сербия) и Африке (Ангола);

– два представительства, расположенных в Италии и Китае;

– два филиала ВТБ, расположенных в Китае и Индии;

– дочерние организации – в Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах и Китае (Гонконг).

Группа ВТБ также представлена на территории Вьетнама, действуя через ассоциированную компанию – Вьетнамско-Российский совместный Банк.

Таблица 2 - Основные показатели Группы ВТБ на 31 декабря 2011 года

Финансовые показатели группы ВТБ

- Активы: 6789,6 млрд. рублей

- Объём кредитного портфеля: 4590,1 млрд. рублей

- Чистая прибыль: 90,5 млрд. рублей

Структура акционерного капитала ОАО Банк ВТБ 

- Российская Федерация  в лице Федерального агентства  по управлению государственным  имуществом – 75,5%

- The Bank of  New York International Nominees (банк-депозитарий по программе GDR) – 16,4% акций

- Прочие юридические и  физические лица (акции в свободном  обращении) – 8,1% акций

Клиенты

- Физические лица: более  15 млн.

- Юридические лица: более  50% крупных компаний России

Географическое присутствие

- 20 стран (СНГ, Европа, Азия и Африка)

- 73 субъекта Российской  Федерации

- Более 1700 точек продаж

Численность персонала

67912 человек


 

Обладая самой широкой  для банков СНГ международной сетью, Группа имеет возможность предложить своим клиентам услуги на основных мировых финансовых рынках в рамках международного права.

Возможность предложить клиентам полный перечень продуктов на ключевых финансовых рынках, как в России, так и за рубежом является

уникальным преимуществом  Группы.

Филиальная сеть Группы в  России является второй по величине в стране и значительно превышает размер сетей большинства ее конкурентов, что является ее значительным преимуществом перед российскими и зарубежными банками.

У Группы имеется 645 точек продаж по всей территории России в 73 из 83 российских регионов по состоянию на 31 декабря 2011г., ее деятельность охватывает регионы, в которых сосредоточено 98% ВВП России.

Кроме того, банки Группы ВТБ обладают уникальной для российских банков международной сетью.

Широкая региональная сеть, построенная, в основном, в течение последних 4 лет, с учетом современных технологических требований и стандартов обслуживания, создает возможности для укрепления позиций на

розничном и корпоративном рынке, установления более эффективных отношений с региональными клиентами по сравнению с большинством ее конкурентов.

Значительное международное присутствие позволяет Группе ВТБ оказывать клиентам услуги на международных рынках, содействуя расширению их бизнеса и развитию международного сотрудничества.

В настоящее время Группа занимает второе место на российском рынке корпоративных банковских услуг по кредитам и привлеченным средствам клиентов. У Группы сложились прочные рабочие отношения с ведущими российскими компаниями во всех секторах российской экономики, а ее клиентская база высоко диверсифицирована.

По состоянию на конец 2011 г. Группа предоставляла банковские услуги более 60% крупных российских компаний.

Группа является вторым по величине игроком на российском рынке розничных банковских услуг: доля рынка по розничному кредитованию и привлечению составила 10% и 6%, соответственно. ВТБ предлагает полный спектр продуктов и услуг для частных лиц и предприятий малого бизнеса.

В результате 20-летней деятельности на российском банковском рынке бренд ВТБ приобрел известность и доверие.

Так, по состоянию на начало 2012 г. по всем основным параметрам Группа ВТБ занимает второе место после Сбербанка, опередив Русский Стандарт и Альфа-банк.

В соответствии с рейтингом компании BrandFinance, по итогам 2011 г. ВТБ вошел в Топ-100 самых дорогих банковских брендов мира (1,8 млрд. долларов, 83 место).

Доверие к бренду ВТБ подкрепляется контролирующей долей государства в акционерном капитале Банка, самыми высокими среди российских компаний рейтингами финансовой устойчивости от ведущих международных агентств, а также лидирующим положением на рынке розничного банковского обслуживания.

