Современное состояние и основные виды банковских услуг в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
- раскрыть содержание понятия «банковская услуга» и дать классификацию банковских услуг;
- рассмотреть функции коммерческие банки в международных торговых операциях;
- проанализировать основные тенденции современного рынка международных банковских услуг;
- исследовать состояние и перспективы банковских услуг, предоставляемых ОАО Банк ВТБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
5
1 Рынок банковских услуг и его роль в международной торговле………………………………………………………………………….

6
1.1 Понятие и классификация банковских услуг………………………………….
6
1.2 Коммерческие банки в международных торговых операциях…………………
8
2 тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле………………………………………………………………

13
2.1 Современное состояние и развитие банковских услуг в мировой торговле
13
2.2 Тенденции развития банковских услуг в мировой торговле………………
21
3Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ

24
3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ……………………………………….
24
3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году………………………...
28
3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли……………………….
38
3.2 Перспективы развития банковских услуг ОАО Банк ВТБ…………………..
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая банковские услуги в мировой торговле.docx

— 205.42 Кб (Скачать файл)

Изучение  российскими банками особенностей  развития  европейского 

рынка банковских услуг перспективно вследствие географической близости России, наличия развитых экономических связей с ЕС, ориентированности российского экспорта и импорта на страны Западной Европы.

На развитие рынка банковских услуг США влияет экономический подъем, снижение уровня инфляции, стабильный темп роста промышленного производства, лидирующие позиции доллара на валютных рынках с сохранением процентных ставок. Финансовый кризис повлек бегство капиталов американских инвестиционных фондов с рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В целом американский рынок банковских услуг обладает следующими признаками [22]:

- развитой банковской инфраструктурой;

- наличием большого количества небанковских финансовых институтов;

- сращиванием промышленного и банковского капиталов;

- присутствием американских ТНБ на мировых рынках капитала; 

- передовыми позициями США в области развития электронных, компьютерных технологий, телекоммуникационных сетей;

- ориентированностью американских банков на предоставление услуг в области обслуживания внешней торговли (преимущественно экспорта) и электронных банковских услуг.

Сращивание банковского и промышленного капиталов США основано на альянсах семейных групп (Морганы, Рокфеллеры, Мелоны) и региональных групп (Кливлендская, Чикагская, Техасская и т.д.).

Особенности рынка банковских услуг и операций США обусловлены переориентацией банков с краткосрочных кредитов на инвестиционные  услуги и целевое долгосрочное кредитование клиентов. В связи с отменой закона Гласса-Стиголла, запрещавшего слияние банковских и прочих финансовых институтов, ожидается рост услуг в области корпоративных финансов, в частности, в сфере слияний и поглощений и финансового консультирования. Отличительной чертой американских банков является их ориентация на банковские услуги по расчетно-кассовому и документарному обслуживанию внешнеэкономической деятельности.

Например, Бэнк оф Ныо-Иорк, Бэнк оф Америка активны в сфере услуг по обслуживанию экспорта с использованием гарантий Эксимбанка США и Министерства сельского хозяйства (программы GSM 102,103). На развитие рынка банковских услуг влияет перестройка системы крупнейших инвестиционных банков США по линии универсализации их деятельности путем поглощений компаний [22].

К особенностям рынка банковских услуг США также относится вторичный рынок долговых обязательств по продаже рисков, опосредованных в форме различных финансовых инструментов: аккредитивов, векселей, тратт, банковских акцептов.

Конкурентом американскому  рынку банковских услуг стал рынок  банковских услуг стран Юго-Восточной Азии и КНР. Конкурентными преимуществами последнего являются повышенная инвестиционная привлекательность, перспективность развития банковских услуг в области обслуживания внешнеэкономической деятельности, привлечения инвестиций, проектного финансирования и финансового консультирования.

Особенности развития рынка банковских услуг стран Азии определялись высокими темпами экономического роста данного региона. Доля стран Азии в мировой торговле выросла до 45%. Объем совокупных валютных резервов стран Азии равнялся в 2005 г. 580 млрд. долл. против 400 млрд. долл. в США. Это означает, что центральные банки этих стран управляют половиной мировых валютных резервов. По прогнозам МВФ, в ближайшие 30 лет Азия будет производить 40% мирового ВВП против 21% в Северной Америке и 13% в Европе. Однако азиатские страны являются в основном импортерами товаров и услуг из США и Европы (3% экспорта), (исключение составляет Япония с ее экспортно-ориентированным производством).

