Современное состояние и основные виды банковских услуг в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
- раскрыть содержание понятия «банковская услуга» и дать классификацию банковских услуг;
- рассмотреть функции коммерческие банки в международных торговых операциях;
- проанализировать основные тенденции современного рынка международных банковских услуг;
- исследовать состояние и перспективы банковских услуг, предоставляемых ОАО Банк ВТБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
5
1 Рынок банковских услуг и его роль в международной торговле………………………………………………………………………….

6
1.1 Понятие и классификация банковских услуг………………………………….
6
1.2 Коммерческие банки в международных торговых операциях…………………
8
2 тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле………………………………………………………………

13
2.1 Современное состояние и развитие банковских услуг в мировой торговле
13
2.2 Тенденции развития банковских услуг в мировой торговле………………
21
3Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ

24
3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ……………………………………….
24
3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году………………………...
28
3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли……………………….
38
3.2 Перспективы развития банковских услуг ОАО Банк ВТБ…………………..
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая банковские услуги в мировой торговле.docx

— 205.42 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Южный институт менеджмента

Кафедра Мировой экономики

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Международный бизнес»

 

 

Студент______________________________________________________

                           ФИО                                                                                                       (подпись, дата)

 

 

Научный руководитель__________________________________________________

                                       Должность,  ФИО                                                                      (подпись, дата)

 

ЗАЩИЩЕНО:

 

________________   ___________________________

         (оценка)                                                             (подпись, дата)

 

 

 

2012

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа - 55 с., 2 - рис., 2 - табл., 38 - источников.

 

 

банковские услуги, международная торговля, коммерческие банки, классификация банковских услуг, кредитные услуги, консультационные услуги, кредитно-финансовые институты, расчетно-кассовые услуги, банки-корреспонденты, инкассирование и перевод денежных средств, иностранная валюта, перевод платежей, консультирование клиентов, современные технологии и тенденции банковских услуг.

Объект  исследования – банковские услуги в международной торговле.

Цель  исследования –  рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.

В ходе исследования рассмотрены функции  коммерческих банков в международных торговых операциях и дана классификация банковских услуг;

проанализированы  основные тенденции современного рынка  международных банковских услуг; исследованы  состояние и перспективы банковских услуг, предоставляемых ОАО Банк ВТБ.

При написании данной работы использовались различные источники, в которых рассматриваются современные  технологии и тенденции банковских услуг в сфере международной  торговли.

Информационную базу исследования составили аналитические материалы  ОАО Банка ВТБ.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….

5

1 Рынок банковских услуг и  его роль в международной торговле………………………………………………………………………….

 

6

1.1 Понятие и классификация  банковских услуг………………………………….

6

1.2 Коммерческие банки в международных  торговых операциях…………………

8

2 тенденции и перспективы развития  банковских услуг в мировой  торговле………………………………………………………………

 

13

2.1 Современное состояние  и развитие банковских услуг  в мировой торговле

13

2.2 Тенденции развития  банковских услуг в мировой  торговле………………

21

3Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских   услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ

 

24

3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ……………………………………….

24

3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году………………………...

28

3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли……………………….

38

3.2 Перспективы развития  банковских услуг ОАО Банк  ВТБ…………………..

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..

52

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..

55


 

 

Введение

Характерной тенденцией современного развития является формирование мировой экономической  системы, основывающейся на международном  производстве, международных рынках капитала и рабочей силы, международном  научно-информационном пространстве.

Данное  явление связано с глобализацией - качественно новым этапом интернационализации  производства и обмена. Этим явлением в настоящее время охвачены все сферы экономики, в том числе и банковская. В мире, где все большее число людей не ограничены в своих передвижениях по свету и нуждаются в современных и своевременных финансовых услугах, развитие международных банковских услуг идет быстрыми темпами.

Особенности предоставления банковских услуг в сфере внешнеэкономической  деятельности обусловлены рядом  макроэкономических факторов: социально-экономическим  положением страны, позицией банков и  финансовых организаций на мировых  рынках, валютным законодательством, темпами  инфляции, влияющими на тарифную политику банков, состоянием платежного баланса, валютного курса.

Банковские услуги в сфере  внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, обеспечивают доход банка, а также направление маркетинговых исследований, стратегию развития филиальной сети и сети банков-корреспондентов, динамику платежных потоков по счетам и др.  

Во многих странах совершенствование деятельности банков, как на национальном, так и на международном уровне стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития.

Актуальность исследования темы курсовой работы обусловлена тем, что банковские услуги являются традиционной и наиболее прибыльной сферой банковского предпринимательства, направленного на удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития национальной экономики и,  в связи с этим, возникает необходимость исследования основных тенденций развития рынка банковских услуг в условиях экономической интеграции.

Объект  исследования курсовой работы – банковские услуги в международной торговле.

Предмет исследования  – специфика банковских услуг в международной торговле.

Цель исследования – рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.

В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:

- раскрыть содержание понятия «банковская услуга» и дать классификацию банковских услуг;

- рассмотреть функции коммерческие банки в международных торговых операциях;

- проанализировать  основные тенденции современного рынка международных банковских услуг;

- исследовать состояние и перспективы банковских услуг, предоставляемых ОАО Банк ВТБ.