На рисунке 1 представлена структура органов корпоративного управления ОАО Банк ВТБ.

Рис. 1 Структура органов  корпоративного управления ОАО Банк ВТБ

3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году

 

Корпоративно-инвестиционный бизнес

В рамках принятой Наблюдательным советом стратегии развития группы ВТБ на период 2010-2013 гг. в отчетном периоде была завершена интеграция корпоративного и инвестиционного бизнесов. В основных точках присутствия группы ВТБ запущен процесс формирования глобальной бизнес-линии      «Кор-поративно-инвестиционный  бизнес» (КИБ). В рамках КИБ осуществляется обслуживание крупных корпоративных клиентов по основным направлениям корпоративно-инвестиционного бизнеса.

В КИБ вошли три продуктовых  подразделения (инвестиционный, кре-дитный и транзакционный) и три клиентских подразделения, специализирующихся на обслуживании крупных корпоративных клиентов государственного и оборонного секторов, крупных корпоративных клиентов рыночных отраслей и клиентов среднего бизнеса.

В рамках инвестиционного  направления бизнеса группы ВТБ корпоративным клиентам предлагается полный перечень инвестиционно-банковских продуктов, включая проведение торговых операций, организацию выпуска долговых и долевых ценных бумаг, финансовое консультирование по сделкам на рынках капитала и в области слияний и поглощений, развитие бизнеса прямых инвестиций, управление активам и т.д.

В компетенцию кредитного подразделения входит предоставление различного рода кредитных продуктов. Структура подразделения разработана с учетом особенностей обслуживания клиентов различных отраслей и категорий бизнеса с целью улучшения подходов к проведению кредитного анализа и повышения качества кредитного портфеля Группы.

Основной целью выделения  транзакционного направления стала необходимость повышения доли комиссионных доходов группы ВТБ за счет увеличения продаж существующих транзакционных продуктов и услуг, включая расчетно-кассовое обслуживание, валютный контроль, продукты

привлечения денежных средств, централизацию расчетов и управления ликвидностью клиентов, продукты документарного бизнеса, а также развития продуктовой линейки.

Объединение корпоративного и инвестиционного бизнесов в рамках Группы позволит реализовать интегрированный подход к обслуживанию крупных корпоративных клиентов, используя платформу группы ВТБ, добиться синергетического эффекта за счет взаимного дополнения линеек продуктов и услуг основных направлений бизнеса и более адресных предложений с учетом специфики клиентов.

Инвестиционный бизнес

Группа ВТБ предлагает российским и международным клиентам, осуществляющим свою деятельность в различных регионах мира, полный спектр инвестиционно-банковских услуг, включая торговые операции на глобальных рынках, аналитические исследования, операции на рынках долгового и акционерного капитала, структурные продукты, операции на рынке M&A и консалтинговые услуги, услуги по управлению активами и т.д. Инвестиционные услуги в рамках корпоративно-инвестиционного бизнеса группы ВТБ предоставляет главным образом ВТБ Капитал.

В отчетном периоде ВТБ  Капитал открыл новый офис в Гонконге, расширив присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также осенью 2011 года ВТБ Капитал получил лицензию FINRA на осуществление брокерско-ди-лерской деятельности в США и открыл офис в Нью-Йорке в апреле 2012 года.

Группа предлагает полный спектр услуг по проведению торговых операций на долговых и акционерных рынках, валютно-конверсионных операций, операций на глобальных товарно-сырьевых рынках, торговых операций с акциями, облигациями, услуг по управлению валютными и процентными рисками, включая услуги по хеджированию, структурное кредитование, структурные депозиты и ноты, а также структурные кредитные и гибридные продукты.

В 2011 году ВТБ начал осуществлять в Украине торговые операции на

рынке акций с привлечением дочерней компании ВТБ Украина.

ВТБ Капитал получил членство и начал работать на Варшавской фондовой бирже (WSE), а также приступил к операциям на биржах FORTS и Eurex.  ВТБ Капитал продолжил развивать сотрудничество с РКБ Кипр, через ко-торый клиенты ВТБ вели активную торговлю акциями и производными инструментами.