По данным Всемирного банка, для удовлетворения потребностей ведущих  азиатских стран в развитии энергетики в ближайшие 10 лет необходимо инвестировать более 400 млрд. долл., а общая инвестиционная потребность данного региона оценивается в 1,4 трлн. долл. Огромные потребности в инвестициях определяют динамику развития рынка банковских услуг [22].

Во-первых, большое значение имеют услуги в области обслуживания международных торговых сделок.

Во-вторых, на рынке банковских услуг в Азии активно работают филиалы ТНБ, финансовые и инвестиционные компании крупнейших западноевропейских стран и США. Они обслуживают крупные инвестиционные проекты своих клиентов, например, индонезийский контракт Екссон Корпорейшн по реализации офшорного газового проекта на сумму 40 млрд. долл.

В-третьих, рынок услуг азиатских стран привлекает своей доходностью. За последние несколько лет американские ТНК получили на азиатском рынке банковских услуг в среднем около 22% годовых дохода, что в два раза превышает среднемировое значение. Европейские ТНК при помощи «своих банков» также активно проникают на рынок услуг стран Азии. Французская пищевая корпорация «Данон» является крупнейшим азиатским производителем сладостей, «Проктер энд Гембл» завоевал 60% китайского рынка шампуней.

В-четвертых, рынок банковских услуг азиатских стран отличает большое количество финансовых центров, например, в Токио, Гонконге, Шанхае, Сингапуре [22].

По мнению аналитиков «Файненшиал  Тайме», банковская система КНР в целом отвечает мировым стандартам, если не принимать во внимание высокую долю в балансах банков проблемных кредитов (20-30% кредитных портфелей государственных банков). От иностранного вмешательства национальную банковскую систему защищают [22]:

- национальный банк и крупные банки с государственным участием;

- государственные специализированные банки;

- национальные коммерческие банки;

- обыкновенные коммерческие банки, обладающие сетью в 138 тыс. филиалов и отделений.

Китайское законодательство ограничивает деятельность каждого  иностранного банка одним городом  и разрешает предоставлять услуги совместным предприятиям в области валютных операций. В связи с этим большинство иностранных банков в КНР выполняют функции посредников при организации торговых и валютных операций.

Рынок банковских услуг Гонконга после присоединения к КНР практически не изменился. Гонконг — второй по величине мировой финансовый центр Азии - обладает мощным потенциалом, о чем свидетельствует его способность зарезервировать более 80 млрд. долл. для преодоления последствий финансового кризиса. К 2010 г. на территории Гонконга действовало свыше 500 кредитно-финансовых учреждений, в том числе 82 банка, входящих в 100 крупнейших банков мира, зарубежные активы банков и других финансовых учреждений превысили 600 млрд. долл. КНР выгодно поступательное  развитие Гонконга, который является крупнейшим инвестором, вложившим в китайскую экономику более 100 млрд. долл. (50% всех инвестиций в КНР).

Рынок банковских услуг Гонконга разделен на сферы влияния двух банковских групп - Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации (активы 314 млрд. долл.) и Банка Китая с 350 филиалами [22].

Особенности инвестиционных банковских услуг в странах ЮВА и Японии интересны для российской банковской системы с точки зрения изучения рынка инвестиционных банковских услуг, в частности, рынка облигационных заимствований стран ЮВА, который составляет 12% ВВП и

рынка акций, капитализация которого вдвое превышает объем ВВП.

Полезен также опыт предоставления банковских услуг, связанных с обращением и учетом финансовых обязательств банков и управлением портфелем услуг огромного количества филиалов и отделений. Особое внимание крупнейшие кредитно-финансовые институты Гонконга уделяют развитию смешанных портфелей банковских услуг с использованием информационных технологий, в частности, Интернет.

Перспективность данного  направления банковской деятельности обусловлена необходимостью быстрого перемещения финансовой информации между участниками рынка банковских услуг, спросом на банковские услуги в режиме реального времени и компьютеризацией банковской деятельности в целом.

Использование иностранного опыта в практике российских коммерческих банков может сказаться крайне положительно на уровне эффективности функционирования как отдельно взятой структуры, так и всего сектора в целом. В частности, целесообразно использование опыта банков ЮВА в части формирования комплексных портфелей услуг, совмещающих в себе как услуги для корпоративных клиентов, так и услуги для физических лиц.