При написании данной работы использовались различные источники, в которых рассматриваются современные  технологии и тенденции банковских услуг в сфере международной торговли, в частности, проблемы и перспективы оказания банковских услуг в международной торговле в достаточной степени рассмотрены в работах Красавиной Л.Н., Саранцева Д.И., Усоскина В.М. и других авторов.

В курсовой работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение.

Информационную базу исследования составили аналитические материалы  ОАО Банка ВТБ.

 

 

1 Рынок банковских услуг и его роль в международной торговле

 

1.1 Понятие и классификация банковских услуг

 

Банковская услуга представляет собой предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций [12].

Банковские услуги можно  классифицировать по нескольким критериям, характеризующим особенности их предоставления клиентам. В их числе [12]:

а) направленность на удовлетворение потребностей клиента:

- прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента (платежные, коммерческие);

- косвенные или сопутствующие услуги, облегчающие предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли (клиринговые, консультационные);

- услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек при использовании прямых услуг;

б) степень сложности:

- услуги, которые могут быть востребованы большим количеством потребителей (клиринговые услуги);

- услуги, требующие специального уровня подготовки банковских кадров (управление активами, инвестиционные услуги);

- услуги, требующие профессиональных знаний в области использования услуг (услуги в области корпоративных финансов);

- услуги, требующие специальных знаний;

в) тип обслуживаемых операций:

- кредитные услуги;

- расчетно-кассовые услуги;

- инвестиционные услуги;

- трансформация ссудных капиталов (форфетирование, факторинг,        лизинг, траст и др.);

- консультационные услуги.

Предоставляемые банком услуги можно разделить также на[22]:

- стратегические (позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни);

- текущие (позволяют клиенту банка оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане);оперативные (позволяют клиенту банка подготовиться и быстро решить не запланированные проблемы);специальные (позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных ситуациях).

Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации торговли и сбыта  их конечному потребителю, т.е. нуждается  в рынке банковских услуг.

Рынок банковских услуг - это  специфичная сфера рыночных отношений, обеспечивающая спрос и предложение  на услуги банков, направленная на стимулирование банковских операций в целях удовлетворения потребностей клиентов.

Основными составляющими  инфраструктуры рынка банковских услуг  являются в настоящее время не только центральные и коммерческие банки, но и торговые компании, инвестиционные фонды, консалтинговые компании, оффшорные зоны и т.д.

Другими продавцами на рынке банковских услуг являются небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые предприятия [27].

Первые формально не являются банками, но основная деятельность их связана с оказанием финансовых услуг, во многом аналогичных банковским (консалтинговые фирмы, инвестиционные фонды, факторинговые и форфейтинговые компании).

Ко второй группе относятся, прежде всего, торговые компании и финансовые конгломераты.

Структура рынка банковских услуг состоит  из следующих секторов [36]:

- рынок платежных и корреспондентских услуг;

- услуги на рынке ссудных капиталов;

- рынок коммерческих услуг корпоративным клиентам;

- рынок услуг частным клиентам;

- рынок услуг по обслуживанию внутренней и внешней торговли;

- рынок электронных банковских услуг;

- рынок услуг по доверительному управлению активами.

 

 

1.2 Коммерческие банки в международных торговых операциях

 

В международной торговле банки  играют немаловажную роль, определяемую наличием большого числа контактов  с банками других стран во всем мире.

Так, российский коммерческий банк может  иметь счета во многих своих банках-корреспондентах  за границей, а те, в свою очередь, могут иметь счета в этом банке. Благодаря этому предприятия  в состоянии осуществлять платежи  своему зарубежному контрагенту, а  также получать от него платежи из-за границы.

При этом коммерческий банк может  иметь международный отдел со своими отделениями в Москве и  региональных центрах, например, в Чебоксарах, которые действуют как отделения  банка для своих клиентов (банки-корреспонденты за рубежом).

Зарубежные отделы банков, как правило, выполняют следующие основные функции  для своих клиентов, а именно: обеспечение иностранной валютой, заключающееся в продаже иностранной  валюты клиентам и покупке ее у  них; предоставление ссуды в иностранной  валюте; предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и денежных чеков [32].

Следующая функция — инкассирование и перевод денежных средств, когда  банки участвуют от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих  из-за границы, и могут участвовать  в платежах клиентов отдельным лицам  или компаниям за рубежом.

В этом случае банки осуществляют перевод платежей в рублях или иностранной валюте от имени клиентов (импортеров) в Россию; зачисляют платежи, поступающие из-за границы, на счета собственных клиентов или счета клиентов других отделений банков (экспортеров) выполняют «документарное инкассо» от имени экспортера в России или иностранного покупателя за рубежом.

Банки предоставляют также услуги в процессе осуществления международной  торговли, когда они ведут счета  клиентов в рублях или иностранной  валюте, собственные счета в банках-корреспондентах  за рубежом; предоставляют овердрафты или ссуды для клиентов и банков за границей в рублях или иностранной  валюте, услуги по документарному аккредитиву; учитывают переводные векселя или  чеки подлежащие оплате за границей; акцептуют переводные векселя; финансируют иностранных покупателей или экспортеров и выдают гарантии под банковские ссуды [32].

Большое значение также уделяется  консультированию клиентов с целью  повышения эффективности их международных  операций.

Информация о работе Современное состояние и основные виды банковских услуг в международной торговле