По данным журнала Euromoney, на группу ВТБ приходится до 31% всего объема конверсионных операций российских компаний. В 2011 году Группа помимо операций в основных валютах предложила продукты для российских компаний в экзотических валютах, в частности в китайских юанях и индийских рупиях. В отчетном периоде Группа провела первую сделку своп по валютной

паре RUB/CNY.

ВТБ является одним из ведущих  трейдеров на рынке государственных и корпоративных облигаций на ММВБ и внебиржевых рынках, лидером на российском рынке инструментов с фиксированной доходностью. Группа осуществляет значительный объем торговых и инвестиционных операций с государственными ценными бумагами, включая облигации Министерства финансов России и суверенные еврооблигации Российской Федерации. По данным EMTA, в 2011 году доля ВТБ на рынке торговых операций с облигациями превысила 10% как по рублевым облигациям, так и по еврооблигациям.

С 2011 года группа ВТБ ведет  торговые операции с облигациями в странах Центральной и Восточной Европы, включая Польшу, Хорватию, Венгрию, Литву, Румынию, Болгарию, а также совершает сделки по основным видам ценных бумаг в Турции.

Инвестиционно-банковские операции ВТБ предлагает клиентам полный спектр инвестиционно-банковских услуг, включая консультационные услуги по сделкам слияний и поглощений, размещение выпусков долговых и долевых ценных бумаг и т.д.

В 2011 году ВТБ Капитал  участвовал в нескольких значимых сделках на

рынке M&A, включая объединение ведущих российских производителей калийных удобрений ОАО «Сильвинит» и ОАО «Уралкалий» (на сумму 23,9

млрд. долларов США) и сделку на 4,9 млрд долларов США по слиянию бирж РТС и ММВБ. Согласно Thomson Reuters, по итогам отчетного периода ВТБ Капитал занял 1-е место в России среди инвестиционных банков – консультантов на рынке слияний и поглощений, организаторов выпусков долговых и долевых ценных бумаг.

Аналитика

Аналитическая команда ВТБ  Капитал освещает деятельность более чем 90 компаний в основных отраслях экономики, регулярно проводит независимые исследования по рынкам инструментов с фиксированной доходностью, рынкам акций и товарно-сырьевым рынкам, анализ макроэкономической ситуации, а также предоставляет аналитическую поддержку компаниям Группы. В 2011 году аналитики ВТБ Капитал заняли 5 из 10 верхних строчек в номинации «Аналитическая команда России» рейтинга Thomson Reuters.

Операции на товарно-сырьевых рынках ВТБ Капитал предлагает широкую линейку услуг по управлению рисками для участников операций на товарно-сырьевых рынках, включая продукты по хеджированию рисков, финансирование с привязкой к ценам на сырье и т.д.

Спектр услуг ВТБ Капитал также включает в себя структурные инвестиционные инструменты, в том числе структурные депозиты и структурные ноты с привязкой процентной ставки к ценам на сырье или сырьевые индексы. Банк также участвует в торгах драгоценными металлами, осуществляет операции с производными инструментами, экспортные операции. Банк ведет продажу драгметаллов от своего имени, за счет клиентов – производителей драгметаллов и других банков.

Кредитный бизнес

Развитие российского  рынка корпоративного кредитования в 2011 году

происходило в условиях умеренного роста российской экономики. На фоне

роста промышленного производства постепенно улучшалось финансовое состояние корпоративных заемщиков, что положительно отразилось на рынке кредитования. Группа сумела успешно воспользоваться восстановлением рынка и увеличила корпоративный кредитный портфель до 3,8 трлн. рублей, что на 50% выше аналогичного показателя 2010 года. При этом рыночная доля ВТБ в этом сегменте составила 18,7%.

Информация о работе Современное состояние и основные виды банковских услуг в международной торговле