 

2.2 Тенденции развития  банковских услуг в мировой  торговле

 

Увеличение объемов продажи  товаров, услуг, технологий и интеллектуальной собственности в развитых странах  оказало прямое воздействие на развитие банковских услуг. В настоящее время  возрастает значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличивается объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастает роль услуг в сфере  финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят  банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.

Огромное влияние на развитие международной торговли банковскими  услугами оказывает обострившаяся  конкуренция между банками, небанковскими  кредитно-финансовыми и нефинансовыми  предприятиями. Роль финансовых посредников  банки экономически развитых стран  уступают сегодня другим финансовым институтам - факторинговым и лизинговым компаниям, инвестиционным и инновационным  фирмам. Удельный вес банков в кредитных  операциях упал с 82% до 69% [34].

Обострилась конкуренция  и между однотипными банковскими  учреждениями. В борьбе за клиентов банки все чаще выходят на чужую  территорию. При этом следует отметить, что борьба идет в основном не за крупных корпоративных клиентов, а за предприятия малого и среднего бизнеса. Если в 1990-е гг. банки стремились обслуживать корпорации, то сейчас существует тенденция к избавлению от них и переориентации на более  мелких клиентов. Однако в данном случае все чаще используется стратегия  предоставления сначала одной услуги, к которой потом неизбежно  добавляются другие, как правило, более дорогие [34].

Данная тенденция порождает  некоторые структурные изменения  в банковской сфере, а именно такое  понятие, как "вхождение в отрасль". Оно подразумевает создание транснациональными корпорациями "внутренних банков". Например, "Вольвобанк", "Бритиш петролеум", "Рено" полностью  обслуживают финансовые потребности  своих учредителей и предоставляют  определенный набор услуг иностранным  клиентам [34].

Одной из проблем ведущих  банков на ближайшие годы является реструктуризация сети филиалов и отделений, так как создание глобальной сети ведет к удорожанию стоимости  услуг и дополнительным издержкам.

Базовым принципом банковского  обслуживания становится сегментный подход к продаже услуг, основанный на портфельном  принципе их предоставления, в том  числе при помощи информационных технологий [24].

Изменения потребностей клиентов и возможностей банковских услуг  ведет к определенной реорганизации  каналов их сбыта. Общение банка  с 

клиентом  в стационарном помещении теряет свою актуальность, т.к.

последний получает возможность это делать при помощи электронных систем связи. Банки тратят огромные суммы на развитие банковских услуг в Интернете. В  Европе банки около 4% всех своих  операций осуществляют через Интернет, а в США доля онлайновых банковских транзакций составляет 3%, при этом доля клиентов, работающих через Сеть, у  ведущих европейских банков превышает 10% [35].

Согласно  прогнозам исследовательской компании Datamonitor, 121 млн. человек в Западной Европе и США совершат в 2011 году банковские операции посредством Интернета, только в Европе обороты рынка онлайн-банкинга составят 5 млрд. евро [35].

На современном  этапе возрастает потребность в  оказании клиентам различных консультационных услуг по управлению активами, страхованию, приватизации и банкротству, при  этом банковские клиенты предъявляют  повышенный спрос на качество услуг.

Понятие качества банковских услуг состоит  в способности совокупности

характеристик банковской услуги удовлетворить функциональные (время, способ оказания), информационные (доступность, конфиденциальность) и  эмоциональные (обратная связь, точность и аккуратность) потребности клиентов. Согласно исследованиям, в Западной Европе 30% рабочего времени банковских служащих тратится на исправление ошибок [24].

К перспективам развития банковских услуг следует  отнести проблему рисков, обусловленную  увеличением объемов внешнеэкономических  сделок, кредитования, распространением компьютерной торговли, быстрым ростом деривативных сделок. К ним относятся  страновые, политические, валютные, клиентские риски, риск наступления "эффекта  домино" при финансовой несостоятельности  одного или нескольких участников рынка, рыночный риск, риск ухудшения финансового  положения участников и т.д. [14]

 

 

 

3 Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских   услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ

 

3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ

 

ОАО Банк ВТБ сегодня –  публичная компания, системообразующий российский банк, построивший международную финансовую  группу. Группа ВТБ предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в 19 странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке Группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.

Информация о работе Современное состояние и основные виды банковских услуг в международной торговле